Фольклор будет свободным. По крайней мере, так обещают
Газета «Коммунист» уже писала об опасности, нависшей над народной культурой в нашей стране («К кладезю — с лицензией», №80 от 10.10.12 г. и «На страже народной культуры», №94 от 28.11.12 г.). Читатели не остались равнодушными к этой теме. «Прочитала статью в газете «Коммунист», и стало страшно за нашу дальнейшую жизнь, за нашу песню. Неужели мы обречены теперь слушать только мастеров шоу-бизнеса? Неужели не услышим больше народной песни и кобзарского пения? Вот где надо было бы поработать тем, кто называет себя украинскими патриотами. Но их что-то не слышно», — написала, в частности, в своем письме Наталья Татьянчук из г. Киева.
Зато слышно коммунистов. Народный депутат Украины Александр Голуб, узнав о данной проблеме, поставил перед Кабинетом Министров Украины вопрос о необходимости провести обсуждение введения прав интеллектуальной собственности на традиционные знания и фольклор в нашей стране, привлекая к этому как можно больше специалистов, экспертов, практиков, представителей государственных органов.
Обращение услышали, и 2 апреля в Государственной службе интеллектуальной собственности Украины состоялся круглый стол на тему «Охрана прав на произведения народного творчества». Собрание было очень представительным, ведь вел его первый заместитель председателя Госслужбы интелсобственности Алексей Янов, а присутствовали такие известные в Украине и за рубежом эксперты в области народной культуры, как Петр Иванович Гончар, директор Национального центра народной культуры «Музей Ивана Гончара», Ростислав Андреевич Омеляшко, директор Государственного научного центра защиты культурного наследия от техногенных катастроф, Евгений Васильевич Ефремов — руководитель фольклорного ансамбля «Древо», деятельность которого подняла целую волну молодежного фольклорного движения в Украине, Екатерина Степановна Божко, автор известного на всю Советскую Украину фольклорного радиоконкурса «Золотые ключи», и другие. А вот представители Министерства культуры Украины на встречу не прибыли, мотивируя это тем, что у них важное совещание... по СПИДу. Ну, такое уж у нас непонятное Министерство культуры.
Привыкшие идти в фарватере западных идей и тенденций, часто не имея собственного мнения, даже потому, что просто лень его сформировать, наши чиновники чуть не втянули украинскую культуру в огромную передрягу. А дело в том, что в 2001 году Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), находящаяся в Женеве, создала Межправительственный комитет по интеллектуальной собственности, генетическим ресурсам, традиционным знаниям и фольклору, задачей которого является разработка общеобязательного международного документа — Конвенции, по которому государства фактически обязывались бы прекратить свободное функционирование традиционной культуры на своей территории. Словно не замечая, что сельское население ежегодно сокращается во всем мире, а города растут, ВОИС очень хотела бы, чтобы фольклор остался только в сельской местности, без права на жизнь в городе, абсолютно игнорируя тот факт, что народная культура связана с людьми, а не с местами. В рамках
работы над таким документом эксперты ВОИС разработали рекомендации странам провозглашать традиционные знания и фольклор собственностью государства с соответствующим в дальнейшем режимом предоставления разрешения на использование этой новообретенной «собственности».
Некоторые страны пошли путем этих рекомендаций. В частности, в
2010 году в г.Свакопмунд (Намибия) государства — члены Африканской организации интеллектуальной собственности подписали так называемый Свакопмундский протокол, по которому государственные органы имели право предоставлять лицензию на использование традиционных знаний и проявлений фольклора (в частности и «принудительную», если собственник прав — местная община — не согласится это сделать добровольно), а за несанкционированное использование фольклора и традиционных знаний была предусмотрена уголовная ответственность. Подобным путем должна была идти и Сирия. Но гражданская война в этой стране остановила принятие закона, по которому традиционная культура провозглашалась собственностью государства.
В 2012 году Межправительственный комитет заявил, что вышел на финишную прямую по подготовке текста международной Конвенции, утверждение которого планируется в этом году.
Государственная служба интеллектуальной собственности Украины принимает участие в работе Межправительственного комитета по интеллектуальной собственности, генетическим ресурсам, традиционным знаниям и фольклору с самого начала его создания. Как точно сказал на круглом столе Юрий Феколкин, помощник-консультант народного депутата Украины Александра Голуба: «От Украины ездят делегации, тратят бюджетные средства, а общественность об этом ничего не знает!» Действительно, вопрос, обсуждаемый на заседаниях Межправительственного комитета, очень важен для всей украинской культуры, которая очень тесно связана с фольклором. Но судьбу традиционной культуры в нашей стране почему-то единолично захотели решить чиновники Госслужбы интелсобственности Украины.
Мотивация сторон здесь абсолютно ясна: ВОИС, как глобалистическая организация, заинтересована в прекращении свободного распространения фольклора на всей территории планеты Земля, поскольку фольклор включает в себя такую информацию, которая не позволит превратить человека в биоробота — безмозглое, бездуховное существо, единственное назначение которого — обогащать сильных мира сего; а государства, поддерживающие данную идею
(а это почти исключительно африканские и азиатские страны, доведенные до нищеты странами Запада), пытаются использовать возможность хоть что-нибудь заработать на своей богатейшей народной культуре.
После выступлений специалистов, экспертов, которые аргументированно доказали представителям Государственной службы интелсобственности, что в Украине надо охранять не доступ к традиционной культуре, а саму традиционную культуру, уходящую в небытие с ужасающей скоростью, первый заместитель председателя Государственной службы Алексей Янов отметил: «Подытоживая точки зрения, озвученные сегодня, я понимаю: превалирующим является мнение, что положения, существующие в проекте этой Конвенции, для Украины не интересны, вероятнее всего, будут противоречить ее национальным интересам, поскольку данные объекты — фольклор, традиционные знания — не нуждаются в правовой охране, и имплементировать подобные нормы будет крайне сложно, если вообще возможно. Мы подобную точку зрения огласим на ближайшем заседании Межправительственного комитета».
Хочется верить, что так и произойдет и что народная песня, народная музыка, знания наших предков будут свободно, как и всегда, распространяться среди людей.
Комментарии