Кризис или крах?

   Можно успокоить себя, народ и общественное мнение, назвав мировой экономический кризис "паузой в экономическом росте" (А.Клепач), "идеальным штормом" для всего мира" (Нуриэль Рубини) или просто финансовыми проблемами.

Можно убрать из теленовостей всю информацию об экономике, массовых забастовках в Европе и отставке правительства в Болгарии, а события на Кипре преподнести как острый кризис в отдельно взятой стране, из которого так "удачно" нашли выход: "Кипр избежал беспорядочного дефолта", "Принятые беспрецедентные меры безопасности предотвратили массовые беспорядки".

Можно перекрыть каналы доступа к массовой аудитории всем не либеральным экономистам и набрать "экспертов", которые будут преподносить работу правительственных экономистов как успешную.

Можно закрыть все вузы, не поддерживающие либеральную теорию, и уволить всех ученых, представителей других научных направлений. Как, например, был уволен С.Бабурин с поста ректора РГТЭУ. А о Российской академии наук уже высказался министр образования и науки Д.Ливанов как о бесперспективной и нежизнеспособной. Вероятно, из-за того, что академики РАН принимали участие в Московском экономическом форуме, а директор Института экономики РАН Р.С.Гринберг был одним из его сопредседателей (цель форума: выработка единого социально-экономического курса, принципиально отличного от нынешнего). 

Можно успокоить население сообщением о наметившейся положительной динамике в экономическом развитии.

Можно подготовить население к постоянным экономическим кризисам рассказами о том, что бескризисной экономики не бывает, а "обвал рубля неизбежен". На Гайдаровском экономическом форуме Д.Медведев повторил слова Е.Гайдара: "Государственная экономическая политика требует инновационных решений. От того, в какой степени России в ближайшее десятилетие удастся продвинуться в этом направлении, во многом зависит и то, в каком положении Россия подойдет к следующему глобальному кризису".

(Кстати, гайдаровская экономическая политика двадцать лет уже называется "инновационной").

Как ни странно, но даже дефолт 1998 года можно объяснить коммунистическим большинством в Госдуме. Из Википедии: "В те годы жесткая денежная политика сочеталась с мягкой бюджетной политикой (необоснованно раздутые бюджеты, принимавшиеся контролируемой коммунистами Госдумой...)". Дело в том, что коммунисты голосовали за увеличение зарплат, пенсий, детских пособий, что увеличивало денежную массу на рынке, а при этой экономической модели увеличение денежной массы ведет к инфляции. Таким образом, "слишком высокие" зарплаты и пенсии в 90-е годы называются основной внутренней причиной дефолта.

   И с помощью всего этого абсурда можно предотвратить народные  выступления и сохранить свой пост в государственном управлении.

   Но нельзя заставить экономику саморегулироваться, развиваться в соответствии со всеми неолиберальными теориями. Даже не экономистам уже ясно, что о саморегулируемом рынке можно говорить лишь в небольшом городке, где несколько предприятий пищевой и легкой промышленности, но не тогда, когда речь идет о стратегических предприятиях, объектах инфраструктуры, месторождениях полезных ископаемых...

Ж.И.Алферов, лауреат Нобелевской премии, академик РАН, свою книгу о ликвидации государственного сектора науки и образования назвал "Власть без мозгов. Отделение науки от государства" (К этому только добавлю: ироническая улыбка и вывезенные миллионы, это еще не признак ума, господа).

   Насколько я понимаю, мир, поделенный на государства, хотят заменить миром, поделенным между корпорациями. Даже если бы это было возможно без войн (а это без войн невозможно), то этот мир все равно не смог бы существовать.