Жизнь за Берлинской стеной

Берлинская стена

Убираясь в антресоли, наткнулся на папку с вырезками из газет конца 70-х годов. Забавно... 

ДОСТОЙНЫЙ ОТВЕТ КЛЕВЕТНИКАМ

Редакционная статья “Литгазеты” 20 июня 1979 года. О том, как в ГДР дрессировали своих писателей. Прямо как ныне в КНДР...

Как сообщила газета «Нойес. Дойчланд», в Берлине состоялось собрание членов окружной организации Союза писателей ГДР, посвященное важной теме: ответственность писателя в условиях современной классовой борьбы. Участники собрания направили письмо в адрес Генерального секретаря ЦК СЕПГ, Председателя Государственного совета ГДР Э. Хонеккера. в котором выражаются одобрение и поддержка позиции правления СП ГДР, высказанной на заседании 23 мая с. г.
В письме подчеркивается, что писатели ГДР будут выступать против всех попыток классовых врагов вызвать у людей чувства неуверенности и ненависти к социалистическим странам и изменить ход истории.
Участники собрания берлинской организации обсудили поведение лиц, нарушающих свои обязанности в качестве ее членов и наносящих ущерб репутации всего Союза писателей ГДР. В решении, принятом на собрании, отмечается, что эти лица не только нарушили устав СП ГДР, но и поставили себя на службу кампании, развернутой против ГДР и стран социализма. В связи с поведением, несовместимым с ответственностью писателя за литературу и социализм в ГДР, собрание приняло решение исключить К. Бартша, А. Эндлера, С. Гейма, К.-Х. Якобса, К. Похе, К. Шлезингера, Р. Шнайдера, Д. Шуберта и Й. Зейпеля из Союза писателей ГДР.
Состоялось заседание президиума Союза писателей ГДР, на котором было единогласно одобрено решение берлинской организации об исключении девяти писателей, грубо нарушивших устав СП ГДР. Вот что сообщил корреспонденту АПН в Берлине Г. Максимову первый секретарь СП ГДР Герхард Хеннигер:
— В уставе нашей организации сказано, что ее члены своим творчеством, своей повседневной деятельностью должны активно способствовать построению социализма в нашей стране, формировать образ мыслей и действий граждан нашей республики. Именно это основополагающее положение и было «забыто», а если говорить честно, начисто игнорировалось вышеупомянутыми писателями. Своими действиями они помогали распространению на Западе клеветнических измышлений о жизни нашей страны, нашего народа.
Обратимся к фактам. Стефан Гейм, которого западная пропаганда сегодня именует не иначе, как «борцом за справедливость», передал для опубликования за рубежом свою новую книгу, не согласовав этот вопрос с бюро по авторским правам ГДР и даже не потрудившись предложить ее местным издательствам.

Более того, судя по собственному его заявлению по телевидению ФРГ, он отлично сознавал, что тем самым нарушает законы своей страны. В связи с явным несоблюдением правил валютных операций на С. Гейма по решению суда был наложен денежный штраф. Но дело не только в несоблюдении буквы закона.
По словам самого Гейма, он и не собирался публиковать эту книгу, роман «Коллин», у себя на родине, поскольку роман представляет собой неприкрытую клевету на ГДР.
Герой романа — известный писатель, лауреат национальной премии, чьи произведения можно найти в любой школьной библиотеке. В то время, о котором идет речь в романе, он находится в состоянии тяжелого душевного и физического кризиса. Все, что он писал ранее, кажется ему фальшивым, блага, которые он получал от государства,— подачками с целью сделать его послушным орудием в руках властей, а окружающая жизнь — цепью интриг и махинаций.
Без боязни ошибиться можно утверждать, что роман «Коллин» в определенной степени автобиографичен. Ведь сам Стефан Гейм, в прошлом активный борец против фашизма, автор многих книг, помогавших строить новое, социалистическое общество, сегодня мало чем отличается от своего духовного двойника. Потому-то он осознанно пошёл на нарушение действующих в ГДР положений, передав свою книгу в руки врагов социализма.
Еще дальше зашли в своей клеветнической практике некоторые другие исключенные из нашего союза. Так, например, Рольф Шнайдер выступил по телевидению ФРГ против закона, принятого Народной палатой ГДР и нашедшего поддержку у всего народа. А Йоахим Зейпель опубликовал в западногерманском еженедельнике «Ди цайт» статью, в которой выступил ни больше ни меньше как с требованием изменить устав Союза писателей ГДР, в первую очередь — отказаться от закрепленного в уставе положения о ведущей роли партии рабочего класса, от соблюдения принципов социалистического реализма.
Приведенных примеров достаточно, чтобы по достоинству оценить идеологическую подоплеку действий этих писателей, сомкнувшихся с ярыми врагами социализма и надеявшихся расшатать социальные основы первого на немецкой земле государства рабочих и крестьян. Однако их надежды лишены всякой реальной почвы. Союзу писателей ГДР, как заявил его председатель Герман Кант, сегодня, более чем когда-либо, присущи единство взглядов и идейных позиций, атмосфера доверительных отношений и истинной критики, ничего общего не имеющая с клеветническими измышлениями злопыхателей.