Митрополит Омский и Таврический Владимир об отмене масленичных гуляний

На модерации Отложенный

Митрополит Омский и Таврический Владимир об отмене масленичных гуляний: «Мэру я написал по просьбе верующих»

А в департаменте культуры говорят, что никакого письма об отмение Проводов зимы вообще не было...

Омск - город многонациональный и  многоконфессиональный. Пока истовые христиане блюдут пост, мусульмане 21 марта радостно отмечают Навруз и едят барашков. И христиан это нисколько не возмущает. А когда такие же братья-славяне вместо того, чтобы поститься и замаливать грехи молитвою, собираются веселиться и вкушать запретные блины, вот это вызывает у настоящих омских христиан волну праведного возмущения и негодования.

Аккурат в прошлые выходные на Зеленом острове намечались «Проводы зимы». Мероприятие не казенное и не по циркуляру сверху спущенное. Захотели его провести обычные горожане. Несмотря на то, что согласованная и идеологически выдержанная Масленица уже прошла на Зеленом за неделю до этого.

- Дело в том, что на Руси 21-24 марта всегда отмечали День весеннего равноденствия, - рассказал один из организаторов Роман Семенов. - И мы решили устроить на Зеленом острове проводы зимы. Со взятием снежного городка, с хороводами, блинами и выступлением московского этно-ансамбля.

То ли чиновники, трепетно относящиеся к чувствам верующих, еще не полностью вошли в Пост, то ли помнили еще на тот момент, что церковь по Конституции все-таки отделена от государства. Но поначалу дата никого не удивила, и  вопросов не возникло.

А во вторник организаторам сообщили, что было, дескать, обращение митрополита Владимира с просьбой запретить бесовское действо. По поводу чего было спешно собрано совещание в департаменте культуры и вынесен вердикт: праздник отменить.

- Никакого запрета не было и никаких заседаний и писем тоже,- уверяет первый заместитель директора департамента культуры Владимир Демченко. - И вообще, никаких документов и заявок от этих самых организаторов к нам не поступало. А праздник, это знаете ли, дело серьезное… Его без согласования и кому попало не доверят…

- У нас нет опыта работы с чиновниками. Поэтому и бумаг сразу никаких не написали, - говорит Роман Семенов. - Нам никто и не говорил, что нужен какой-то запрос. Чиновники процитировали обращение митрополита и сказали, что никакого праздника не будет. Мы на них не в обиде, понимаем - они люди подневольные. Но почему в светском государстве церковь определяет, что можно, а что нельзя? В конце концов, у нас не только православные живут.

С бумагами организаторы, конечно прокололись. Потому как давно известно: без бумажки ты букашка и доказать что-то, а тем более предъявить претензии будет сложно. И все-таки одна бумага была.

То самое письмо к мэру от митрополита, от которого открестились в департаменте культуры.

- Я действительно написал мэру,- рассказал «Комсомолке» владыка Владимир. - Но запрещать ничего не требовал. А что было делать? Ко мне обращались люди и недоумевали - почему на второй неделе Поста собираются фактически устроить Масленицу? Была же она уже за неделю до этого? Даже при Советской власти у нас интересовались, когда Пост, когда Масленицу проводить можно. Вот я и задал эти вопросы мэру…

А «Проводы зимы» все-таки состоялись в это воскресенье. За городом в поселении Азъ Град, что строит местный предприниматель Андрей Никитенко. Правда, добраться за 40 километров от Омска на своих машинах смогли только 200 человек вместо ожидавшихся на гуляньях трех тысяч.

ЛИЧНЫЙ ВЗГЛЯД

Свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого

Евгений ЛЕВ, заместитель редактора «Комсомольской правды» в Омске»:

На выходные мы с женой хотели сходить в парк на масленичные гуляния и поесть блины. Не получилось. Наша церковь посчитала, что язычникам с их Масленицей не место на земле омской. Казалось бы, какое дело митрополиту Владимиру до исконного русского праздника, который у нас, кстати, любят ничуть не меньше православной Пасхи? А вот и нет - «бесовские игрища» со сжиганием чучела, по мнению омской епархии, глубоко оскорбительны и затрагивают чувства верующих.

Сразу признаюсь, я человек неверующий. И таких, как я, немало. А что, если кому-то не нравится крестный ход в центре города? Ведь можно допустить, что это тоже «затрагивает чувства». Далеко не у всех радуется слух от колокольного звона, который по несколько раз в день раздается над Омском. А еще я слышал, что есть и такие, кто вообще не понимает, зачем на месте прекрасного сквера отгрохали собор. Как с этим быть? Да и мало ли что кому не нравится!

До сих пор мне казалось, что мы живем в светском государстве. И я никак не могу взять в толк, почему церковь не позволила мне попрыгать через костер и поесть блинов. Я же не в храме хотел это сделать. А почему бы тогда нашему духовенству завтра не выступить с инициативой на время Великого поста прикрыть все ночные клубы? Те еще бесовские игрища!

Классик мировой литературы Виктор Гюго сказал: «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого». Наши верующие в порыве религиозного экстаза готовы смести все на своем пути, забывая о терпимости, к которой призывает православие. В конце концов, чай не гей-парад на Зеленом острове планировался. А если бы даже и он.

Нам нужно научиться сосуществовать и найти золотую середину. В противном случае у нашей церкви (впрочем, как и у всех нас) есть все основания скатиться в пучину беспросветнейшего мракобесия. А блины я в другом месте поел. Но осадочек остался.