Еще раз о "Десталинизации"

На модерации Отложенный

Некоторые вещи, увы, довольно быстро забываются. Всего каких-то 18 лет назад возможность реставрации социализма в России воспринималась как некая фантасмагория. Сегодня все совсем иначе. А потому не лишне будет привести выдержку из любопытной книги, вышедшей в 1995 году тиражом 25 000 экземпляров и на тот момент никакой ни «порнографией», ни «педофилией», ни «экстремизмом» не являвшейся. Более того, сегодня власть пытается говорить о "десталинизации", так что текст вроде бы как можно публиковать без всяких опасений. Приведу просто пару страничек .  С минимальными комментариями:

«Диктатура Сталина: методы правления
О диктатуре Сталина, или о советско-партийной диктатуре в России, можно писать много, а можно и в кратких словах ответить на вопрос: почему при социализме были такие жесто­кие репрессии, которые унесли жизни, как утверждают некото­рые исследователи, 60 — 70 миллионов человек за все годы существования советской власти.
Может быть, возможен социализм с «человеческим лицом»?
Или, может быть, все дело в личности Сталина, его же­стокости? На оба вопроса можно ответить отрицательно: нет, не бы­вает социализма с «человеческим лицом», нет, не личность Сталина причина жестоких репрессий.
Ответ такой: если бы не было таких жестоких репрессий, то подобный социализм, советско-партийный, сталинский, ос­нованный на марксизме-ленинизме, не мог бы быть построен. Главное в этом социализме — собственность: как только вся собственность начинает принадлежать государству, а также люди становятся собственностью государства (оно распоряжа­ется ими вопреки их желаниям в целях выполнения государст­венных задач и планов), наступает время того социализма, который был создан при Сталине.
Поясним это на примере производственных отношений. В капиталистических странах капиталистические производ­ственные отношения имеют две стороны. На одной стороне — собственники средств производства и продуктов производ­ства—капиталисты, на другой — собственники рабочей силы — рабочие, пролетариат. Между ними происходит обмен труда на продукты труда: купля-продажа рабочей силы и купля-продажа продуктов производства.
В социалистической стране (СССР) социалистические про­изводственные отношения возникли в результате ликвидации частной собственности и превращения ее в государственную собственность. Официально признается государственная соб­ственность на средства производства и продукты производ­ства, и только. Однако на самом деле в понимание «государст­венной собственности» в социалистическом государстве вклю­чается еще один важнейший компонент — рабочая сила.
В процессе развития социалистической экономики происходит, особенно после насильственного изъятия земли у крестьян и коллективизации сельского хозяйства, абсолютизация госу­дарственной собственности. Это положение было закреплено в сталинской Конституции 1936 года. Конституция провоз­гласила основной формой социалистической (общественной) собственности государственную собственность и объявила ее всенародным достоянием. (сегодня в «рыночной» экономике РФ не менее 51% ВВП создается предприятиями с государственной формой собственности, причем в последние годы этот показатель неуклонно растет –МС. Заметим, что при этом вполне употребимым остается термин "народное хозяйство" - при неопределенности трактовки термина "народ".) В результате этого на правах хозяина всех основных форм собственности стал не производитель, рабочий, крестьянин, а администратор, не трудовые коллекти­вы, а ведомства, трудовые коллективы превратились в простых исполнителей воли ведомства, а непосредственные производи­тели—люди—фактически в наемных работников, труженик от­далился от средств производства. Так складывалась система управления диктатуры Сталина.
В этих условиях рабочая сила в социалистической экономике (рабочие, крестьяне, интеллигеты) из-за отсутствияв стране частной собственности также стала государственной собственностью.
Если форма собственности на рабочую силу остается частной, если рабочая сила остается собственностью рабочих, которые продают рабочую силу государству, то производственные отношения как были, так и останутся капиталистическими.
В то же время ликвидация отношений купли-продажи рабочей силы при социализме приводит к ликвидации частной формы собственности на рабочую силу и превращению ее в государственную собственность.
В СССР отсутствовала купля-продажа рабочей силы, от­сутствовали ее покупатели и продавцы. Рабочая сила в СССР являлась государственной собственностью.
Советскому государству не нужно было покупать рабочую силу, поскольку она и без того являлась его собственностью. Но и трудящимся не нужно было искать покупателей своей рабочей силы и «выторговывать» условия купли-продажи, по­скольку рабочая сила не принадлежит им, хотя они и являются ее носителями.
Для того чтобы сделать рабочую силу, т. е. все трудоспо­собное население Советской России, государственной соб­ственностью, и понадобились самые жесточайшие репрес­сии — отобрать землю у крестьян, разгромить даже малейшую оппозицию, загнать миллионы людей в лагеря и спецпоселе­ния, где они, не имея никакой собственности, работали в тяже­лейших условиях нищеты и бесправия, бесплатно на нужды социалистического государства.
И это придумал не Сталин —он в этом деле был гениаль­ным исполнителем ленинских заветов.
Когда в Советской России появилась «рабочая оппозиция», предлагавшая превратить государственную собственность в собственность коллективов отдельных предприятий, (не это ли пытались в свое время сделать «прорабы перестройки»? –МС.) Ленин усмотрел в этом прямую угрозу существованию и развитию социалистического строя. Он выступил с установкой о том, что «величайшим искажением основных начал советской власти и полным отказом от социализма является всякое, прямое или косвенное, узаконение собственности рабочих отдельной фабрики или отдельной профессии на их особое производство, или их права ослаблять или тормозить распоряжения общегосу­дарственной власти...» Именно этой установкой, этим ленинским заветом и руководствовался Сталин, проводя массовые и жестокие репрессии в советской стране.


Социалистическому государству право распоряжения рабочей силой дало право собственности на эту силу. Государство
устанавливало планы по производству рабочей силы, распре­деление ее по отраслям народного хозяйства, устанавливало нормы использования рабочей силы. Рабочая сила стала таким же предметом планирования, как ресурсы, техника, продукты производства, она была включена в единую плановую систему производства и распределения. А если кто-то не хотел подвер­гаться этому праву социалистического государства, тот под­вергался репрессиям.
Социалистическое государство, реализуя свое право соб­ственника рабочей силы, получает вместе с ним и право рас­поряжения личностью людей.
Для выполнения этого права распоряжаться личностью людей в СССР и были введены паспортная система и другие ограничения на передвижение и перемещение людей по лично­му желанию по территории страны. (ничего не напоминает?-МС)
Перевод человека с одной работы на другую контролируется государством, он может быть и не в интересах самого человека, но в интересах государства, хотя это может и дефор­мировать развитие личности самого человека. Подобное поло­жение свидетельствовало о том, что при социализме вместе с властью над рабочей силой государство приобретает и власть над личностью человека, приспосабливая ее развитие к интересам своего производства.
Из государственной формы собственности на рабочую силу происходила и иерархическая система вертикальной подчи­ненности в социалистическом обществе, обязательности ис­полнения решения вышестоящих в иерархии органов и лиц нижестоящими. Отношения руководства — исполнения, господ­ства — подчинения вытекают из формы собственности на рабо­чую силу.
Таким образом мы видим, что социалистические производ­ственные отношения, порожденные государственной формой собственности на средства производства, рабочую силу и про­дукцию производства, коренным образом отличаются от капи­талистических производственных отношений и требуют своих методов становления, т. е. репрессивных и карательных.
Наличие в социалистической экономике таких явлений, как цена, прибыль, заработная плата, породило иллюзии сущест­вования товаропроизводства и отношений купли-продажи. В то же время отсутствие других собственников, кроме госу­дарства, на деле исключало возможность этих отношений. Государство организовывало в масштабах всей страны произ­водство, а вместе с ним и распределение совокупного общест­венного продукта директивно, а не через рынок; оно уста­навливало соотношения между долей накопления и долейпотребления, определяло, что производить и в каком объеме, сколько средств направлять в разные отрасли и как распределять долю личного потребления трудящихся между трудящимися.
В условиях социализма и деньги утрачивали свойственные им при капитализме функции и становились средством учета и распределения совокупного общественного продукта.
Цены, существовавшие в социалистической экономике, не являлись денежным выражением стоимости продукции и имели лишь предполагаемую связь со стоимостью, они устанавливались не на рынке, а директивно с учетом государ­ственных интересов в том или ином производстве. Путем установления цен государство получало возможность самое экономичное производство сделать убыточным и, наоборот, самое убыточное — самым прибыльным. Цена в условиях социализма служила механизмом распределения совокупного общественного продукта и учета его производства.
Не являлась ценой, денежным выражением стоимости ра­бочей силы и заработная плата. Через заработную плату государство, с одной стороны, распределяло часть сово­купного общественного продукта, направленного на личное потребление, а с другой — обеспечивало перераспределение ра­бочей силы между территориями, отраслями, видами деятель­ности и уровнем иерархической системы управления.
Все производственные затраты признавались общественно необходимыми еще до того, как они были произведены. Вся продукция распределялась еще до того, как она была дейст­вительно произведена. Существовали деньги, но товаров как таковых при социализме не производилось, что производилось на государственных предприятиях, то в них же и потреблялось, хотя и создавалась видимость купли-продажи продукции меж­ду государственными предприятиями.
Подобное положение с ценами и стоимостным выражением зарплаты привело к тому, что в постсоветскую эпоху проведе­ние реформ натолкнулось на колоссальное несоответствие не­реальных цен при социализме с реальной стоимостью товаров, услуг и работы —отсюда либерализация цен, бешеная инф­ляция.
Сохраняя свою диктатуру, т. е. социалистическое государ­ство, с помощью жестоких репрессий и насилия, Сталин гово­рил о прочности социалистического строя, «о нерушимом единстве» партии и народа. Эти «прочность и единство» были основаны на том, что рабочая сила была собственностью социалистического государства и главной заботой сталинской диктатуры была необходимость удержать ее в таком состоя­нии всеми возможными способами».
«И.В.Сталин. Штрихи к биографии» ТОО «Новина» & МП «Гелиос» М 1995 г. (под ред. К. Ткаченко)