Что такое развитие? Взгляд философии. Часть 20.

На модерации Отложенный

#20. В.Белл. (Продолжение после отступленй)

Объективный критерий истины для представлений Разума людей о явлении «Человек Разумный».

Следующий абзац – о критерии представлений внешней обществу реальности. Абзац за ним переходит к обсуждению критерия истинности представлений о внутриобщественной реальности. Мы увидим, что эти критерии (научный и диалектический) не всегда совпадают.

Ответ на вопрос об объективном критерии истины для представлений людей о внешней, по отношению к самому явлению «Человек Разумный», реальности прост: критерием истины являются экспериментальные факты, наблюдаемые людьми в явлениях этой реальности. Экспериментальные факты этой реальности истинны для представлений людей, поскольку являются свойством и проявлением независимой от представлений людей реальности. В объяснении и прогнозировании фактов такой реальности ошибочными могут быть только представления Разума людей о них, но не сами факты этой реальности. В процессе познания внешнего мира происходит только односторонний процесс согласования людьми своих представлений со свойствами реальности внешнего мира – путём изменения представлений людей.

Более сложным является ответ об объективном критерии истины для представлений людей о явлении «Человек Разумный», поскольку реальность этого явления содержит в себе сами представления людей о нём.

Изменились представления людей о явлении «Человек Разумный» – изменяется реальность и самого явления «Человек Разумный». Изменилась реальность явления «Человек Разумный» – изменяются и представления людей о ней.

Реальность явления «Человек Разумный» является реальностью самосогласованной с представлениями людей о ней, и, наоборот, представления людей о реальности явления «Человек Разумный» являются самосогласованными с реальностью явления «Человек Разумный», что означает одно и то же. Между реальностью явления «Человек Разумный» и представлениями людей о ней протекает процесс САМОСОГЛАСОВАНИЯ.

Мы можем констатировать (выделить) принципиальное, фундаментальное отличие процесса познания людьми реальности явления «Человек Разумный»: в процессе познания людьми свойств явления «Человек Разумный» происходит двухсторонний процесс согласования, как со стороны изменения представлений людей о реальности «Человек Разумный» под её действием, так и со стороны изменения свойств самой реальности «Человек Разумный» под действием представления людей о ней.

Если внешняя реальность независима от представлений людей о ней, то собственная реальность – это реальность самосогласованная и самосогласующаяся с представлениями людей о ней.

Самосогласованность реальности с представлениями людей – ОБЪЕКТИВНОЕ свойство реальности явления «Человек Разумный», отличающее её от внешней реальности.

В своей неизменности, реальность явления «Человек Разумный» является реальностью самосогласованной с представлениями людей о ней – определённой людьми и определенной для людей реальностью.

В своём развитии, реальность явления «Человек Разумный» является реальностью, только ещё самосогласующей себя с представлениями людей о ней – неопределенной людьми и неопределённой для людей реальностью.

В каждый текущий момент времени реальность явления «Человек Разумный» является, одновременно, в чём-то уже самосогласованной с представлениями людей о ней, а в чём-то ещё только самосогласующей себя с представлениями людей о ней, результат самосогласования которых будет получен реальностью явления «Человек Разумный» только в БУДУЩЕМ времени.

В чём-то представления людей опережают реалии явления «Человек Разумный», в чём-то они с ней самосогласованы, в чём-то отстают от реалий явления «Человек Разумный.

Расхождение, несовпадение, противоречие между реалиями явления «Человек Разумный» и представлениями людей толкает реальность явления «Человек Разумный» к их самосогласованию и путем изменения представлениями людей реалий явления «Человек Разумный», и путём изменения реалиями явления «Человек Разумный» представлений людей.

Среди всех представлений людей о реальности явления «Человек Разумный» есть совокупности представлений, которые в принципе не могут быть согласованы с реальностью явления «Человек Разумный». Это совокупности представлений людей, которые приводят людей, общество, человечество в будущем к ГИБЕЛИ, к прекращению существования в реальности вообще каких-либо представлений людей, поскольку не остается в реальности самих людей, общества, человечества – к гибели явления «Человек Разумный».

Если представления людей о явлении «Человек Разумный» в будущем привели людей, общество, человечество – явление «Человек Разумный» – к гибели, значит, вся их совокупность оказалась НЕИСТИННОЙ – критически ошибочной, не соответствующей объективному свойству явления «Человек Разумный», и потому, не могущей быть им самосогласованной в реальности своего бытия.

Поскольку в совокупности всех представлений людей есть представления, уже самосогласованные реальностью явления «Человек Разумный», то все представления людей о явлении «Человек Разумный» не могут быть критически ошибочными. Это означает, что в критически ошибочной совокупности представлений людей есть представления, которые создают собой критическую ошибочность всей совокупности представлений людей о реальности явления «Человек Разумный».

Возможно даже, что ранее эти критически ошибочные представления людей были в реальности явления «Человек Разумный» представлениями, не облдающими критической неверностью, но стали таковыми в процессе развития явления «Человек Разумный» и изменения объективных условий его реальности.

Объективным критерием истины представлений людей о явлении «Человек Разумный» является их способность создавать текущими действиями людей возможность БУДУЩЕЙ жизни и развития людей, общества, человечества – явления «Человек Разумный».

Важный вывод:

Представления людей, создающие своей реализацией в настоящем времени невозможность в будущем времени для жизни и развития людей, общества, человечества – явления «Человек Разумный» – не являются истинными, а являются критически неверными, представляющими собой самую большую опасность для людей, общества, человечества.

Действия людей из представлений о явлении человек, общество человечество, противоречащие вышеуказанному критерию объективной истины, приводят людей, общество, человечество просто к гибели, к самому сильному отрицанию объективной реальностью представлений людей – к отрицанию представлений людей вместе с людьми, обществом, человечеством, как таковыми.

Итак, практика людей может подтверждать соответствие мысли и бытия, а может отрицать это соответствие. Мышление может не соответствовать бытию. Отрицание такого соответстсвия есть отрицание мышления бытием, есть гибель общества. Текущая практика людей не всегда может нам подсказать, на сколько скользкий путь развития мы вступили. Самосогласование или саморассогласование общественной практики с бытием мышления возникает только в будущем. Например, практика Кюри и Резерфорда только в будущем поставила вопрос о необходимости самосогласования ее развитых результатов с бытием человечества. Какие сегодня практики угрожают нам в будущем? Насколько сегодняшние практики согласованы/рассогласованы с реальностью? Ответ на этот вопрос мы получить не можем никаким научным методом (наблюдением, экспериментированием). Этого ответа сегодня еще нет. Объективно нет. Он есть и выплывет к нам в будущем. И хорошо бы, чтобы мы не оказались перед ним в роли “Титаника” в последние минуты плавания.