Второй коммунальный Армагедон
- Еженедельник 2000
- — Держава
- — Ресурсы
Второй коммунальный Армагеддон
Перед зданием ОАО «Пальмирасахар» разгорелись нешуточные страсти
Владимир СЕНЧИХИН,
Киев—Золотоноша—пос. Пальмира—Киев
В поселок Пальмира в Золотоношском р-не Черкасской обл. я приехал в тот день, когда его жители собрались на сход, чтобы обсудить, как им жить без питьевой воды, подачу которой пообещало прекратить ОАО «Пальмирасахар».
Незаконная вода
Это была не пустая угроза: накануне на домах расклеили объявления следующего содержания:
«Обращаемся к вам с открытым письмом относительно ситуации, которая сложилась вокруг водопользования на территории ОАО «Пальмирасахар».
16 августа 2012 г. решением инспекции Госгорпромнадзора по Черкасской области был взыскан штраф и наложен запрет на добычу пресных подземных вод для завода «Пальмирасахар». Придерживаясь такого жесткого решения Черкасского областного совета, мы должны были отключить центральное водоснабжение уже на следующий день — 17.08.2012 г. Но для обеспечения нормальных условий существования жителей поселка Пальмира руководством предприятия было принято решение не отключать водоснабжение, несмотря на запрет.
В течение следующих 7 месяцев мы продолжали добывать воду. Все это время предприятие «Пальмирасахар» прилагало все усилия, чтобы официально, в установленном законодательством порядке, получить лицензию на добычу пресной воды на территории сахарного завода. До сих пор мы не смогли получить ни согласования, ни четко обоснованного отказа.
Каждый раз наш вопрос искусственно исключался из повестки дня заседания Черкасского областного совета. Так случилось и на последнем, состоявшемся 22 марта 2013 г., несмотря на то что мы каждый раз акцентировали внимание на том, что отсутствие лицензии приводит не только к остановке завода, но и оставляет без воды 500 квартир, а в совокупности 1600 жителей поселка Пальмира.
Мы берем на себя обязательства и в дальнейшем продолжать пытаться получить необходимое разрешение, но в настоящее время, к сожалению, продолжать добычу и поставку воды жителям поселка мы не имеем возможности, ведь перед нами встала реальная угроза привлечения к уголовной ответственности.
Учитывая вышесказанное, мы, не имея выбора, вынуждены отключить водоснабжение поселка Пальмира. Мы призываем ответственных лиц услышать нашу насущную проблему и помочь в ее решении.
С надеждой на понимание и поддержку администрация ОАО «Пальмирасахар».
Чтобы читателям было понятно, какое отношение сахарный завод имеет к снабжению питьевой водой поселка, придется углубиться в недалекое прошлое.
Перефразируя Льва Толстого, можно сказать, что в нашей стране каждый населенный пункт несчастен по-своему. Беда Пальмиры в том, что еще с советских времен все коммунальные услуги (тепло, вода и канализация) ей предоставлял сахарный завод. Никаких коммунальных предприятий, в отличие от других поселков страны, здесь не было изначально. Построили завод в 1970 г., одновременно с поселком. За несколько лет на голом месте возникли двух-, четырех- и пятиэтажные жилые дома, средняя школа, детсад, дом культуры, больница, стадион, почта.
При переработке сахарной свеклы главная роль отводится воде. Именно поэтому при строительстве завода и поселка пробурили 4 скважины, вода из которых поступает и на завод, и в поселок. Причем водопровод изначально закольцевали в единую систему. Что касается канализации, то очистные сооружения построили отдельно — для завода и для жилых домов. Однако лет 20 назад поселковая система вышла из строя, и после этого и жилые дома переключили на заводские очистные сооружения. Так что сегодня поселок и завод в смысле воды и ее очистки являются единым организмом.
Следует также отметить, что жители Пальмиры уже пережили один коммунальный Армагеддон. Случилось это после того как завод, согласно законодательству, передал всю социальную сферу, которую до этого содержал на собственные средства, местному самоуправлению в лице сельсовета (в его состав, кроме поселка, территориально входят села Вознесенское и Каневщина, а также хутор Петровский). Раньше Пальмиру отапливала заводская котельная, а после передачи завод теплопровод отрезал.
В результате было решено в каждой квартире установить индивидуальное отопление. Тот, кто хотя бы раз в жизни этим занимался, знает, какая это головная боль и как она бьет по карману. Правда, завод все же помог поселку: на собственные средства переделал газовую систему с низкого давления на среднее, при сельсовете было создано коммунальное предприятие, а малоимущим оказали финансовую помощь. Все остальные жители поселка установили в квартирах газовые котлы за свой счет.
Избирательное согласование
Виктор Павлюченко:
«На рынке нашей страны
450 тыс. т «лишнего» сахара»
Так что нет ничего удивительного в том, что когда я вместе с депутатом Черкасского облсовета Иваном Костогрызом приехал в Пальмиру, возле завода бушевали нешуточные страсти. Собравшиеся на сход граждане вызвали на ковер гендиректора Виктора Павлюченко и требовали, чтобы он объяснил, будет ли вода в поселке. Некоторые прямо обвиняли руководство завода в том, что оно палец о палец не ударило, чтобы решить этот вопрос.
Виктор Васильевич упирал на то, что завод тут ни при чем. Есть постановление Кабмина №615 от 30 мая 2011 г. «Об утверждении Порядка предоставления специальных разрешений на пользование недрами». В нем говорится: «на каждый вид пользования недрами в пределах конкретного участка предоставляется отдельное разрешение», которое выдается после соответствующей экспертизы. Причем разрешение для опытно-промышленной разработки месторождений выдается на 5 лет и согласовывается с облсоветами. Специальное разрешение (лицензию) государственной службы геологии и недр необходимо получить при добыче воды более 300 кубов в сутки, а завод добывает 320.
Получить лицензию «Пальмирасахар» пытается с 2003 г., но безуспешно — Черкасский облсовет не дает согласования. Такая картина наблюдалась и в 2008-м, и в 2010-м. В последний раз облсовет отказался от согласования в марте 2011 г. 17 августа предприятию запретили добывать подземные воды, а через 5 дней оштрафовали на 700 тыс. грн. Чем завод не угодил депутатам облсовета, непонятно. В итоге г-н Павлюченко пообещал людям, что воду в ближайшее время не отключат.
Иван Костогрыз сообщил собравшимся, что на последнем заседании облсовета обсуждались три согласования на получение лицензий, при этом двум фирмам было отказано, одна из них — ОАО «Пальмирасахар».
— Я спросил, чем вызвана такая избирательность, но внятного ответа не получил, — говорит Иван Иванович. — Попросил слова, чтобы выступить, но мне отказали. В конце заседания все же прорвался на трибуну и сказал, что прекращение подачи воды жителям Пальмиры может вызвать экологическую катастрофу. Из неофициальных источников мне известно, что речь идет о том, чтобы «Пальмирасахар» уплатил некий социальный взнос. В общем, получается, что вы оказались заложниками ситуации. Как говорится, паны дерутся, а у мужиков чубы трещат.
В результате мнения жителей поселка разделились. Одни предлагали устроить пикет под зданием облсовета, другие — написать обращение к депутатам, а третьи — жалобу в прокуратуру, чтобы та провела соответствующую проверку и наказала виновных. Когда кто-то из собравшихся высказал предположение, что завод могут закрыть, а оборудование порезать на металлолом, несколько человек заявили — «мы им сами головы отрежем».
К этому времени стало известно, что в Пальмиру приехал представитель компании Kernel, которой принадлежит «Пальмирасахар», и он готов вместе с членами инициативной группы поехать в Золотоношскую райгосадминистрацию, чтобы обсудить проблему. По их информации, они встретились с председателем РГА Оксаной Криницкой (перед поездкой в Пальмиру я попытался взять у нее интервью, но она сослалась на то, что у нее нет времени. — Авт.). В итоге была достигнута договоренность, что все 4 скважины будут переданы на баланс Вознесенского сельсовета. Как сообщил представитель компании Kernel, «было достигнуто полное взаимопонимание, и никакого социального напряжения не будет».
Канализацию не подарят
Люди разошлись по домам, но я решил выяснить, насколько реально водоснабжение поселка силами поссовета. Встретился с Виктором Павлюченко, который рассказал, что за сезон завод может перерабатывать 6 тыс. т сахарной свеклы и в годы СССР был одним из флагманов сахарной промышленности, на нем обкатывали все передовые технологии. В урожайные годы работал почти полгода. До 1996 г. был государственным, а затем его приватизировал и выкупил холдинг «Укррос».
В 2011-м стал собственностью компании Kernel, занимающейся сельским хозяйством, а также производством подсолнечного масла и сахара. Сегодня тут работает 160 чел. В прошлом году средняя зарплата составляла 2825 грн., а в сезон было задействовано 825 чел.
— Глава совета директоров и крупнейший акционер украинской аграрной группы Kernel Андрей Веревский в ноябре 2012 г. сообщил, что компания намерена уйти из сахарного бизнеса и по отдельности продать принадлежащие ей заводы. Будет ли «Пальмирасахар» работать в нынешнем году?
— Я никаких указаний на этот сей не получал. Проблема нашей страны в том, что после утраты традиционных рынков сбыта и подорожания газа выращивание сахарной свеклы и производство сахара стали нерентабельными. К слову, в мире «плавает» 7 млн. т сладкого продукта. Потребности Украины в нем — 1,8 млн. т, а в прошлом году было произведено 2,2 млн. На последнем совещании ассоциации сахаропроизводителей было озвучено, что на рынок выброшено 450 тыс. т «лишнего» сахара. В 2010 г. функционировали 73 завода по переработке сахарной свеклы, в прошлом году их количество сократилось до 68. И этот процесс, к сожалению, не останавливается.
Насколько мне известно, компания «Райз-Максимко», которой принадлежит Лохвицкий сахарный завод (Полтавская обл.) производительностью 9,5 тыс. т в сутки, в нынешнем году сахарную свеклу сеять не будет. И я их понимаю. Наш завод, к примеру, в 2012-м на арендуемых площадях собрал 240 тыс. т свеклы и проработал всего 45 дней, а чтобы предприятие было рентабельным, оно должно запускаться как минимум на 90 дней. Причем ежесуточно за потребленный газ мы платили по 1 млн. грн. При этом мы не можем вырастить на своих землях столько сахарной свеклы, сколько необходимо заводу. Существует золотое правило агрономии — площадь посева свеклы не должна превышать 25% в структуре всех посевных земель. Так что если в государстве ничего не изменится, скорее всего, «Пальмирасахар» будет законсервирован.
— Как считаете, почему Черкасский облсовет отказывает в воде вашему предприятию?
— Я сам был депутатом облсовета, но не могу объяснить мотивацию бывших коллег, ведь речь идет не только о заводе, но и о насущных нуждах жителей поселка. Не думаю, что тут замешана политика. Что касается некоего социального взноса, который завод якобы должен уплатить в обмен на лицензию, не могу ни подтвердить, ни опровергнуть эту информацию.
— Возможна ли передача водоснабжения поселка на баланс сельсовета?
— Скважины мы передадим, но что дальше будут делать с ними? Во-первых, водопроводным трубам уже 43 года, и, как вы понимаете, они требуют замены, а на это нужны большие деньги. К тому же не осталось ни схем их прокладки, ни проектантов. Это означает, что придется переделывать отводы водопровода к каждому дому. Включая проектную документацию, это потянет на 10—15 млн. грн. Вот и посчитайте, сколько с людей будет брать денег за воду КП, созданное при сельсовете.
Придется также решать вопрос и с канализацией. Завод не может ее подарить, так как нарушится технологическая цепочка, и он уже никогда не заработает. Не забывайте и о том, что на скважины все равно придется получить лицензию. Однако проблему, как ни крути, все равно нужно решать.
Нереальная реальность?
Станислав Бузырев:
«Очистные сооружения
завода сельсовет не потянет»
Побеседовал я и с бывшим председателем Вознесенского сельсовета Станиславом Бузыревым, который занимал эту должность в 2002—2010 гг.
— У нас самая большая социальная сфера в Черкасской обл., — рассказал Станислав Васильевич. — В Вознесенском и в Пальмире — две школы, столько же домов культуры и детсадов. Кроме того, больница и ФАП, а также единственный в области дом-интернат для престарелых. Когда меня избрали председателем, бюджет сельсовета составлял 132 тыс. грн., постепенно удалось его довести до 3 млн., из которых только 1,5 млн. уходило на медицину. А еще мы провели газ по всему селу.
У нас был колхоз, которому принадлежало 2700 га земель. При распаевании руководство района предупреждало моего предшественника, чтобы сельсовет оставил себе больше земли, за аренду которой можно было бы получать деньги, но этого не сделали. Так что сельсовет сегодня собственной земли практически не имеет и живет в основном с налога с физических лиц.
— Собственное водоснабжение — это реально?
— КП создать можно, но ведь для него нужна база, которую придется создавать с нуля. Что касается очистных сооружений, то даже если их передадут сельсовету, он их финансово не потянет. Они ведь рассчитаны на большие мощности, там соответствующие насосы установлены, которые сельсовету не нужны. Так что потребуются новые проект и оборудование.
Виктор Денисенко:
«Если бы мне раньше сказали,
что у нас будет безработица,
я бы не поверил»
А вот нынешний председатель Вознесенского сельсовета Виктор Денисенко настроен более оптимистично. По его словам, уже в ближайшее время сельсовет примет 4 скважины на баланс и создаст коммунальное предприятие, в котором будут работать 15 чел. Что касается техники, то можно договориться с сахарным заводом, чтобы тот передал ее сельсовету в счет тех 700 тыс. грн., на которые его оштрафовали. А лицензии на добычу воды и фекальные отходы можно получить в ускоренном порядке при помощи районных и областных властей.
Я спросил Виктора Ивановича, сколько человек проживает на территории сельсовета
— По списку числится 3945, но на самом деле живет только половина, остальные на заработках в Киеве, а также за границей. Если бы мне раньше сказали, что у нас будет безработица, я бы не поверил. Раньше только на сахарном заводе работали 500 жителей села. Еще 740 чел. — в колхозе «Красное знамя», в котором был животноводческий комплекс на 9 тыс. голов КРС. Ныне от него ничего не осталось, а арендаторы занимаются в основном выращиванием зерновых.
Отопление стоимостью в 1 млн. грн.
Мой рассказ о Пальмире был бы неполон, если бы я не упомянул о том, что по решению районных властей участковую больницу в поселке собираются перепрофилировать в амбулаторию и закрыть стационарное отделение, вместо которого будет функционировать дневной стационар.
— Нашу больницу построили в 1975 г., — рассказывает заведующая Лариса Прилипко. — Согласно проекту стационар был рассчитан на 60 коек, сегодня их осталось 10. На участке, который мы обслуживаем, проживает 5280 чел., большинство пожилые люди. В штате больницы числится 34 чел. Кроме стационара, у нас имеется поликлиника, физкабинет и пункт скорой помощи. Если закроют стационарное отделение, то всех санитарок (их четыре) и трех медсестер придется уволить. Останется только одна медсестра.
С согласия Ларисы Николаевны (у нее был прием больных, и она не смогла меня сопровождать) я осмотрел оба этажа больницы. Честно говоря, столичная поликлиника, к которой я приписан, внутри выглядит гораздо хуже. Особенно поразили современные и явно недешевые батареи отопления. Как мне объяснили, на модернизацию отопительной системы сельсовет потратил 1 млн. грн. Это не считая автономной котельной. В палатах стационарного отделения действительно лежали люди преклонного возраста.
С точки зрения чиновников от медицины, замена обычного стационара на дневной особого вреда этим гражданам не принесет, ведь они могут днем получать необходимые процедуры и лечение, а вечером уходить домой. И это так, если ездить на служебной или собственной иномарке. Но от самого удаленного села до больницы 15 км, а автобус ходит два раза в день. Спрашивается, смогут ли пациенты ежедневно в течение 10 дней (обычный курс лечения) лечиться в больнице, если у семьи нет машины?
И при этом, 2-й этаж все равно придется отапливать.
Перед отъездом я зашел в местный дом культуры. Оказалось, здесь работают библиотека, в которой книги на любой вкус (сахарный завод в свое время постарался), вокальный и танцевальный кружки, студия художественного слова, спортзал с тренажерами. Имеется и футбольная команда.
Природа вокруг Пальмиры на редкость «мальовнича». Казалось бы, в таком месте и жить хорошо, и отдыхать приятно. Но при одном условии — если есть средства. А откуда они у людей возьмутся, если негде работать? Если сахарный завод закроют, то на улице окажутся 160 чел. Молодые и инициативные уедут на заработки, а что делать оставшимся?
Голосование
-0 : 5+
Уникальные
просмотры
107
Киев—Золотоноша—пос. Пальмира—Киев
Данная статья вышла в выпуске №16 (651) 19 – 25 апреля 2013 г.
Комментарии