Перечитывая заново
На модерации
Отложенный
7 марта 2013, В.М. Рыбаков прозаик, сценарист, историк, учёный - востоковед.
Поразительно, но когда я пробовал читать все это в студенческие времена, в расцвете застоя, оно мне казалось не имеющим ни малейшего отношения к реальности занудным мудрованием и словоблудием.
«Давай рассмотрим, милый друг, каким образом возникает тирания. Что она получается из демократии, это-то, пожалуй, ясно. ...То, что определяет как благо демократия и к чему она ненасытно стремится, именно это ее и разрушает. — Что же она, по-твоему, определяет как благо? — Свободу. В демократическом государстве только и слышишь, как свобода прекрасна и что лишь в таком государстве стоит жить тому, кто свободен по своей природе. ...Такое ненасытное стремление к одному и пренебрежение к остальному искажает этот строй и подготовляет нужду в тирании. ...Когда во главе государства, где демократический строй и жажда свободы, доведется встать дурным виночерпиям, государство это сверх должного опьяняется свободой в неразбавленном виде, а своих должностных лиц карает, если те недостаточно снисходительны и не предоставляют всем полной свободы, и обвиняет их в мерзком олигархическом уклоне. ...Граждан, послушных властям, там смешивают с грязью как ничего не стоящих добровольных рабов, зато правители, похожие на подвластных, и подвластные, похожие на правителей, там восхваляются и уважаются как в частном, так и в общественном обиходе. ...Отец привыкает уподобляться ребенку и страшиться своих сыновей, а сын — значить больше отца; там не станут почитать и бояться родителей (все под предлогом свободы!), переселенец уравняется с коренным гражданином, а гражданин — с переселенцем; то же самое будет происходить и с чужеземцами. Лошади и ослы привыкли здесь выступать важно и с полной свободой, напирая на встречных, если те не уступают им дороги. ...Душа граждан делается крайне чувствительной, даже по мелочам: все принудительное вызывает у них возмущение как нечто недопустимое. А кончат они, как ты знаешь, тем, что перестанут считаться даже с законами — писаными или неписаными, — чтобы уже вообще ни у кого и ни в чем не было над ними власти. ...Самые ядовитые из трутней произносят речи и действуют, а остальные усаживаются поближе к помосту, жужжат и не допускают, чтобы кто-нибудь говорил иначе. ...Начинаются обвинения, судебные разбирательства, тяжбы. ...Когда появляется тиран, он вырастает именно из этого корня, то есть как ставленник народа. ...А когда увидит это человек, имеющий деньги, а вместе с деньгами и основание ненавидеть народ, он тотчас же, мой друг, как гласило прорицание Крезу, «...к берегам песчанистым Герма Без оглядки бежит, не стыдясь прослыть малодушным». ...Трагические поэты — такие мудрецы! ...Обходя другие государства, собирая густую толпу, подрядив исполнителей с прекрасными, сильными, впечатляющими голосами, они привлекают граждан к тирании и демократии. ...Мало того, они получают вознаграждение и им оказываются почести всего более, как это и естественно, со стороны тиранов, а на втором месте и от демократии».
Платон. «Государство». Книга 8.
Как все-таки мал у общества простор для маневра в виду вечных попыток человека одновременно и реализовать себя, и приспособиться, вписаться… За две с половиной тысячи лет, прошедших со времен Платона, цивилизация сподобилась всего лишь вооружить демократию марихуаной, а тиранию — камерами видеонаблюдения. Ну, разве что еще вместо лошадей и ослов — полноприводные сундуки с тонированными стеклами «напирают на встречных, если те не уступают им дороги». И не более.
Комментарии