Полеты дальше Марса могут быть невозможны из-за радиации

9 апр. 2013, 11:01
Полеты дальше Марса могут быть невозможны из-за радиации
Восход на Марсе. Солнечные лучи несут не только свет, но и ионизирующее излучение. 

Фото: Raw images NASA/JPL/MSSS. Processings and final mosaic (c) Olivier de Goursac, 2013

Тэги: Марс, космонавтика, радиация, ИКИ РАН

По мнению астрофизика Льва Зеленого, директора Института космических исследований, человечеству будет очень сложно выбраться за пределы орбиты Марса. Причиной тому ученый считает вовсе не неэффективность ракет, а радиацию.

Об этом исследователь заявил журналистам на пресс-конференции, прошедшей вчера вечером в РИА "Новости", добавив про то, что люди "без генетических изменений" не смогут летать дальше Марса. И на поверхности планеты жить тоже невозможно - Аэлита, героиня одноименного романа Алексея Толстого, тоже скоро бы умерла от лучевой болезни. Впрочем, мы рискнем сделать небольшую литературную поправку: и Аэлита, и уэлльсовские марсиане, и герои еще множества других произведений все-таки жили не совсем на том Марсе, который предстал потом перед учеными. Даже у Роберта Хайнлайна, писавшего свои романы с 1940-х по 1980-е годы на Марсе еще была плотная атмосфера, способная задерживать заметную часть ионизирующего излучения.

И если уж говорить о фантастике, то тему космической радиации тоже нельзя обойти стороной. От вспышки на Солнце чуть не гибнет экипаж суперсовременного фотонного корабля в "Стране багровых туч" Стругацких, а в "Марсианке Подкейн" Стругацких экипаж и пассажиры летящего с Марса лайнера в определенный момент забивается в тесное противорадиационное убежище в центральной части корабля. Эти авторы неплохо знали физику (Борис Стругацкий - астроном по образованию) и отразили то, что именно Солнце является главным источником ионизирующего излучения - во время вспышек попавшие под выброс заряженных частиц космонавты без специальной защиты действительно будут обречены.

Земля от космической радиации защищена в первую очередь магнитным полем (оно отклоняет большую часть частиц в сторону) и, во вторую очередь, атмосферой. А вот всем кораблям, которые выходят за пределы магнитосферы Земли, придется всерьез думать о защите. И определенная работа в этом направлении уже проводится: например, на борту марсохода Curiosity стоит специальный радиометр RAD, который призван оценить уровень радиации как во время перелета, так и на поверхности планеты.

По предварительным данным радиационная обстановка на планете не столь уж страшна и, как говорит руководитель разработки RAD Дон Хасслер, сопоставима с фоном на борту МКС. Правда, это всего лишь данные за август прошлого года и Хасслер добавляет, что в полете облучение было вдвое более сильным. Кроме того, фон на МКС это 150 миллизивертов в год, а жители Земли получают от 1 до 10 миллизивертов; 150 мЗв/год это тот порог, что официально считается гранью между здоровьем и повышенным риском онкологических заболеваний.

Конечно, человечество давно научилось защищаться от ионизирующего излучения: даже обычная вода неплохо задерживает практически все его виды. В бассейне с отработанным ядерным топливом на дне можно плавать без вреда для здоровья именно потому, что все излучение задержит уже метровый слой жидкости... но нельзя забывать о том, что кубометр воды весит ровно одну тонну, так что противорадиационный щит выйдет очень тяжелым. Слишком тяжелым для современной техники, так как для перехода с земной орбиты на поверхность Марса кораблю нужно изменить свою скорость почти на ту же величину (8 км/с), что и для старта с Земли. А затраты топлива растут не пропорционально скорости, а экспоненциально, то есть пропорционально некоему числу в степени скорости! Уже вывод груза на орбиту МКС обходится немногим дешевле отливки такой же массы золота, в то время как марсианские аппараты только за доставку в один конец требуют больше вложений, чем изготовление их массогабаритного макета из драгоценных металлов.

Нам нужно либо научится делать легкую защиту от радиации, либо более эффективные двигатели, либо сочетать оба этих подхода с грамотной компоновкой кораблей - роль противорадиационной защиты отчасти можно возложить на цистерны с водой или топливом, которые все равно надо брать с собой в путь. Так как солнечные вспышки приходят преимущественно с одной стороны, защита может быть неоднородной и это тоже отчасти упрощает задачу. Парадоксальным образом спасти космонавтов сможет... ядерный реактор: Роскосмос сейчас проектирует ядерный ракетный двигатель, который будет рассчитан на работу в открытом космосе и который теоретически может обладать большей эффективностью. Корабль с ядерным двигателем сможет взять больше груза, и, как следствие, обеспечить лучшую защиту экипажа.

ИКИ РАН

Институт космических исследований, который возглавляет Лев Зеленый - это один из разработчиков радиотелескопа "Радиоастрон", создатель нейтронного детектора для поиска воды на Марсе (и аналогичного устройства для Луны) и он же занимается автоматическими межпланетными станциями. Если пилотируемой космонавтикой или ракетами занимаются в других местах, то ИКИ - это своего рода оплот российской планетологии и фундаментальных исследований космического пространства.