Советско- латвийские отношения. 21 августа 1939 года

Письмо полпреда СССР в Латвии И.С.Зотова

наркому иностранных дел СССР

В.М.Молотову

21 августа 1939 г.

I. ВОПРОСЫ ВНУТРЕННЕЙ ЖИЗНИ ЛАТВИИ. РОСТ ПОЛИТИЧЕСКОГО НЕДОВОЛЬСТВА МАСС

   Как сообщалось ранее, виды на урожай самые неутешительные. Вследствие заморозков весной и неблагоприятного начала лета погибло хлебов в среднем до 40%. Кормовые травы (особенно клевер) даже не взошли. Сельское хозяйство Латвии переживает тяжёлое состояние. Сельскохозяйственная камера в своём постановлении пишет: "...с/х не должны поддаваться опасениям не только о недостатке кормов для скота, но и некоторых других печальных последствиях, возникших в связи с продолжительной засухой. Правительству хорошо известны преживаемые сельским хозяйством в настоящее время трудности".

   На почве этого в деревне растёт паническое настроение, вместе с тем всё шире охватывают крестьянские массы политические настроения, направленные против существующего режима. Там, где сильнее недород, а следовательно, и сильнее страх перед ближайшим будущим, там выше и острее политическое недовольство масс.

   Правительство предприняло ряд мер по "успокоению" населения. Его беспокоят одинаково все районы, но особое место принадлежит Латгалии, где неурожай породил наибольшую тревогу и где политическое настроение, по мнению правительства, больше всего внушает опасения. Об этом районе весьма красноречиво говорит побывавший там министр внутренних дел Вальдман: "Местные жители обитают в деревяных лачужках, вид которых во многих местах весьма печален. Дома имеют продырявленные крыши, другие в непригодном состоянии. На вопрос, почему не строят новых, отвечают - не по силам... Однако видно, что пограничная полоса (с СССР. - И.З.) очень густо населена и в селениях много молодых сильных людей живут без работы. Положение полей в Каценском, Линавском и Упмальском районах ввиду недостатка дождя безрадостное" (Яунакас Зиняс, 27,VII.Сообщение об инспекционной поездке Вальдмана).Такая же картина наблюдается и в других районах.

   Экономическая нищета и непосильные тяготы, которыми обременено трудящееся крестьянство, хотя бы сказываются в том,что "...в некоторых волостях идёт слишком медленное погашение старых долгов и трудности по взысканию текущих" (мин. внут. дел Вальдман о недочётах в Венспилском уезде. Сообщение газет от 2.VIII). Всюду проглядывает бедность.Мои личные наблюдения в провинции не расходятся с мнением того же министра Вальдмана, он говорит: "Во многих местностях, в коммунальных учреждениях, школах и т.д. чрезмерная неопрятность, школьные помещения с крышами, пропускающими всюду" (там же).

   Правительство ищет пути "духовного" восстановления деревни. Первым шагом к этому Ульманис видит в создании института областных особо уполномоченных президента.Своё предложение Ульманис сформулировал в кабинете. Правда, не нашёл необходимой для проведения поддержки, и вопрос был отложен. Общественные круги и работники провинций против насаждения губернатоов-воевод. Это показывает, что внутренняя политика правительства Ульманиса не поддерживается большинством населения как в городе, так и в деревне. В качестве примера можно привести наблюдение директора департамента полиции Аусмана, который,побывав в самой богатой (кулацкой) области Курземе,зявил: "Во многих местах общая отсталость пустила глубокие корни в общественной жизни. Так, например,в волости с 2000 жителей в местное сельскохозяйственное общество вступило лишь 100 чел...".Это характеризует,что даже в этой области не живо подхватываются идеи 15 мая (1).

   Латвийский диктатор Карлис Ульманис

   В последнее время проводятся открытые и закрытые заседания работников уезда и армии. Темой таких совещаний является вопрос о воспитании населения, молодёжи,об обязанностях населения и о том, "как приобщить молодёжь и безработную интеллигенцию к производственному труду и втянуть её в с/хоз. работу". Члены кабинета правительства предприняли длительные поездки по областям Латвии. Ульманис (през.), Бирзниек (мин.земледелия), Апсит (мин.юст.), Вальдман (внутр.дел.), Мунтерс, Чаман и др. совершили ряд поездок по полям южных районов, собирая крестьян для духовного наставления. После речей, призывающих крестьян к спокойствию и вере в будущее, следовали репрессии. Беднейшее крестьянство оказалось в самом критическом положении. Перекупщики уже закупают по дешёвым ценам скот, свиней и птиц, предложение которых со стороны бедноты (прежде всего) с каждым днём растёт. Получить в городе работу эта часть крестьянства не может. Наоборот, сейчас идёт переселение рабочих в деревню. создалось безвыходное положение. На почве чего усилилось недовольство правительством Ульманиса.правительство никаких мер, облегчающих положение трудящихся, вполне понятно, не принимает. Состояние, которое создаёт кадры собственных батраков - правительству, выражающему интересы кулачества, -как никогда выгодно. поэтому, кроме "призывов", правительство никаких обещаний не даёт. В отношении "беспокойных" крестьян принимаются административные меры.

   Неурожай в деревне оказывает влияние на государство в целом. Недостаток хлеба потребует его ввоза за наличную валюту. Цены на хлеб будут ещё раз увеличены (цена на белый хлеб увеличена в июне м-це). Отсутствие кормов приведёт к сокращению производства масла - этой главнейшей статьи экспорта. Не вызывает сомнения, что и экспорт свиней будет сокращён. Сейчас торговые ведомства Латвии зондируют почву на экспорт нового товара - живого и битого мяса. Страны Запада постараются учесть создавшуюся обстановку, чтобы закупить по дешёвым ценам латвийское мясо.

   Положение в городе не менее тревожно, чем в деревне.Понижение реальной зарплаты,сокращение числа производств и увольнение рабочих, принудительное переселение рабочих в деревню, бесперспективность окончившей гимназию молодёжи (особенно нацменьшинств), избыток интеллигенции вообще - всё это создало политически напряжённую атмосферу. Благоприятная политическая обстановка была использована местной организацией коммунистов. Нелегальный коммунистический орган "Циня" (борьба) широко распространялся, проникая всюду,даже при строжайшем политическом надзоре. Политическая полиция всё же нашла (с помощью провокаторов) типографию этой газеты, после чего начались аресты. В числе арестованных имеются коммунисты и видные соц. демократы (Лоренц и др.). Есть основание предполагать, что среди арестованных имеются члены Комитеты единого фронта. В городе и деревне участились штрафы за распространение "ложных" и панических настроений.

   Недовольство выражается не только во внутренней линии правительства, но и внешней. Большинство латвийского народа активно обсуждает происходящие внешние события и позицию латпра. Трудящиеся живо выражали своё отрицательное отношение к заключённому договору о ненападении с Германией (2). Из бесед выяснилось, что даже среди членов б. крестьянской партии, айзсаргов и армии, не говоря о трудящихся, имеется явное неверие в искренность Германии. Правительство навязывает "объективный" взгляд населению Латвии, но безуспеха. Прогерманский курс латпра за последнее время стал ещё более отчётлив. Латпра реагировало на переговоры в Москве услужением Гитлеру, оказывая ему моральную и иную помощь, увенчавшуюся договором о ненападении и предоставлением преимущественного рынка, взамен получив признание (?) своей независимости и обязательств в "уважении" этой независимости. В то же время Германия направила в Латвию до 3-4 тыс. "туристов", военных и гражданских визитёров, привела в активное состояние местные немецкие группы и т.д. и т.п. После каждой удачи (уступки) немцы нахваливали Ульманиса и его соратников.

"Крест Заслуг" айзсаргов ("защитников"), штурмовых отрядов диктаторского режима Ульманиса. Многие их члены впоследствии, во время немецкой оккупации Латвии вошли в состав полицейских частей и латышской дивизии СС, а впоследствии стали "лесными братьями". 

   С другой стороны, латпра усиленно старалось посеять недоверие к СССР. Сперва исподволь,сдержанно, а потом и прямо начали обвинять СССР в красном империализме и что главная опасность идёт с востока, а не с запада. Мунтерс, подхватив немецкие слухи о том, что якобы СССР требует в переговорах от Англии и Франции исключительных прав в Прибалтике,заявил о том, что будут искать пути для защиты своей независимости у Германии. Кампания компрометации СССР и до сих пор продолжается. Население широко обрабатывается с целью внушения ему, что СССР - враг латышского народа наряду с другими, которых не называют по имени. Под флагом "нейтралитета" и "равновесия" по существу происходит дальнейшее укрепление политической дружбы и хоз. связей с Германией. вот почему латышский народ и нацменьшинства (и некоторая часть немцев Латвии на опыте Клайпеды начинает понимать цену "настоящим" великогерманцам) не поддерживают внешней политики латпра.

   Поездка военных делегаций Ангии и Франции в Москву широкими кругами расценивается положительно и видят в этом рост межд.авторитета СССР. кулацкая верхушка деревни и буржуазия города ждут провала переговоров, чтобы сказать,что СССР не хочет мира - лицемерит, и этим усилить запугивание масс.

   Немалую роль обратного порядка сыграла наша выставка "детский рисунок, книги, фото и папанинцы". Впервые после переворота трудящиеся Латвии официально видели портреты руководителей партии и правительства СССР. Впервые госуд. флаг СССР в течение месяца развевался над зданием, где демонстрировались эти замечательнейшие экспонаты.

Ещё больше приковала внимание населения Латвии наша с/хоз. выставка. Повсюду в городе видны наши плакаты с фигурой рабочего и работницы, несущих красное знамя, плакат огромного Мавзолея Ленина. Трудящиеся с любовью рассматривают витрины, где они наклеены. В некоторых районах рабочие выставили наблюдателей для охраны этих рисунков. Всё это вместе взятое создаёт и оставляет известное впечатление, приковывает внимание широких кругов населения к СССР.

II. ВОПРОСЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ЛАТВИИ. НЕЙТРАЛИТЕТ И ОТНОШЕНИЕ К ГАРАНТИЯМ.

   Латвия по-прежнему подчёркивает нейтралитет как основу своей внешнеполитической позиции. Передовая официоза суть нейтралитета излагает так: "Наша страна теперь определила своё политическое положение. Недостаточно постоянно повторять, что мы суть и будем нейтральны. Мы должны быть такими и на деле и не только в случае войны, но и, надо сказать, особенно в мирное время. Это отнюдь неозначает, что мы должны воздерживаться от занятия положения положения по отношению к международной жизни и от её оценки, что нам следовало бы занять какую-то теоретическую, беспартийную среднюю черту, отдавая всем полусправедливость. Как раз наоборот, как граждане независимой страны мы должны особенно внимательно и тщательно следить за всем, что происходит в мире, что прямо или косвенно может отозваться на нашей стране, мы только не смеем быть партизанами, в плохом смысле этого слова, то есть быть в плену какой-либо идеи, подходя к вопросам с уже заранее готовым суждением, следовать лозунгам, которые возникли в чужих странах и которые не имеют органической связи с нашей страной. За этими лозунгами, как бы звонки и привлекательны они не казались, всегда будут скрываться реальные интересы какой-нибудь чужой страны, стремление к власти или поддержанию приобретённой власти, то есть чуждые нам цели. Мы не смеем связывать судьбы нашей страны с чужими целями и передать живые силы нашего народа, а вместе с тем и всё его будущее на служение чужим интересам...".

   Мунтерс в своём интервью сотруднику "Таймс" подчеркнул, что динственным путём Латвии является строжайший нейтралитет". Правительство не скрывает своей радости по поводу признания их нейтралитета Германией и усматривает (косвенно) это же в речи т.Молотова (там,где говорится об условиях) на заседаниях Верховного Совета (3). С этой стороны латпра не возражает против заключения договора между СССР, Англией и Францией. Вместе с тем Латвия рештельно выступает против гарантий их независимости. "Латвия не желает гарантии своей независимости.Латвия не желает и гарантирования своих границ,ибо и здесь она имеет в вольных переговорах заключённые договоры, определяющие неприкосновенность её теперешней территории, чего никто никогда не оспаривал". В дальнейшем выясняется, что Латвия не хочет гарантий блока или союза, в котором участвует СССР, и не возражает, если бы независимость Латвии и Балтстран обеспечила бы Англия. Мунтерс в том же интервью идёт на противоположное утверждение,с явным желанием и санкцией Берлина, пообещать кое-что Англии для откола Англии от ведущихся переговоров или оказания известного влияния на правительственные круги Англии.

Вильгельм Мунтерс,

министр иностранных дел Латвии в 1936-1940 гг.

Во время войны осужден.В послевоенные годы был членом Академии Наук Латвийской ССР,

Умер в 1967 г. в Риге .

Он от имени всех Балтстран и с согласия их заявляет: "Да, мы определённо доверились бы Англии, если бы она декларировала, что нашу независимость будут уважать". Этот ответ им дан на вопрос -"Нельзя ли доверить Англии обеспечение независимости Балтстран?",поставленный газетой "Таймс". Кажется ясно,что Латвия в одном случае против гарантии независимости,если эти гарантии даёт блок с участием СССР, и не возражает,если гарантии независимости даст Англия. Мунтерс попадает в явно смешное положение, когда он наряду с этим говорит: "Если гарантии дали бы (гарантии независимости - И.З.), а позднее отозвали бы, не означало ли бы это сужение независимости?" Налицо противоречивость утверждений, что тем более убеждает нас,что Мунтерс делал такое предложение Англии, выступая посредником между Берлином и Лондоном со стороны германской инициативы.Иначе объяснить нельзя. Тем более что в последующих комментариях ряд газет, опять-таки с ведома МИДа, поместили передовые с отрицанием всякой гарантии. Газета "Латгилас Вордс" пишет: "Гарантии малым независимым странам - очень невыгодная и унизительная вещь. Пусть даже гарантирующая великая держава делает это совсем бесхитростно, однако гарантированная независимость - очень сомнительная штука. ...Великие державы стали до бессовестности (бесстыдства) навязчивыми и навязывают свои гарантии там, где их никто не просит. ...Гарантирующие страны присуждают себе право в известное время, при известныхобстоятельствах вступить в малую страну, её оккупировать или превратить в площадь военных действий. Гарантии малым странам совсем ничего не дают. Гарантии только угрожают вовлечь в войну малые страны, которые нисколько не хотят воевать. ...Великие державы, дающие гарантии, рассматривают малые страны как сферу своих интересов. Раздачей гарантий великие державы хотят привлечь малые страны к возу чуждой политики и в худшем случае использовать их как заградительный мешок в возможной войне. И поэтому гарантии нечто противное и ужасное. Дающему гарантии мы кричим: нет, спасибо.Сохраните своё оружие для защиты собственной страны".

   Мы привели выдержки из статьи скрывающегося за псевдонимом министерства иностранных дел. Для уяснения резко противоположной позиции в отношении гарантий, если даст СССР или "блок", в котором участвует СССР, являясь активной силой его. Что это так, попытаемся взять ещё одну передовицу "Брива Земе"от 4 июля,в которой говорится: "Советские политики вообще хорошо умеют маскироватьсвои настоящие мысли и действительные намерения сложной диалектикой...,мы не хотим стать объектом, который гарантируют сегодня и продают завтра. ...Свой нейтралитет всякий должен охранять собственными силами,односторонне его гарантировать нельзя". Ясно,что латпра боится гарантий СССР, а не какой-либо другой страны. Наконец, деятели Латвии часто пользуются таким аргументом,чтобы доказать якобы несостоятельность гарантии Латвии.Они спрашивают: "Позвольте, от кого вы хотите нам дать гарантии?", и рассуждают: "С немцами у нас какое-то время не было договора о ненападении, теперь в ходе переговоров в Москве (4) мы заключили этот договор (5). Немцы нападать не будут. Они уважают нашу независимость и признали нашу политику нейтралитета.

   Польша заинтересована в статус-кво и, само собой разумеется, не собирается нарушать наш покой. С СССР у нас также имеется договор о ненападении (6).Чтожеещё нужно? Зачем гарантии? От кого? Зачем?" В этом месте они хотят видеть особую заинтересованность только СССР,обвиняя его в агрессиии др., с намерением посеять недоверие к СССР (о котором говорил Мунтерс). Этим и только этим объясняется вся резкая кампания против точки зрения СССР о гарантиях Балтстранам.

   Совсем другие настроения латышского народа. Несмотря на то что латпра старается изо всех сил сломить рост симпатии к СССР латвийского народа, в Латвии есть и будут глубокие корни этой симпатии. Об этом не без беспокойства пишет официоз "Брива Земе": "...Много ещё таких латышей, которые своё горячее сердце ставят выше политического разума и вместе с тем выше интересов нашего государства. Они слишком много озираются кругом на другие страны, сочувствуют этим странам или говорят о них враждебные слова. ...Часто в наших речах и суждениях всё ещё раздаются старые симпатии и вечное сочувствие".

   Всем ясно, что речь идёт о сочувствии Сов.Союзу.Речь тов.Молотова, тов. Жданова, разъяснение ТАСС нашли горячий отклик в латышском народе, что свидетельствует ободобрениинашей внешней политики, направленной на сохранение независимости Латвии от агрессии.

Полпред СССР в Латвии

И. Зотов

Примечания:

1. В ночь с 15 на 16 мая 1934года лидер партии сельской буржуазии Латышского крестьянского союза К. Ульманис (в то время был премьер-министром и министром иностранных дел) с помощью айзсаргов,полиции и отдельных воинских частей совершил государственный переворот. Сейм Латвии был распущен, деятельность всех политических партий прекращена, рабочие профсоюзы разогнаны,все прогрессивные и демократические союзы и организации закрыты. Военное положение в стране сохранялось четыре года - до 15 февраля 1938 года.

2. Договор о ненападении между Германией и Латвией заключён 7 июня 1939 г.

3. Имеется ввиду доклад В.М.Молотова на третьей сессии Верховного Совета СССР 31 мая 1939 г. "О международном положении и внешней политике СССР".

4.Имеются ввиду англо-франко-советские переговоры, которые проходили весной-летом 1939 г.

5. Германо-латвийский договор о ненападении был подписан 7 июня 1939 г. в Берлине.

6.Договор о ненападении между СССР и Латвией был заключён 5 февраля 1932 г. и продлён на 10 лет 4 апреля 1934г.

Источник: "Полпреды сообщают... Сборник документов об отношениях СССР с Латвией, Литвой и Эстонией. Август 1939 - август 1940 г. М. "Международные отношения", 1990 г., стр. 8-13