Правда о Космодроме

На модерации Отложенный

«У меня в Фейсбуке есть друг.  Зная, что он жил на Космодроме, как-то спросил его об этом... И то, что он мне рассказал, в корне перевернуло моё псевдоромантическое отношение к этому месту».
© Олег Парфенов

ПРО КОСМОДРОМ
Лет 30 назад я первый раз проснулся на космодроме. На пошарпанном полу из крашенных коричневой облезлой краской досок, укрывшись в медвежью шкуру. «Спи, спи, папа за контейнером уехал», — тихо звучал теплый голос матери. Из под дверного косяка дико дуло, окно было похоже на огромную бесформенную сосульку, растущую почти с потолка и на весь подоконник. После теплой и уютной Адыгеи, спокойного Калининграда и поросшей бетонным высотками Москвы, это было похоже на небольшой фильм ужасов. Тогда я этого не осознавал, главное, что мама была рядом, отец питал уважение к малому сыну, и кушать было всегда.

Но когда, волею судеб, я был вынужден в 2012 году туда вернуться и прожить там некоторое время, я полностью осознал, почему на станцию Плесецкая (космодром Плесецк, Архангелькой области, Мирный-13) ссылали людей умирать из южных частей СССР и почему там погибло 11 моих дедов и бабок наряду с тысячами других людей, попавших в советское пекло по «плану партии».

Советское космическое пекло.
Работа там есть всегда, от 4300 до 15000 руб. за одно гражданское рабочее место, возможно, даже с общежитием для иногородних, а кому повезет — то и с квартирой в краткосрочный найм, «коммуналка» за которую будет съедать большую часть дохода. Но, по сравнению, с постоянной радиацией, заваленными жизнями, питанием, больше напоминающем биомассуиз фильма о терминаторе, и отвратительным климатом, худшим на северо-западе России, это просто цветочки.

Город Мирный строился в месте, максимально не приспособленном для проживания — на болоте, с максимальным же количеством пасмурных дней в году (что особенно проявляется летом, когда небо постоянно в тучах), в яме, во многом, без архитектурных планов и проектной документации. Была задача - просто создать. Это «просто создать» обернулось тем, что по пути в школу я постоянно дышал выдавливаемой на поверхность болотной жижей и наслаждался пением лягушек. И даже построенный ныне около 1-й школы «маркет» не способен скрыть жуткую энергетику этого места. Созданная заново в 2012 году ливневая канализации так и не смогла решить проблемы постоянного затопления улиц и превращения их в огромные грязные лужи, полные разноцветного дерьма серо-зеленых оттенков. Глядя, как, проклиная жизнь, неумело кладут по застывшему намертво снегу тротуарную плитку, истощенные постоянным недоеданием местные ребята за 7000-8000 в месяц, поневоле удивляешься, как всё это еще существует.

В мое детство прогноз погоды по радио начинался всегда не столько с температуры, сколько с радиационного фона, который добрую половину дней «незначительно превышал норму». Стоит ли удивляться тому, что областная онкология «завалена» Мирянами.

А почему рожать едут в Архангельск, я узнал в день пуска ракеты....
Стоя в рабочем зале, я резко начал терять сознание, словно меня душили, все вокруг молча смотрели, как я корчусь и ехидно «лыбились», я — сколько было сил — сиганул к окну, разорвал створки и попытался вдохнуть. Но дрожь стекла и низкий гул дали понять, что это бесполезно. За примерно 40 секунд ракета, прорывая атмосферу, выжигала практически полностью всю дыхательную смесь в местной атмосфере. Учитывая, что её тут и так на 30% минимум меньше, получалось практически безвоздушное пространство. Стоит ли удивляться, что в каждый пуск, по словам медиков,  случались 6-7 «замерших» беременностей (т.е. убитых нерожденных детей, организмы матерей которых не способны настолько задерживать дыхание свое и для ребенка, а также терпеть резкие скачки атмосферного давления и концентрации газов, плюс 2-3 человека, павших от сердечных приступов).

Десятилетиями это скрывалось под какими угодно диагнозами, лишь бы никто ничего не узнал и не увидел.

По документам, это город с самой высокой рождаемостью в Архангельской области и одним из самых высоких социальных показателей, а на деле — образцово-карательный лагерь для тех, кто не успел его вовремя покинуть (или не понял, почему кожа приобретает землистый оттенок, покрывается черными «нитями», а белки «помутнели», это можно долго продолжать. Но факт остается фактом.

После введения приказа о доплате военным город стал напоминать образцовый советский лагерь. Военным, вдруг начавшим получать от 80 до 250 тысяч рублей, вдруг открылись возможности всего, чего угодно, в том числе, проституция (вкл. подростковую!) и наркомания, почти повальный алкоголизм — на фоне полуголодного нищего гражданского населения с зарплатой до 15 тыр, вынужденного брать кредиты на еду и на оплату коммунальных услуг. Город "украсили" новые иномарки и шубы у офицерских жен, а также объявления о покупке… пайка крупы. Люди хоть как-то пытаются выжить, покупают офицерские пайки.

Помнится, я шел в сторону дома вместе с медстатистиком... Она рыдала: «Мне не начислили 5000 за модернизацию и дали только 9000. Я не знаю, что делать. 8000 — коммуналка, плата за квартиру… Плюс одеть двоих детей, сдать на школу, еще, еще…»
Муж давно отказался от неё, жилье служебное, продлевается раз в год, если есть долги — сразу вылетишь на улицу. Она шла и плакала. Потом произнесла знакомую фразу, что, мол, если будет какая подработка, скажи — я ведь много чего умею...

Мне стало страшно за неё, за таких матерей, которых я знаю не один, не два - три десятка лет, которые теперь вынуждены в буквальном смысле воровать еду, медикаменты, бумагу или что-то еще. А потом – нет, не продавать, а менять на продукты (или наоборот - на что-то другое, что можно поменять на продукты). Лишь бы накормить детей и чтобы их не отправили в детские дома.... Я с горечью понимаю свою мать, работавшую там на 4-х (!!!) работах, чтобы платить кредит за лечение отца, которого сделали инвалидом климат и работа. Теперь, когда Система «отрыгнула» его наружу, даже инвалидность надо продлевать каждый год... Мол, а вдруг до следующего не доживет, чтобы бюджету было легче...


Стало привычным делом, что практически любая девчонка - продавец в магазине — готова отдаться за скромную сумму, и многие этого даже не скрывают. Они не хотят так жить, но и умирать из-за того, что в их деревнях вообще нет работы, не хотят. Я видел, как устраивались нянечками девочки на 4000 руб. в месяц, кучковались в одной комнате по 4-6 человек, а «лишнюю» комнатку пытались сдать внаем, чтобы иметь возможность хоть раз в неделю поесть мяса, а не давиться каждый божий день остатками недоеденного детьми хлеба.

Моего бывшего соседа там убили за 4 колеса от грузовой машины...

Все это я видел и знаю, можно продолжать и дальше...
…Как космодром отнял жизнь моих бабушек, угнанных Сталиным на каторгу, как «за заслуги» данная тут отцу квартира и работа сделала из огромного, дышащего кавказскоой силой и умом мужчины дряхлого, еле живого старика, (даже его мать выглядит моложе);
…Как космодром чуть не убил моего сына при Путине;
…Как моя мать потеряла еще троих моих братьев и сестер при Ельцине и Горбачеве;
…Как за год последней жизни там у меня чуть не развалились зубы и сам я чуть не стал неходячим инвалидом…
Я могу сказать одно - это место, наверное, пострашнее тюрьмы, потому что там человеку хотя бы дают крышу над головой и пайку, а тут – могут выгнать людей на мороз за неуплату и еще отобрать детей.

У меня нет больше сил говорить. Хочется, чтобы это место, как Чернобыль, просто в один момент перестало существовать и весь ужас остался в прошлом, чтобы больше не плакали матери от умерших детей и отдающихся от голода сыновей и дочерей, чтобы зажравшиеся военные кровью и потом отработали так, как и другие. И я готов показать каждого человека, который там нуждается и которого я знаю, чтобы их....ЭВАКУИРОВАТЬ!. Потому что неважно, сколько туда дать и чего - это не изменит Систему.

Вы можете лишь помолиться за тех честных людей, которые, голодая, и сохраняя честь, не были там сломлены... Но этих людей — все меньше и меньше, когда кругом сплошь сумасшедшие. Меня оттуда «выкинули» страшные обстоятельства, но даже им я рад, потому иначе та чаша не обошла бы и меня...

Такая вот «романтика»!... Пусть все об этом знают!