АПЛОДИСМЕНТЫ В КИНОЗАЛЕ. Я посмотрел фильм "Легенда №17"

Я шёл с опаской смотреть фильм про кумира моего детства Валерия Харламова. Очень и очень боялся, что будет какая-нибудь пошлость типа «Есенина» или «Высоцкого»... Оба фильма были не о Поэтах, а о дебоширах и наркоманах. А имя Валерий Харламов для меня всегда было святым, как и имена Анатолия Тарасова, Владимира  Петрова, Бориса Михайлова и ещё десяток имён великих советских хоккеистов.

Но нет, нет, нет!!! Это – прекрасный фильм, вернувший мне на полтора часа счастливейшие минуты, когда я, совсем пацаном смотрел советский хоккей и грандиозный матч «СССР-Канада».

Данила Козловский убедил на 100 процентов. Да, это был он – Валерий Харламов, спортсмен, боец, русский характер, сбивший вместе со своими товарищами спесь и гонор с высокомерных канадцев. А ведь какой свист и смех был тогда на трибунах, как хихикали эти самые «профи», пришедшие на тренировку наших… И нисколько не стеснялся я своих слёз, когда смотрел Это. И отрадно было видеть, как многие выходили из зала с влажными глазами.

Фильм не без голливудских приёмов, но он действительно волновал, заставлял переживать и сжимать подлокотники кресла. А что за восторг был в моей душе, когда в зале раздавались аплодисменты. И когда в ворота канадцев влетали шайбы, и когда после после стольких моментов подлейшего хамства у Валерия не выдержали нервы и он выбросил за борт стокилограммовую тушу канадского защитника, охотившегося за ним. Аплодисменты раздались и тогда, когда на экране возникло табло с финальным счётом. Я прекрасно знал по минутам ход того матча, но всё равно безумно переживал и радовался. И очень завидовал молодым людям в зале, которые могли и не знать того драматического сюжета.

Мы смеялись, видя раскрытые хлебала канадских болельщиков. Зал бурно аплодировал на финальных титрах. Это были аплодисменты и Валерию Харламову и тренеру Анатолию Тарасову (Олег Меньшиков) и великой державе, которая пока ушла, но обязательно вернётся, и создателям этого прекрасного фильма!

Посмотрите обязательно и всенепременно!

 

P\S. События фильма очень близки к тому, как было на самом деле, но было бы глупо, если бы обошлось без художественных улучшений. На самом деле матч показывали не ночью, а в 10 утра из-за разницы во времени, поэтому Тарасов никак не мог бродить по ночному двору, слушая доносящиеся из окон крики. Но какой художественный символ незримого присутствия Тренера рядом со своими питомцами. Кстати, Анатолий Тарасов никогда не был главным тренером сборной формально. Им был спокойнейший Аркадий Чернышов, который очевидно предназначался для сглаживания необузданной натуры второго тренера.

Карикатура в газете, где канадец с клюшкой, вместо указки учит русского играть в хоккей, была. Но это – эпизод из 1954 года. Дежавю. В 1954 году на чемпионате мира сборная СССР выиграла у любительской сборной Канады со счётом 7:2. Тогда тоже были спесь, насмешки, высокомерие. История ничему не учит.

И тут, в 1972 канадцы были без шлемов, жевали жвачку и все без исключения выглядели гораздо выше ростом и шире в плечах.

Эспозито выиграл вбрасывание у Петрова, канадцы вошли в нашу зону, и на 30 секунде Парк точно передал на пятачок Маховличу. Тот бросил, Третьяк успел отбить, но тут мастер забивать с пятачка Эспозито шайбу добил. Весь советский народ сразу приуныл у телевизоров. Нет, победы над профессионалами никто и не ждал, но надеялись на достойное сопротивление. А тут – на 30 секунде…

В фильме «Легенда №17», то по законам драматургии первую половину матча канадцы прижали наших в своей зоне, не давая им шайбы, и засыпали Третьяка градом бросков. И, конечно, грубили, постоянно впечатывая в борт наших. Показано здорово, художественно, так как и надо.

Однако реальность была не такова. Да на 7 минуте Роттей забросил нам вторую шайбу, после которой органист, заполняющий музыкой паузы, заиграл похоронный марш… Но.

Но я бы не сказал, что наши ребята выглядели эти первые минуты подавленными. Эти первые минуты канадцы владели шайбой редко, а вратарь Драйден шесть (!) раз вступил в игру, и я бы не сказал, что отбитые им броски дались ему легко.

Третьяк в это время бездельничал… Однако, хоккейный бог послал канадцам вторую шайбу, видимо, для того, чтобы ещё сильней наказать их за понты. Наши были быстрее, юрче, играли в пас, и плели вокруг кленовых ворот хитроумные кружева комбинаций.

Я бы хотел написать, что после того, как Зимин забил Драйдену первую шайбу – над стадионом воцарилась гробовая тишина. Но нет. По-моему восприятию это гол уже ничуть не удивил ни хоккеистов, ни болельщиков. Никакого шока. Все были к нему морально готовы. Конечно, реакцией на этот гол было глухое, злобное разочарование…

Канадцы окончательно перестали выпендриваться, и начали вгрызаться в лёд по серьёзному, ну решительно, как на финале кубка Стенли. Игровое преимущество сборной СССР стало менее очевидным, но всё же осталось. Петров сравнял счёт.

Уязвлённые звёзды НХЛ бросились на штурм. Но тут выяснилось, что этот мальчишка Третьяк, над которым вволю поиздевалась вся североамериканская пресса, оказывается – хороший вратарь. Нет, вру, не хороший, а один из самых выдающихся за всю историю хоккея. Кленовые включили форсаж, теряя последние силы, а проклятый Третьяк брал шайбу за шайбой, не моргнув глазом… На записи слышно, как канадский комментатор поминает имя нашего вратаря сначала с насмешкой, потом с удивлением, потом со злобой и, наконец, с восторженным восхищением…

Ну, а во втором периоде северная Америка узнала, что такое Он – Валерий Харламов! Сначала, он не посчитавшись аж с двумя защитниками перед собой, вколотил Драйдену в ближний угол. Очень обидно так вколотил… А потом, когда те же защитники с вратарём ждали от него дриблингов и обводок, точнёхонько бросил от синей линии промежду всех прямо в нижний угол… В фильме тренер канадцев воскликнул в раздевалке «Разберитесь с 17 номером». На самом деле это уже в Москве он воскликнул: «Этот Харламов нас убивает», и таки вывел мерзавец Бобби Кларк Валерия из строя. Но то, что охота за Харламовым началась со второго периода первого матча – это верно.

И, конечно, зал дворца спорта, до отказа набитый мужчинами в галстуках и дамами в бриллиантах (можно только догадываться, сколько стоил билет на тот матч) не вставал и не аплодировал Харламову после вторго гола. Художественное, голливудское преувеличение, но как ещё показать, что русских хоккеист "уважать себя заставил"? (Помню, в "Рокки-4", когда отважный американский парень одолел русского зверюгу - даже Андропов ему аплодировал.)

Третий период. Какая там к лешему сухая победа? «Сохранить лицо, сохранить лицо…» – стучало в висках наших соперников, и первая половина концовки прошла во взаимных, сумбурных атаках. Им повезло больше, наши прозевали Кларка, и счёт стал 4:3. Стадион возликовал, хоккеисты жарко обнимались. Ещё бы – Третьяку забили. На мгновение над Канадой промелькнула Надежда…

Но быстро скрылось. Последняя десятиминутка была разгромом. Прорыв Михайлова и Зимина похоронили даже самые призрачные надежды. А в заключительном аккорде Якушев постоял с шайбой возле Драйдена, терпеливо подождал, пока тот уляжется и сделал счёт позорным – 7:3.

Канада была в трауре. Падали с клёнов листья, журналист обещавший съесть свою статью, если канадцы не выиграют 8:0 обещание сдержал. Харламову уже утром в гостинице предложили безумные миллионы за переход в НХЛ. Вы не поверите – он почему-то отказался…

Я сморю бесценные кадры самого яркого триумфа нашего хоккея. Вот прозвучал финальный свисток. Наши ребята устремляются в центр, обнимаются, благодарят Третьяка на это у них уходит полминуты. А потом выстраиваются в колонну, чтобы воздать дань уважения своим соперникам в виде рукопожатий. Но канадцы уже скрылись с хоккейной площадки…

От Калининграда до Владивостока всё ликовало. Радовалась Прибалтика, танцевала лезгинку Грузия, Украина поднимала стаканы с горилкой, Молдавия – с чудесным вином. Узбеки, таджики, казахи с гордостью повторяли: «Наши победили!»

Э-э-эх!!!