То положение, в котором после распада СССР находился белорусский оборонно-промышленный комплекс, можно назвать очень противоречивым. Несмотря на то, что государство имело значительную долю военного производства в общих объемах советской экономики (на белорусской территории находилось порядка ста двадцати организаций и предприятий оборонки, среди которых и 15 НИИ и конструкторских бюро), в Белоруссии ввиду ее приграничного расположения после войны не размещалось крупное производство основных видов систем вооружения и конечной оборонной продукции.
Наверное, единственным исключением был автомобильный завод в Минске, специализировавшийся на выпуске колесных тягачей для ракетных комплексов, но эти машины не являлись сами по себе вооружением. В основном, предприятия Белоруссии выступали в качестве субподрядчиков, и занимались изготовлением подсистем и комплектующих.
На сегодняшний день в белорусском оборонно-промышленном комплексе представлено около пяти десятков организаций и предприятий. При этом важно отметить, что руководству страны, несмотря на процессы реструктуризации ОПК и конверсии удалось сохранить ядро военных специализированных предприятий, в том числе все КБ и НИИ. Кроме того, между этими предприятиями была сформирована определенная внутригосударственная кооперация и сохранены источники обновления оборонной части экономики. В большой степени это связано с тем вниманием, которое было уделено проблемам военного оборонного комплекса администрацией А.Лукашенко.
После 1991 года в стране проводилась весьма целеустремленная и квалифицированная государственная политика, которая дала возможность трансформировать советскую оборонку во вполне связный и дееспособный комплекс, который ориентировался на развитие перспективных оборонных технологий. Среди них в первую очередь нужно отметить телекоммуникации, информационные технологии, оптико-электронные системы и автоматизированные системы управления, приборостроение. Кроме того, страна по-прежнему разрабатывает и поставляет колесные и гусеничные шасси для российского ОПК.
Наличие тесных политических связей между Россией и Белоруссией позволило не только сохранить кооперацию между оборонно-промышленными комплексами двух государств, но также открыли для Минска возможности выступить в качестве вполне легального реэкспортера и провайдера российских систем вооружения на внешних рынках, а кроме того – осуществлять модернизацию платформ советского и российского производства с разработчиками на законных основаниях.
Не стоит забывать и о том, что белорусское правительство сумело с началом нового столетия поддержать собственную оборонку пусть и ограниченным, но весьма ощутимым внутренним оборонзаказом.
Белорусский ОПК, в отличие от российского, после распада СССР остался под контролем единого ведомства, что значительно облегчало процесс управления и модернизацию оборонного комплекса. Вплоть до 2003 года контролировало оборонку Министерство промышленности, а ремонтные военные заводы находились под юрисдикцией Минобороны. В декабре 2003 года для осуществления управления над ОПК был специально организован Государственный военно-промышленный комитет.
Кроме того, в сфере высоких оборонных технологий и военного производства в Белоруссии действуют и частные предприятия, в частности, «Минотор-Сервис», «Тетраэдр», НТЦ «ДЭЛС». В большинстве своем эти предприятия организованы выходцами из государственного ОПК, которые продолжают использовать свои старые личные связи в промышленных и военных кругах.
Белорусское правительство прекрасно понимает, что ввиду субподрядного положения большей части военных предприятий основным рынком сбыта остается Россия. Поэтому оно крайне заинтересовано в кооперации с российскими оборонными предприятиями. Так, еще в 1994 году между двумя странами было подписано соглашение о сотрудничестве между двумя ОПК, которое действует и в настоящее время. На данный момент времени более 4 сотен оборонных предприятий России являются партнерами ОПК Белоруссии. Так, белорусские предприятия поставляли в Россию прицельные системы для бронированной техники, навигационно-пилотажные комплексы для Су-33, Су-27УБ, Су-30, комплексы высокоточных измерений и аэрофотоаппаратуру, мониторы для вычислительных электронных комплексов. Однако наибольший интерес для России представляет продукция завода колесных тягачей, расположенного в Минске. Это предприятие является главным разработчиком и производителем так называемых машин-многоножек для ракетных и прочих систем российских вооруженных сил. На данный момент завод работает практически только на российских заказчиков, занимаясь поставками шасси МЗКТ-79221, которые являются платформой для ракетных подвижных комплексов «Ярс» и «Тополь-М», МЗКТ-7930 - оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер», а также для противокорабельных ракетных береговых комплексов «Бал» и «Бастион-П». Кроме того, предприятие занимается поставками четырехосного шасси МЗКТ-79111 для применения в зенитно-ракетных комплексах С-300П, системах залпового огня «Смерч». Помимо этого, специально по заказу российского концерна «Алмаз-Антей» на заводе было разработано трехосное шасси МЗКТ-6922 для использования в зенитно-ракетных комплексах «Тор-2МЭ», «Бук-М2Э», «Оса-АКМ», а также пятиосная платформа МЗКТ-79292 для радиолокационной системы зенитно-ракетного комплекса С-400.
Производством гусеничных шасси для ракетных зенитных систем занималось специальное производство на Минском тракторном заводе. Так, для боевых машин зенитно-ракетной системы «Тор» использовалась серия ГМ-355, для комплексов 2С6 «Тунгуска» серия ГМ-352. Одно время Россия искала возможности заменить белорусские шасси российскими, но безуспешно, поэтому до настоящего времени российская сторона закупает данные серии у белорусских производителей. К слову сказать, Минский тракторный завод осуществляет усовершенствование этих серий. Так, в частности, для комплекса «Тунгеска-М1» предприятием было предложено модифицированное шасси ГМ-352М1, а для «Панцирь-С-1» - серия ГМ-352М1Е.
В 1991 году в Минске было организовано частное предприятие «Минотор-Сервис», занимающееся ремонтом шасси МТЗ и в основном работает на российское военное ведомство. Кроме того, данное предприятие занимается разработками модернизированных пакетов для образцов легкой бронированной техники, но с небольшим успехом. Предприятие стремилось выступать и в качестве самостоятельного проектировщика, предоставив в 2000 году боевую разведывательную машину 2Т «Сталкер» на базе шасси ГМ-352/355, а также гусеничный легкий транспортер «Москит» 3Т. Правда, они так и остались опытными образцами.
Что касается разработки и производства средств противовоздушной обороны, то и эта сфера с Белоруссии развивается достаточно неплохо. Так, к примеру, в Борисове расположен 256-й завод по ремонту радиоэлектронного вооружения.
В 2001 году было организовано частное предприятие «Тетраэдр», основное направление деятельности которого заключалось в модернизации зенитно-ракетных комплексов С-125 в «Печору-2Т» и «Печору-2МТ». На данный момент предприятие занимается также модернизацией радиолокационных станций, зенитно-ракетных комплексов «Оса», «Стрела-10», а также создания новых несложных систем А3 и Т38 «Стилет».
В сфере систем противовоздушной обороны работает и Научно-исследовательский институт средств автоматизации. В советский период институт занимал лидирующие позиции в создании интегрированных мобильных систем управления войсками. Здесь было спроектировано большое количество интегрированных систем, в частности, «Панорама» (командный пункт военно-воздушных сил и сил противовоздушной обороны), «Неман» (командный пункт военно-воздушных сил), «Простор», «Поляна» и «Ранжир» (командные пункты для сил ПВО), «Бор» и «Спрут» (пункты наведения), «Сож» и «Буг» (пункты управления полетами), «Шлем» (пункт управления огнем комплекса «Игла»). Институт является также головным разработчиком модернизированного белорусского варианта зенитно-ракетного комплекса «Бук» в «Бук-МБ», который был впервые продемонстрирован в 2005 году.
В сфере оптики и электроники одним из наиболее успешных предприятий Белоруссии является минское акционерное общество «Пеленг», которое еще в период существования СССР было в числе ведущих разработчиков военной оптической и электронной продукции. В основном предприятие занимается производством прицельных комплексов и прицелов для бронетехники. Так, в числе продукции «Пеленга» представлены такие прицельные комплексы, как панорамный командирский комплекс (для Т-90 и новых БМПТ), «Рубеж-М» (для модернизированных МБП-2), тепловизионные многоканальные прицелы «Буклет» (для БМП-3М), прицел наводчика «Сосна-У» и «Сосна» (для танков Т-72), тепловизионные одноканальные прицелы наводчика «Тисас» (для Т-72), «Эсса-72» (для Т-72), «Весна-К» (для БМП-3), «Эсса» (для Т-90), «Плиса» (для Т-90С и Т-80У), лазерный инфракрасный прожектор ПЛ-1, прицел «Сож-М» (для БМП-3). Все эти разработки успешно используются не только в российских вооруженных силах, но также поставляются Россией на экспорт.
Еще одно не менее известное предприятие, которое работает в данной сфере, - это Белорусское оптико-механическое объединение. Предприятие это занимается производством наиболее сложных образцов оптико-электронной и оптико-механической аппаратуры, в том числе и космических, топографических, авиационных, спектрозональных комплексов и систем, приборов ночного видения и лазерного наведения, бронетанковых прицелов. Определенная доля продукции ведется по разработкам предприятия «Пеленг».
В городе Витебск находится конструкторское бюро «Дисплей», которое во многом остается единственным предприятием, которое поставляет мониторы и дисплеи, предназначенные для работы в условиях жесткой эксплуатации. Львиная доля продукции уходит на российский рынок.
Необходимо отметить также и то обстоятельство, что в Белоруссии в последнее время появилось немало государственных и частных предприятий, которые занимаются разработками беспилотных летательных аппаратов. Несмотря на то, что с практической точки зрения результаты этих разработок не впечатляют, потому как большинство проектов – полукустарные, само по себе стремление создать нечто подобное уже похвально. Так, разработками беспилотников занимаются военная академия вооруженных сил, минское объединение «Системтроникс», конструкторское бюро ИНДЕЛА, акционерное общество «МТК», конструкторское бюро «Мир».
В Белоруссии существую также предприятия, которые ориентированы на проведение ремонтных работ, - это так называемые ремзаводы, благодаря которым страна имеет самостоятельную платформу для проведения ремонта и модернизации военной техники советского периода.
Одним из таких ремонтных заводов является 140-й бронетанковый ремзавод, расположенный в Борисове. Он занимается ремонтом танков и бронетехники (Т-55, Т-80, Т-72, БТР-80, БТР-70, БТР-60, БМП-1/2, БРДМ-2). Основные доходы завод получает от капитального ремонта указанной техники, которая поступает сюда не только по заказам белорусской армии, но и экспортируется за рубеж из арсеналов России и Белоруссии.
Что касается ремонта авиатехники, то этим занимается 558-й авиаремонтный завод, который находится в Барановичах. В круг его интересов входит ремонт самолетов Су-22, Су-17, Ту-16, Су-27. Кроме того, уже в годы независимости специалистами завода был освоен ремонт вертолетов Ми-24 и Ми-8, а также самолетов Ан-2, МиГ-29 и Су-25.
Нужно отметить, что этот завод, по сути, является основным центром по ремонту советской авиационной техники для иностранных заказчиков на все постсоветском пространстве. Начиная с 1996 года на заводе был проведен капитальный ремонт более четырех сотен единиц авиатехники.
Еще одни авиаремонтный завод, 571-й завод в Балбасове под Оршей, который ранее занимался ремонтом Ту-22М3 и Ту-16, позже был переименован в Оршанский авиаремонтный завод. В настоящее время он полностью ориентирован на ремонт вертолетов Ми-24, Ми-8, Ми-26, как для нужд белорусской армии, так и для иностранных заказчиков.
Таким образом, вполне очевидно, что в Белоруссии сохранилась специализация оборонно-промышленного комплекса, которая была характерна для советского периода. Правительство старается использовать особенности собственной оборонки для развития новейших технологий как военного, так и гражданского характера в области телекоммуникаций, информатизации, электроники и оптики. Кроме того, что очень разумно, если учитывать наличие материальных и технических ресурсов, белорусские власти не пытаются обеспечить себя основными видами боеприпасов и вооружения самостоятельно, а удовлетворяет военные нужды за счет импортных поставок из России на льготных условиях.
Комментарии
То, что потеря этого БПЛА является весьма болезненной для США, подчеркивает и сообщение The Wall Street Journal. По сведениям газеты, чтобы не допустить попадания секретных технологий к иранцам, американские военные предполагали задействовать группу спецназа для эвакуации или уничтожения наиболее ценного оборудования. Альтернативный вариант предполагал уничтожение БПЛА с помощью авиаудара.
В происшествии с американским беспилотником особую важность имеет то обстоятельство, что многие важные компоненты комплекса РЭБ, такие как, например, наземные станции мощных шумовых помех и аппаратура блокирования GPS, производит и предлагает на мировом рынке Беларусь.
Подробнее здесь http://www.inosmi.ru/asia/20111215/180397502.html
Армия Сирии, вооружена и оснащена хуже белорусской, но сколько они сражаются. Не то, что дали бой повстанцам, а еще и "забуксовали" всю революцию. И то, что сирийская оппозиция где-то там открывает уже международные посольства, я бы не спешил с их открытием. Совсем похоже, что скоро уже их придется закрывать. А "новые" паспорта менять обратно на старые. Аль-Асад сдаваться не собирается, его тактика по изматыванию противника дает о себе знать. Даже госдеп США на совещании уже поднимает вопрос о целесообразности дальнейшего финансирования Сирийской оппозиции. И все больше склоняется к варианту прямого вмешательства. только вот есть одна проблема. Согласно военной доктрине США, действие 6-го флота в зоне прямого огневого поражения противника-запрещено. Высадка с моря-не пройдет.
Просьба повстанцев о помощи ракетами Турции, невыполнима. Ведь основные бои проходят в городах, которые расположены вдоль побережья и начинаются они с Тартуса, где на патрулировании- Российский флот. Турция уже однажды попыталась полетать на истребителе вдоль побережья-пилотов до сих пор ищут.