Алебарда

На модерации Отложенный

Пришла весна - время вспомнить старые отпуска и спланировать будущий. При просмотре своих архивов наткнулся на вот такое фото:

 

Это, легко догадаться, КПП на въезде в Ватикан. Наибольший интерес для сообщества "Оружейный клуб" представляет собой оружие помдежа по КПП - который слева.

 

Вот с чем надо ходить в наряд, а не со штык-ножом

 

В руках у данного гвардейца классическая алебарда эпохи Возрождения.

 

Википедия дает такое определение:

Алеба́рда (нем. Hellebarde) — древковое холодное оружие с комбинированным наконечником, состоящим из игольчатого (круглого или гранёного) копейного острия и лезвия боевого топора с острым обухом.

Таким образом, получился гибрид копья и топора, способный и протыкать и прорубать доспехи - замах-то есть!

И гибрид этот дожил с 14 века до 21. (Кольт 1911 и АК-47 курят)

 

Воин с алебардой времен короля Иоанна I. XIV в. Барельеф церкви Сен-Ле. Париж.

 

Со временем алебарды изменялись в сторону удлинения копья, уменьшения топорика и замены молота на крюк - логичное следствие усиления рыцарских доспехов. Проще всадника стащить с коня, чем зарубить - пусть себе валяется, лишь бы за ноги не кусал

 

 

Развитие формы немецкой алебарды с XV в.:
a) Немецкая алебарда. Ок.

1480 г.
b) Тирольская алебарда. 1490 г.
c) Алебарда времен Максимилиана I. Ок. 1500 г.
d) Алебарда времен Максимилиана I. Ок. 1510 г.
e) Баварская алебарда. Ок. 1515 г.
f) Парадная алебарда личной охраны Фердинанда I с вытравленным императорским орлом, буквами «К. F.» (Kaiser Ferdinand) и датой — 1563 г.
g) Алебарда времен Фердинанда I
.



Разновидности немецких алебард:
a) Алебарда с прорезными топором и крюком, т. н. «нидерландская». Кон. XVI в.
b) Алебарда с прорезными топором и крюком и длинной  колющей частью. Нач. XVII в.
c) Алебарда с пробитыми круглыми отверстиями на топоре и крюке. Нидерланды. Нач. XVII в. Коллекция Ван Зейлена. 
d) Алебарда с прорезными топором и крюком, украшенная кистью. XVII в. Коллекция Дельпье.



Так что в руках швейцарского гвардейца алебарда очень правильная, начало 17 в. Обратите внимание, они лишена всяких гламурных завитушек и кисточек - чистая функциональность, как и подобает оружию. Обратите также внимание на лангеты - металлические полосы вдоль древка у наконечника, предназначенные для защиты древка от перерубания, и подток - противовес на кончике древка для улучшения управляемости. В общем, это самая настоящая алебарда, а не масштабная копия. Довольно увесистая, кстати, судя по его движениям. В общем, выскочи из-за угла рыцарь на коне, или какой захудалый ландскнехт с доппельхандером - наш швейцарец мог бы встретить его достойно. Ну, если конечно, умеет пользоваться своим девайсом.

А вот как я буду проверять его умение в мой следующий визит в Вечный город - читайте на страницах "Оружейного клуба"!