Как развитой капитализм разлагает нашу нравственность


За деньги можно приобрести все, что угодно, включая то, что большинство из нас не привыкло считать предметом купли-продажи. Известный гарвардский философ и политолог Майкл Сэндел признает, что найти ответ на вопрос, вынесенный в заглавие его последней книги «Что нельзя купить за деньги», сегодня и вправду нелегко. Современный мир – сплошной базар, где каждый норовит продать что может и ускоряет тем самым моральное разложение общества. Последние нравственные барьеры рушатся под натиском глобального капитализма.

Вот несколько эпизодов современной коммерции, поразившие автора неэтичностью и беспринципностью.

Тюрьма с удобствами

В тюрьме города Санта-Ана в Калифорнии, а также некоторых других городов США заключенные, отбывающие срок за ненасильственные преступления, могут заплатить за более комфортное размещение – в чистой тихой тюремной камере, подальше от «некоммерческих» заключенных. Цена: $82 за ночь.

Ребенок от суррогатной матери

Супружеские пары из западных стран заказывают данную услугу в Индии: вынашивание плода суррогатной матерью стоит $6250, и эта практика является законной, а ее стоимость составляет менее трети от ставки, принятой в Соединенных Штатах.

Торговля смертью

В США вы можете застраховать жизнь больного или пожилого человека, делать за него ежегодные взносы, пока этот человек жив, а затем, после его смерти, получить страховую выплату: возможно, миллионы долларов (в зависимости от суммы страхового полиса). Подобные «ставки на жизнь» чужих людей привели к созданию целой индустрии с оборотом в тридцать миллиардов долларов. Чем раньше умирает застрахованный незнакомец, тем более высокий доход получит инвестор, вложивший деньги в его страховку. Выступая в суде Флориды на слушаниях, посвященных страхованию жизни, Даг Хэд, представлявший «индустрию прижизненных расчетов», утверждал, что наличие у граждан возможности продать свои полисы страхования жизни спекулянтам «подтверждает их имущественные права и представляет собой триумф конкуренции и свободной рыночной экономики».



В 1998 году The New York Times опубликовала статью, в которой рассказывалось о разгневанном инвесторе из Мичигана, который пять лет назад приобрел полис страхования жизни Кендалла Моррисона, жителя Нью-Йорка, безнадежно больного СПИДом. Благодаря применению новых лекарственных препаратов Моррисон, к ужасу своего инвестора, сумел излечиться. «Никогда прежде я не чувствовал, чтобы кто-либо так желал моей скорой смерти, – рассказал Моррисон. – Они донимали меня своими звонками и заказными письмами, в которых читался один и тот же вопрос: “Ты все еще жив?”».

Место в очереди

Провести ночь в очереди на Капитолийском холме, карауля место для лоббиста, который хочет принять участие в слушаниях конгресса: $15–20 в час. За этой услугой лоббисты обращаются в специализированные компании, которые нанимают в качестве «очередников» бомжей и прочих нуждающихся в деньгах граждан. Примеры платного обхождения очередей можно обнаружить и во множестве других мест: аэропортах и парках развлечений, на театральных фестивалях, в медицинских офисах и даже call-центрах. Где-то компании составляют «белые списки» телефонных номеров, звонки с которых должны обрабатываться в приоритетном порядке. Так, Delta Airlines решила предложить своим часто летающим пассажирам спорную привилегию: за дополнительные $5 они могли бы приобрести право общения с американскими операторами по обслуживанию клиентов вместо перенаправления их звонков в call-центр, расположенный в Индии.

Аренда лба

Место на лбу сдается в аренду для размещения рекламы – и стоит всего $777. Авиакомпания Air New Zealand наняла тридцать человек, которые согласились обрить головы и нанести на них временные татуировки со слоганом: «Жаждете новых впечатлений? Слетайте в Новую Зеландию!».

Подопытные кролики

Поработать в качестве подопытного кролика на фармацевтические компании, испытывающие на добровольцах новые лекарственные средства: $7500. Величина заработка может варьироваться в зависимости от инвазивности процедуры тестирования препарата и степени вызываемого им дискомфорта.