Симфония Отечества. К 130-летию А.В. Александрова.

На модерации Отложенный

13 апреля исполняется 130 лет со дня рождения выдающегося советского композитора, хорового дирижера, хормейстера и педагога, народного артиста СССР Александра Васильевича Александрова.
Заслуги Александрова в развитии советской музыкальной культуры без преувеличения уникальны. Хотя ограничить их одной музыкой невозможно. Его имя неслучайно символизирует искусство, которое поднимает и возвышает человека, борется и побеждает самых лютых врагов.
Уже в первую неделю после вторжения гитлеровцев в нашу страну под звуки великой песни Александрова и Лебедева-Кумача «Священная война» уходили на фронт советские полки. В самые страшные для нашей столицы октябрьские дни 1941 года «Священную войну» начали исполнять каждое утро по всесоюзному радио, сразу после боя кремлевских курантов. И сегодня мелодия эта поднимает людей на борьбу со злом и порабощением.

Другое всемирно известное творение Александрова – музыка Гимна Советского Союза, ставшая символом нашей державы, а потому возвращенная спустя десятилетие после развала СССР. Ибо нынешняя Российская Федерация не смогла обойтись без советских неподдельных символов.
Таким же международно признанным символом нашей страны стал и созданный Александром Васильевичем в 1928 году Ансамбль красноармейской песни и пляски (с 1949 г. Дважды Краснознаменный ордена Красной Звезды ансамбль песни и пляски Советской Армии имени Александрова).
Уроженец рязанского села Плахино, он прошел путь от мальчика из бедной крестьянской семьи до профессора Московской консерватории, от певчего в хоре Петербургского Казанского собора – до создателя и руководителя одного из лучших исполнительских коллективов мира. Уже в первое десятилетие своего существования ансамбль объехал практически весь Советский Союз и ряд зарубежных стран. В 1937 году он завоевал гран-при на Всемирной выставке в Париже. В 1945 году в Ялте, услышав выступление ансамбля, премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль назвал его «поющим оружием».
Сочетая в своем коллективе традиции русского бытового, камерного, оперного, церковного и солдатского пения, Александров вывел отечественное хоровое искусство на международную профессиональную сцену. Мужской полифонический хор с солистами, смешанный оркестр, состоящий из симфонических и народных инструментов, и балет ансамбля и сегодня остаются непревзойденными.


Умер Александр Васильевич 8 июля 1946 года в Берлине, во время европейского турне Краснознаменного ансамбля.
Александров – дважды лауреат Сталинской премии, кавалер орденов Ленина, Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, награжден медалью «За оборону Москвы».
Учреждена и награда его имени – медаль «Генерал-майор Александр Александров». Ею награждают за большой личный вклад в создание и популяризацию военно-патриотической музыки России и развитие армейской музыкальной культуры.




Сами авторы «Священной войны» скупо рассказывали об обстоятельствах и творческом процессе написания песни. Сохранился, к примеру, лишь черновик неопубликованной статьи А.В. Александрова, которую он предполагал озаглавить «Как вошла в мою жизнь композитора Отечественная война». Вот отрывок из этой статьи:

«Внезапное нападение вероломного врага на нашу Советскую Родину вызвало во мне, как и во всех советских людях, чувство возмущения, гнева и мести. Я никогда не был военным человеком, но у меня все-таки оказалось могучее оружие в руках, это – песня. Песня, которая так же может разить врага, как и любое оружие… И потому с первых же дней я принялся со святым, искренним чувством за создание собственного оружия, которым я лучше всего владею, – песни. К первому июля 1941 года я сочинил свои первые песни: «Священная война» на слова Лебедева-Кумача, «В поход! В поход!» на слова Прокофьева. А затем, через несколько дней – «Вставай, разгневанный народ» и «За великую землю Советскую». Из них «Священная война» вошла в быт армии и всего народа как гимн мести и проклятия гитлеризму. Не могу обойти молчанием такие факты: когда пластинку с этой песней принимал художественный совет на студии грамзаписи, то профессор А.Б. Гольденвейзер, я сам и другие заплакали. Когда я с группой Краснознаменного ансамбля выступал на вокзалах и в других местах перед бойцами, идущими непосредственно на фронт, то эту песню всегда слушали стоя, с каким-то особым порывом, святым настроением. И не только бойцы, но и мы – исполнители – нередко плакали. Таково было тогда воздействие этой песни на сердца людей, и она доносилась нашим радио во все концы Советского Союза и фронта…»