Религия на грани шизофрении

Религия на грани шизофрении

Мусульмане в центральной мечети имени Ахмата Кадырова во время праздничной проповеди и молитвы // © РИА Новости, Саид Царнаев

7 - комментарии
Религия на грани шизофрении

Некоторые проявления религиозности могут быть признаками психических заболеваний

Религия для многих является источником успокоения, который улучшает общее самочувствие. Но некоторые виды религиозности могут граничить с психическими заболеваниями.

Видя, что их дети охотнее молятся, чем сидят за видеоиграми, большинство родителей восклицают «Аллилуйя!» или нечто подобное, чтобы выразить свою радость. Однако исследования показывают, что религия не может стать такой же позитивной силой в жизни детей, каковой часто является для взрослых.

Билл Хэтэуэй (Bill Hathaway), клинический психолог религии и декан факультета психологии и консультирования в Регентском университете (Regent University), говорит, что религиозные дети имеют более высокое чувство собственного достоинства, лучший учебный настрой и низкие показатели правонарушений, преступного поведения или злоупотребления психоактивными веществами.

Так что если ваш ребенок погружается в Писание после школы и регулярно молится в течение дня, вы можете вздохнуть с облегчением: «Она такая хорошая девочка». Или: «У меня отличный сын».

Однако все может оказаться не столь радостно. Вера вашего ребенка может быть великой силой, но стоит помнить, что верующие дети требуют пристального внимания. Для таких подростков усердие в религиозных практиках может быть признаком проблем с психическим здоровьем или защитного механизма для борьбы с нерешенными травмами или стрессом.

Врачи отмечают, что религиозные практики ряда конфессий могут быть опасны для детей и подростков. Количество времени, которое они проводят за молитвой или чтением священных текстов, не так важно, говорят они, как качество этой преданности, которое может не только помогать, но и изолировать их от сверстников и затруднять обучение в школе.

Дети с обсессивно-компульсивным расстройством (ОКР), например, могут настойчиво повторять изо дня в день священные стихи или сосредоточиться на других ритуалах. Но делают они это не из-за глубокого чувства веры, а таким образом, скорее всего, выражается их расстройство, проявляемое в навязчивых действиях и мыслях.

Стефани Михалас (Stephanie Mihalas), профессор Университета Калифорнии (University of California, UCLA) в Лос-Анджелесе и лицензированный клинический психолог, отмечает, что ритуальное поведение может являться для ребенка способом справиться с тревогой. И на самом деле быть не более духовным, чем фанатичное мытье рук или боязнь наступать на трещины.

– Эти дети боятся, что если они не подчинятся своим религиозным правилам на «отлично», то Бог накажет их, — объясняет Кэрол Либерман (Carole Lierberman), доктор медицинских наук, психиатр в Беверли Хиллз.

Некоторые дети страдают от «порядочности» — форма ОКР, которая включает в себя чувство вины и стыда. Они опасаются, что Бог никогда не простит их. И это может сигнализировать о начале депрессии или беспокойства.

Такие проявления могут показаться не слишком вредными, однако они со временем приводят к более «экстремальному» поведению — бреду и галлюцинациям. А это уже симптомы таких серьезных психических заболеваний, как маниакально-депрессивное и биполярное расстройства или шизофрения.

– Нет ничего необычного в том, что дети в семьях, где присутствуют семейные раздоры, жесткая дисциплина или насилие, выполняют некоторые ритуалы для защиты. Если они знают, конечно, что родители одобряют религию, — говорит Либерман.

Когда стоит бить тревогу по поводу религиозности ребенка? Показателем здесь может быть то, на чем фокусируются ваши отпрыски. Они хорошо учатся в школе, занимаются спортом или музыкой, общаются с друзьями? Если так, то их вера, вероятно, источник силы и устойчивости. Если же религиозные обряды и ритуалы, по всей видимости, идут впереди их повседневной жизни и вытесняют «светскую» деятельность, эксперты предполагают, что необходимо принимать меры и отправляться не на службу, а на консультацию к психологу.

По материалам The Time
Перевод Дарьи Золотухиной