«Великая Польша» за европейские деньги
Бруно КУРМИС | 26.03.2013

Трудно понять, с чего это у поляков так повелось, но Польшу вечно распирает от национальной спеси. Периодически она начинает так энергично работать локтями, расширяя «жизненное пространство», что рано или поздно, но это вызывает у соседей глухое раздражение. Поэтому Варшаве все время приходится ввязываться в сложные геополитические игры великих держав. То она получает подпитку от Франции и Британии против Германии и России; то от Германии - против СССР; то от СССР, чтобы восстановиться после позорного разгрома Германией. А потом поляки снова просят деньги у англосаксов, чтобы сначала отделаться от опеки Советского Союза, а затем - чтобы прибрать к рукам соседей, неосторожно вляпавшихся в «Восточное партнерство».
Раньше все эти маневры заканчивались для поляков плачевно. Но на этот раз им подфартило. Советский Союз рухнул, и на восточной границе Польши образовалось широкое пространство теперь «ничейной», с точки зрения поляков, земли. Когда-то она входила в состав Речи Посполитой, и как полагают многие в Варшаве, грех было бы не вернуть ее себе обратно. Тем более что Вашингтон давно решил отдать белорусов и украинцев в «зону ответственности» Польши, а Германия настолько напугана послевоенным возрождением своей мощи, что готова давать деньги кому угодно, лишь бы ее не боялись и не рисовали немецкого канцлера с нацистской свастикой на рукаве.
И все бы хорошо, но ресурсов для строительства «мини-империи» полякам, как всегда, не хватает. И это притом, что Варшава не понятно за какие заслуги остается главным бенефициарием среди стран ЕС, получая из бюджета Евросоюза на 65 миллиардов евро больше, чем она вкладывает в общий котел. Но грандиозные польские планы требуют не менее грандиозных денег. А в условиях кризиса даже Вашингтон становится скупердяем и «толсто» намекает, что строительство «Великой Польши» - дело затратное и Штаты его в одиночку не потянут. А потому Варшаве рекомендовано пошарить по карманам европейцев, подбив старушку Европу на какое-нибудь «благое дело». Ну, к примеру, на очередной этап демократизации «исторических территорий» Речи Посполитой. Это как невесту прихорашивают, прежде чем к жениху в дом вести. Чтоб не стыдно было.
Нет, «демократия», конечно, - это давняя статья западного экспорта в страны постсоветского пространства. Кто в ЕС этим только не занимается! И все вместе, и поодиночке. Но для Польши она стала частью «национальной идеи». Вроде насаждения католицизма «огнем и мечом». А православные «варвары» своей пользы никак не уразумеют, а время не терпит: до президентских выборов в Беларуси и Украине осталось два года. Европа же даже не чешется. По крайней мере, так это видится с берегов Потомака и Вислы.
И тогда на тех же берегах родилась идея Европейского фонда для демократии (European Endowment for Democracy), озвученная польским министром иностранных дел в феврале 2011 года на фоне полыхающей пожарами «арабской весны».
Поначалу в Европе эту инициативу восприняли с недоумением. В «демократизацию» постсоветского пространства ЕС и так уже вбухал миллиарды. В названиях разных структур и программ, работающих на этом направлении, начинают путаться сами еврочиновники. К тому же европейские налогоплательщики и так уже не первый год финансируют польские задумки вроде политики «Восточного партнерства». Но что-то где-то сработало. Трудно сказать, за какие ниточки подергал Вашингтон, но уже в ноябре 2012 года - а это неслыханный для евробюрократии темп - был утвержден устав ЕФД и образован Совет управляющих (Board of Governors) во главе с руководителем комитета Европарламента по иностранным делам Элмаром Броком. Исполнительный комитет ЕФД возглавил замминистра иностранных дел Польши Ежи Помяновски (ну кто бы сомневался, что этот пост будет отдан поляку!).
В Совет управляющих вошли представители МИД всех стран ЕС, Еврокомиссии, Европарламента и «независимого» экспертного сообщества. Всего 41 человек. Из их числа избран Исполнительный комитет в составе двух дипломатов (сейчас от Испании и Румынии), депутата Европарламента и трех экспертов из американского, немецкого и датского фондов.
Бюджет ЕФД на 2013 год определили скромный – 15 миллионов евро, которые пойдут в основном на организацию офиса, а также на подбор и оплату персонала, который должен приступить к исполнению обязанностей к началу июня. Зарегистрирован ЕФД в Бельгии, поскольку бельгийский закон дает такого рода организациям достаточную свободу рук и широкое поле для деятельности.
Сложнее оказалось наполнить казну фонда не обещаниями, а реальными деньгами. Пять миллионов Еврокомиссия перебросила в ЕФД из бюджета «Восточного партнерства». Еще по пять обещали Польша и Швеция, главные евроинтеграторы Украины и Беларуси. Но потом Стокгольм, сославшись на кризис, пожадничал и дал только 1 миллион, миллион вложила Голландия. На 60 тысяч нагнули и без того небогатую Словакию. План по инвестициям, увы, оказался под угрозой, и тогда решили подключить Швейцарию, которая подкинула 830 тысяч евро. Эта страна не является членом ЕС, зато она граничит с Германией. Такое соседство швейцарцев всегда напрягало, хотя об этом вслух говорить не принято. Поэтому Берн очень отзывчив на просьбы Вашингтона, взявшего на себя заботу обеспечивать стабильность в Европе после Второй мировой войны.
До заветных 15 миллионов все равно не дотянули. Ничего, можно с уверенностью сказать, что дотянут. Потому что устав ЕФД предусматривает не только вложения из бюджетов ЕС и стран Евросоюза, но и пожертвования со стороны иных юридических и физических лиц. Поэтому по Европе поползли слухи, что Европейский фонд для демократии наполнится совсем не европейскими деньгами. И действительно, если Польше хочется стать «великой», то почему бы смену режимов в Беларуси и Украине не профинансировать, к примеру, Фонду Сороса или американским организациям, поднаторевшим в благотворительности такого рода? Им не впервой.

Собственно, прародители ЕФД и не скрывают, что саму идею и даже название фонда с особыми полномочиями они позаимствовали у американского NED (National Endowment for Democracy) [1]. Поэтому отличие ЕФД от других европейских фондов будет заключаться в следующем.
Первое. Подрывная деятельность (а как еще назвать целенаправленное финансирование политических сил, которые надо привести к власти в чужой стране?) требует хоть какого-то прикрытия, чтобы ЕС прямо не обвинили во вмешательстве во внутренние дела «партнеров». Поэтому очень удобно брать бюджетные средства, но раздавать их от имени формально независимой от Еврокомиссии и стран ЕС организации, закрыв глаза на то, кто ее возглавляет. Национальные и так называемые европейские «партийные» фонды (вроде фондов Аденауэра или Боша) такой свободой рук не располагают. Ставим плюсик.
Второе. «Бич божий» для Европы - это уже не гунн Атилла, а европейская бюрократия. В ЕС в рамках политики «Развитие и сотрудничество» (Europe Aid) действует так называемый Европейский инструмент для демократии и прав человека (European Instrument for Democracy & Human Rights) с пятилетним бюджетом в размере 1,1 млрд. евро. Есть еще Инструмент для стабильности (Instrument for Stability (IfS)) с бюджетом в 2 млрд.
евро и масса других подходящих для «экспорта демократии» механизмов быстрого реагирования (так программа IfS называлось раньше). Денег - завались. Но евробюрократы обложили их выдачу такими условиями, что принятие решений затягивается порой на годы, а запросы и отчетность так сложны и объемны, что пока что-то начнет шевелиться, то и выборы у «партнеров» пройдут (если без вмешательства ЕС, то «недемократические», естественно). А новый фонд дает возможность обойти, когда надо, бюрократические препоны и быстро набить валютой карманы тех «друзей демократии» в Беларуси и Украине, кому это вдруг срочно понадобилось. Единственная рекомендация Европарламента по этому случаю - чтобы деньги ЕФД «не попали к криминальным и террористическим группировкам» [2]. И на том спасибо.
Третье и самое интересное. Многие эксперты стран ЕС, «курирующие» институты гражданского общества в странах-участницах «Восточного партнерства», отмечают, что расплодившиеся там НПО и «аналитические центры», которые десятилетиями сидят на западных грантах, зажрались и имитируют бурную деятельность только тем, что «стучат» в западные посольства и международные организации о якобы «недемократичности» властей. Потеряв доверие масс, они уже не способны расширять круг единомышленников [3]. В то же время, по мнению польско-американского тандема, и в Беларуси, и на Украине есть много людей, которые могут стать новыми лидерами и активистами протестного движения, если получат финансовую помощь. Некоторые из них на чистом энтузиазме создали свои организации, но не могут зарегистрировать их из-за противодействия властей, другие сами не желают это делать, опасаясь внимания со стороны правительственных ведомств, что особенно характерно для объединений, во главе которых стоят представители малого и среднего бизнеса [4].
При этом ЕФД сосредоточится на оказании помощи как можно большему числу пусть и маленьких, но незарегистрированных организаций, «стихийным» активистам и потенциальным лидерам, не выставляя условий обретения ими официального статуса, как это принято в деятельности других западных фондов. От них даже не требуется опыта и «былых заслуг» в протестном движении. Главное, как отметил один из «кураторов», - это «преданность идеям демократии».
К тому же ЕФД, в отличие от других фондов, планирует отказаться от практики реализации так называемых проектов, рассчитанных на формирование выгодного общественного мнения (проведение конференций и круглых столов, пропагандистская работа и т.п.). Он сосредоточится на создании широкой сети потенциальных участников акций «сопротивления авторитаризму».
Поначалу, подбирая новых «грантоедов», ЕФД будет ориентироваться на рекомендации посольств стран ЕС, европейских «партийных» фондов и представительств Евросоюза в Беларуси и на Украине. Затем этим займутся «координаторы» ЕФД, которые будут работать «в поле» наездами, так как создание закордонных офисов ЕФД пока не предусматривается. В задачу «координаторов» будет входить объединение этих людей в единую сеть с помощью интернет-ресурсов, для чего потребуется привлечение к сотрудничеству опытных блогеров. Их задача - формировать в социальных сетях группы единомышленников и, приобретя доверие и авторитет, в нужный момент дать сигнал к выступлению.
Таким образом, речь идет о создании как можно большего количества «полулегальных» реальных и виртуальных организаций, находящихся вне контроля со стороны властей, объединенных в сетевую структуру и ждущих призыва выйти на улицу по сигналу из «центра». Зачем? Всего лишь для того, чтобы создать впечатление массовости «народного» протеста. И тогда США и Европа получат предлог для оказания давления на власти Украины и Беларуси, требуя от них самоустранения, как это было в декабре 2004 года в Киеве и в 2010 году в Минске.
Собственно, ничего нового в этом уже нет. Министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский, выдвигая инициативу ЕФД, не зря ссылался на опыт «арабской весны», когда на улицы Триполи и Каира вдруг, откуда ни возьмись, неожиданно для властей высыпали тысячи хорошо мотивированных «возмущенных» граждан. Может быть, сейчас эти граждане, потеряв близких и лишившись средств к существованию, передравшись между собой и проклиная новую власть, с сожалением вспоминают о своем «возмущении», но дело сделано. Импортированную «демократию с гнильцой» ее американские и европейские поставщики назад не принимают.
Странно, конечно, что Европейский союз решил замараться в подрывной деятельности, какими б словесными фиговыми листками ее не прикрывали в Варшаве и Вашингтоне. Это в Польше и США можно на скорую руку налепить много разных формально «независимых» фондов, вбухать в них бюджетные средства и финансировать на Украине, в Беларуси, России и других странах СНГ «пятую колонну», не опасаясь обвинений во вмешательстве в чужие внутренние дела. У ЕС спрятать концы в воду не получится. Бюрократическая структура Евросоюза не может позволить тратить средства на расшатывание других государств, столь нагло и бесконтрольно. Отсюда - двойственность формата ЕФД. С одной стороны, фонд зарегистрирован как «самоуправляемая», то есть независимая от ЕС организация, но с другой - о какой самоуправляемости ЕФД можно говорить, если почти все его руководство - дипломаты, еврочиновники и евродепутаты высокого уровня?
Все настолько шито белыми нитками, что при первом же удобном случае и власти, и общественность Беларуси и Украины смогут обвинить ЕС в нарушении принципов международных отношений, принятых в ООН, ОБСЕ и других международных институтах, провозглашаемых самим Евросоюзом, в конце концов. И все это ради чего? Ради удовлетворения имперских амбиций Польши, подкрепленных американскими интересами? О каком «демократическом выборе» белорусов и украинцев можно будет говорить, если истерический «протест» нескольких тысяч мотивированных западными деньгами граждан будет подан чиновниками ЕС и западными СМИ как «народное движение», требованиям которого должны подчиниться правительство и «молчаливое большинство»?
Руководству Беларуси и Украины, видимо, стоит заранее предупредить правительства стран ЕС, чиновников Еврокомиссии и депутатов Европарламента, что деятельность Европейского фонда для демократии вряд ли будет способствовать взаимопониманию и может серьезно подорвать систему международных отношений на всем пространстве от Лиссабона до Владивостока. Время одуматься у Евросоюза пока есть. Но хватит ли у европейцев здравого смысла? Посмотрим.
1. http://carnegieeurope.eu/strategiceurope/?fa=50602
2. http://www.europarl.europa.eu/sides/getDoc.do?pubRef=-//EP//NONSGML+AGENDA+20120328+0+DOC+PDF+V0//EN&language=EN
3. http://www.euractiv.com/specialreport-eu-ukraine-relatio/ukraine-government-split-eu-demo-news-507594#comments, http://www.neweasterneurope.eu/node/661
4.
http://belfercenter.ksg.harvard.edu/publication/20958/polish_foreign_minister.html,
http://www.opensocietyfoundations.org/sites/default/files/eed-paper-20110927.pdf,
http://www.demdigest.net/blog/2012/06/european-endowment-can-move-eu-from-laggard-to-leader-in-democracy-assistance/,
http://www.ceps.eu/book/moving-eu-laggard-leader-democracy-assistance,
http://charter97.org/en/news/2013/2/26/65898/
Комментарии