Первый автобус
18 апреля 1924 года в свой первый рейс по улицам нашей страны отправился… ПЕРВЫЙ АВТОБУС.
Первый маршрут организовали в Москве, где на два миллиона жителей приходилось всего 732 трамвайных вагона и 5 тысяч извозчиков. Первые 8 автобусов из 175, закупленных на десятки тысяч фунтов стерлингов (по другим источникам – за золотые червонцы) у лучшей английской фирмы «Лейланд», курсировали между Октябрьским (бывшим Николаевским, ныне Ленинградским) и Александровским (Белорусско - Балтийским) вокзалами, «подбирая» пассажиров на Мясницкой, Лубянке, Кузнецком мосту, Петровке, Моховой и Тверской улице.
«Вчера в 12 часов в Москве открылось регулярное автобусное сообщение от Каланчевской площади до Тверской заставы. Весь маршрут в 8 верст разбит на 4 станции и 13 остановок, в пути – 25-27 минут. По линии курсируют 8 автобусов с интервалом 6-8 минут. Плата за одну станцию 10 копеек, – писала газета «Рабочая Москва». – В ближайшее время МЖКХ получает из-за границы еще 8 автобусов, которыми будет обслуживаться вторая линия. Автобус облегчит работу трамвая».
Билет за проезд в автобусе стоил дороже, чем в трамвае, «обилечивали» счастливчиков кондукторы. Каждая машина вмещала 28 пассажиров, «бегала» со скоростью 30 верст/час. Работавшие на первом маршруте автобусы перевозили в день до 8 тысяч граждан. Спустя 65 лет эта цифра выросла почти до 5 миллионов.

Москва. Сухаревский рынок летом 1924 года перед его упразднением. Фотограф Аркадий Шайхет

Автобусв «Лейланд»
Импортные автобусы влетали СССР в копеечку, но с ростом народонаселения возрастала потребность в автобусных перевозках. Чтобы «разрулить» этот вопрос, стали экономить государственные деньги. В начале 20-х годов автобусы закупали в полном «комплекте», а потом только их шасси, на которые ставили кузов отечественного производства. А в 1929 году, когда на Ярославском автозаводе № 3 освоили серийный выпуск пятитонных грузовых моделей Я-5, родилась идея использовать его шасси для городского автобуса. Дело это оказалось несложным, и задумка обрела жизнь.

Грузовик Я-5
Хотя на грузовик Я-5 продолжали ставить некоторые импортные узлы, закупаемые в США за валюту, общие затраты на производство грузовика Я- 5 и шасси автобуса Я -6 стали значительно ниже, чем закупка заморского автобуса «Лейланд». В те времена технология производства автобусных кузовов (как и трамвайных) была довольно сложная и трудоемкая.
Набранную из деревянных брусков разного сечения решетчатую конструкцию – автобусный каркас – снаружи обшивали стальными листами или фанерой. Крышу обтягивали дерматином. Отделкой салона служила фанера, «вагонка», кожзаменители. Изготовление каркасов сидений (и их обшивка), стеклоподъемников, поручней дверей, подножек требовало от рабочих многопрофильной сноровки. +++Собранный кузов устанавливали на «родное» шасси (Я-6) или отремонтированное импортное. Как считают специалисты, автобус Я-6 по сравнению с «Лейландом» был совершенен. Судите сами.

Городской рейсовый автобус класса Я-6. Фото 1931 года
При одинаковой вместимости пассажиров Я-6 имел почти вдвое мощнее мотор, делавший отечественный автобус в 1,5 раза быстроходнее. Правда, бензина «съедал» он на 10% больше. Но Я-6 не нужно было заводить ручкой, ее заменил электрический стартер. Достижение по тем временам весомое.
А руль, расположенный слева, облегчал управление машиной и прекрасно вписался в автомобильный поток с правосторонним движением, принятым в нашей стране. Рама автобуса Я-6, изготовленная из швеллеров, не имела выгибов над осями. Сей «прокол» заставил конструкторов приподнять выше пол в кузове. Пассажирам, чтобы попасть в салон, приходилось преодолевать три ступеньки. Но этот, казалось бы, недостаток обернулся преимуществом.
Булыжные мостовые, выбитые дороги, «горбатые» переезды и колдобины, в избытке «украшавшие» просторы родного Союза, требовали автобус с большим, не менее 300 мм, дорожным просветом. Таким запросам полностью соответствовал Я-6. По современным меркам шасси и кузов автобуса Я-6 имели уж слишком большой, прямо скажем, чрезмерный запас прочности. Но нынешним «критикам» не следует списывать со счетов тряскую езду по булыжным мостовым и дорогам, по колеям да ямам и двукратную, а то и более, перегрузку автобуса. Под тяжестью пассажиров с чемоданами, корзинами, авоськами проседали рессоры, занудно скрипели деревянные стенки кузова, по-волчьи завывали прямозубые цилиндрические шестеренки в двойной передаче заднего моста, однако автобус не разваливался и не сходил с маршрута, а катил под свою «музыку» к следующей остановке.
Если сравнивать комфорт в автобусе Я-6 с теперешним уровнем, то о нем тогда и не думали. Ведь ехать – это тебе, брат, не топать на своих двоих с одного конца города на другой. Да еще после трудовой смены. А посему не ворчали, что система вентиляции простенькая, что зимой в салоне без печки холоднее, чем на улице, и протискивались в узкие двери, чтобы плюхнуться на жесткое сиденье. Сидя ехать удобнее, чем стоя, и отдохнуть можно. Тогда у людей и в мыслях не было увечить или воровать внутреннее убранство автобуса или вышибать камнями стекла.
Первые шасси Я-6 ярославцы отправили в 1929 году в столицу. К концу 31-го из 237 автобусов, «бегавших» по Москве, 50 были ярославскими. Курсировали они и в других городах страны.
Первых шоферов набирали по конкурсу, в основном из «водителей кобыл», то есть извозчиков. На московских улицах они чувствовали себя как рыба в воде, так что отпадала нужда тратить время на уроки по изучению географии мегаполиса. Претендентов на должность водителя и кондуктора было много, хоть отбавляй. Члены комиссии так и поступали. Подвергали желающих «психотехническим испытаниям» и почти треть отсеивали. Если работа водителя в то время требовала от человека некоторых жертв, то кондукторы порой сами становились жертвами. Но это совсем не то, что вы подумали. При резком торможении автобуса двери «автоматически» распахивались, и кондукторы, вылетев на мостовую, получали травмы и увечья. Те водители, кому выпадала первая смена, коротали ночь в комнате отдыха, которую называли между собой «ночлежкой». Отправляясь на боковую и боясь проспать зорьку, шоферы «ставили» для диспетчера «будильники» – писали на подошве своих ботинок время, когда их нужно будить, и прямо в обуви «ныряли» под одеяло.
В Великую Отечественную войну большую часть московских автобусов «мобилизовали». Как и по всей стране: все для фронта, все для Победы. Зимой 1942 года сорок столичных автобусов вывозили жителей блокадного Ленинграда по льду Ладожского озера – Дороги жизни. Для рейсовых автобусов, оставшихся в Москве, не хватало бензина. Экономя жидкое топливо, бензиновые двигатели на некоторых пассажирских машинах переделали в газогенераторные и стали налегать на твердое «горючее». На конечной остановке водитель обязательно подбрасывал в «топку» дрова, чтобы автобус продолжал свое движение.
Нужно отдать должное, автобус Я-6 оказался очень практичным и долговечным. Хотя их выпуск прекратили в 32 - ом, выдав на гора за менее чем четыре года 364 шасси, эксплуатировались они еще очень и очень долго. Так, в Ленинграде в 1935 году, к примеру, без малого 30 процентов автобусного парка приходилось на долю Я-6. На пригородных линиях некоторых городов они «пахали» до начала Великой Отечественной. Навечно войдя в историю нашего Отечества как первые советские городские автобусы.
Комментарии
На остановке трогается автобус с открытыми дверями. За автобусом бежит мужчина с арбузом. Машет рукой и что — то кричит. Автобус едет под уклон и прибавляет ход. Мужчина
падает, арбуз в куски. Пассажиры помирают от смеха. Мужчина вскакивает, продолжает что — то кричать и бежать. Одна дама высовывается из окна и кричит ему:
- Мужчина! Перестаньте бежать. Мы тут от смеха уписались!
- Сейчас еще и усретесь, я водитель автобуса!
Когда жить-то начнете?
Комментарий удален модератором
Повзрослеют, поумнеют (может быть).
Комментарий удален модератором
----------
Первый в мире автобус с двигателем внутреннего сгорания, работающим на бензине, был построен в Германии в 1894—1895 годах заводом «Бенц». Он вмещал 8 пассажиров и курсировал по 15-километровой трассе между германскими городами Зиген, Нетфен и Дойц. В России первый автобус с двигателем внутреннего сгорания был построен в Санкт-Петербурге в 1903 году на фабрике фирмы «Фрезе». Он имел открытый кузов, который вмещал 10 человек. На автобусе был установлен одноцилиндровый мотор мощностью 10 лошадиных сил. Автобус мог развить скорость до 15 км/ч.
Первый в мире городской автобус с двигателем внутреннего сгорания вышел на маршрут 12 апреля 1903 года в Лондоне.
Омнибус (автобус) с империалом маршрута "Балтийский вокзал - Александровский сад". 25 (12) ноября 1907 года. Газета "Новое время".
Омнибус многоместная повозка на конной тяге(!). Омнибус является предшественником автобуса. Омнибус постепенно был вытеснен конкой и, затем, трамваем. Тем не менее, например, в Санкт-Петербурге омнибус существовал вплоть до 1914, а в Екатеринославе - до 1917 г. и Гражданской войны последний омнибус выполнял регулярные перевозки пассажиров на Новомосковск и обратно. Часто пассажирские места располагались не только внутри омнибуса, но и на крыше так называемом «империале».
автовозы(автобусы) в начале Российского автопрома некоторые по 'старинке' называли 'моторными омнибусами'.
.
А вообще Москва стала третьим городом Российской империи после Архангельска и Санкт-Петербурга, организовавшим регулярное автобусное сообщение.
Интересно!
Спасибо :)))))