Инстинкт

Инстинкт
Президент Минниханов заявил, что к 2016году ВРП Татарстана достигнет 2 триллионов рублей, или, соответственно, около 66 миллиардов долларов. Обратимся к недавней истории. Первый Договор о разграничении полномочий между Татарстаном и Россией, как известно, был подписан 15 февраля 1994 года. Через год ему исполняется 20 лет.
В 1993 году шли интенсивные переговоры по первому договору. Он базировался фактически на результатах референдума о договорных отношениях между Татарстаном и Россией. Рафаэль Хакимов, советник президента Татарстана, настаивал на политическом содержании договора и предлагал модель конфедеративных отношений с Российской Федерацией (по типу Пуэрто-Рико - США). Татарстан должен был иметь свой Национальный банк, право печатать собственные деньги, собственно, печатать купюры уже собирались в Канаде. Правоохранительная система, суды формировались исключительно в республике. Согласно Декларации о государственном суверенитете РТ законы Татарстана имели приоритет над законами Российской Федерации на территории республики. Недра республики принадлежали «народу Татарстана», а не «народу Российской Федерации». Имелось свое гражданство, должна была осуществляться самостоятельная внешнеэкономическая деятельность (то есть республика имела свою таможню), республика имела право вести международную деятельность. Это была действительно «мягкая» независимость от России.
При заключении Договора о разграничении полномочий РТ - РФ 1994 года боролись две концепции. Одна политическая - то есть как можно дальше «выйти» из России, развод «по-чехословацки». Но это был в условиях России жестко конфронтационный путь, по существу, «чеченский вариант», несмотря на весь либерализм Ельцина. Другая, экономическая, - извлечь максимум экономической выгоды из симбиоза с Россией. Среди чиновников Татарстана господствовало представление о России как о богатейшей стране, и политический выход из нее влек слишком большие экономические потери для республики. К тому же господство демократов в Москве в то время позволяло республике эффективно лоббировать ее интересы. Поэтому сторонников полной независимости Татарстана среди управляющей элиты республики было мало, никто на реальный разрыв отношений идти не хотел, да и пример Чечни не вызывал энтузиазма. Москва готова была платить за самостоятельность республики высокую плату, вплоть до особых налоговых отношений, в республике на всех уровнях как заклинание повторяли фразу, что Татарстан никогда не ставил вопрос об отделении от России, речь идет только о равноправных отношениях, опирающихся на федеративные ценности. «Мы добиваемся примерно таких отношений, какие штаты США имеют с федеральным центром, мы за американскую модель», - говорили чиновники.
Добыча нефти в 90-е годы в республике составляла около 30 млн. тонн в год. В 1970 году в республике добыча нефти составляла 100 млн. тонн в год, и на таком уровне она сохранялась десять лет. Но цена на нефть была в 1993 году около 12 - 15 долларов за баррель. То есть нефть стоила примерно 100 долларов за тонну, и добыча 1993 года в 30 млн. тонн имела стоимость примерно в 3 млрд. долларов в год. Но себестоимость добычи нефти в Татарстане - примерно 5 долларов за баррель, то есть реально от 30 млн. тонн можно было выручить около 2 млрд. долларов.
ВРП республики был в 1993 году примерно 11 млрд. долларов. С тех пор он увеличился в пять раз. Но в 2000 году в России началась интенсивная дефедерализация, которая сменилась гиперцентрализацией. Пришли к такому общему знаменателю, что даже отменили прямые выборы руководителей республик. Даже парламент республики фактически полностью включен в систему исполнительной власти федерального центра, он исполняет роль декорации, а не выразителя интересов народа Татарстана. Если бы это было иначе, то Госсовет РТ никогда бы не отменил статью Конституции РТ о том, что недра республики принадлежат народу Татарстана. Изъятие этой статьи по своим негативным последствиям для народа Татарстана намного превышало передачу того же Крыма от РСФСР Украине Хрущевым. Мы передали в Российскую Федерацию не менее миллиарда тонн запасов нефти стоимостью более 20 триллионов рублей. То есть каждая среднестатистическая семья из 4 человек в республике потеряла одномоментно 20 миллионов рублей, или примерно 5 трёхкомнатных квартир по 100 квадратных метров каждая.
Это же откровенный грабеж - и никто и не пошевелился. Мне кажется, никто в Госсовете РТ даже не осознал размеров национальной катастрофы.
Что же это за ответственные парламентарии? Этих 20 миллионов рублей лишились и русские, и татарские семьи в Татарстане. Они одним махом были изъяты Москвой, и основная финансовая прибыль от добычи нефти в Татарстане перешла в Москву. Да на эти деньги в Татарстане возвели бы школы-дворцы, и никто не собачился бы из-за количества часов по русскому и татарскому языкам. Каждая русская семья в Татарстане ездила бы на «Мерседесе» и имела по трехэтажному коттеджу, виллу в Крыму прикупила бы. Между прочим, Обществу русской культуры Казани вот по этому бы поводу выразить негодование, ведь Москва изъяла деньги из бюджета каждой русской семьи в Татарстане по 20 миллионов рублей.
Несложно предположить, что если руководители республики в 1994 году перенеслись бы в 2013 год и прочувствовали ситуацию, то скорее всего тогда Татарстан предпринял бы усилия в направлении гораздо большего дистанцирования от Российской Федерации. Как пишет академик Индус Тагиров, он все время предупреждал руководство республики, что необходимо создать максимально долговременные гарантии реальных договорных отношений между Татарстаном и Россией. Мы видим, что второй Договор о разграничении полномочий уже превратился в кусок бумаги, был совершенно выхолощен и, вероятно, скоро будет денонсирован.
Сегодня изъятия из «Татнефти» в Стабилизационный фонд РФ и в федеральный бюджет достигают 600 миллиардов рублей в год, практически четыре годовых бюджета республики (он равен примерно 150 миллиардам рублей). Изъятия составляют примерно 75%. Для сравнения, изъятия в западных нефтяных компаниях составляют 28 - 32%. Именно поэтому западные компании расходуют, например, для расширения добычи примерно 100 долларов с добытой тонны, а у нас 40 долларов. Чтобы сделать отношения между Татарстаном и федеральным центром цивилизованными, реально федеративными, необходимо как минимум добиваться, чтобы изъятия из «Татнефти» были на уровне западных компаний, то есть изъятия должны составлять примерно 300 миллиардов, сумма изъятий должна быть сокращена минимум вдвое. Продолжающиеся отношения нельзя назвать равноправными, и они противоречат правам народов.
Разрешение вопроса о справедливом распределении доходов от нефти в Татарстане между регионом и федеральным центром - ключевой вопрос политического момента. Татарстан заинтересован в демократизации в России, так как только в этом случае он может быть разрешен. Пункт о цивилизованных нормах распределения нефтяной прибыли должен быть, по моему мнению, включен в программы всех кандидатов и отделений партий при выборах в Государственный Совет РТ. По этому вопросу необходимо провести парламентские слушания в Госсовете РТ и в Государственной думе. Политика тотального ограбления регионов заводит Россию в тупик, она лишает регионы России стимула к развитию. Необходимо ставить вопрос о возвращении в Конституцию Татарстана статьи о том, что природные ресурсы республики должны принадлежать народу Татарстана. По этому поводу в республике необходимо провести референдум. Думаю, что 99% избирателей в республике будет «за». Такая модель распределения нефтяных доходов регион - центр является принятой для всех демократических стран мира.
Второй вопрос - первый договор был подписан при ВРП Татарстана 11 миллиардов долларов. Сегодня он приближается к 60 миллиардам долларов. Для сравнения, ВВП Болгарии - около 50 млрд. долларов при населении в 7,4 млн. человек, вдвое большем, чем в Татарстане. Объективно возникает вопрос о подписании третьего Договора о разграничении полномочий с предоставлением Татарстану значительно большей самостоятельности, чем даже по первому договору. Сложившиеся экономические взаимоотношения выталкивают Татарстан из России, сейчас Татарстану крайне экономически невыгодно находиться в России. Проблема должна решаться на равноправной основе, а не на основе голого диктата. Сложившиеся экономические отношения - это нонсенс в XXI веке.
Рашит АХМЕТОВ
Газета “Звезда Поволжья” № 14, 11 апреля 2013 года, Казань
Другие материалы газеты на сайте http://www.zvezdapovolzhya.ru/
Комментарии
Комментарий удален модератором