К 70-летию Хатынской трагедии.

На модерации Отложенный

Для Беларуси мартовские дни 2013 года отмечены печальной датой: 70 лет назад на Земле не стало Хатыни. Исчезла из жизни тихая приветливая белорусская деревушка. От рук нацистов погибли почти все ее жители. В Хатыни жили обычные белорусские крестьяне, обрабатывали землю, выращивали зерно, картофель, стоговали сено, растили детей, справляли свадьбы и праздники, мечтали о будущем, которое для них не наступило. Хатынь не просто страница Великой Отечественной войны, это символ большой трагедии, наша боль, наш гнев.

Трагедия настигла Хатынь в солнечный день 22 марта 1943 года. Утром карательный отряд во главе с командиром батальона особого назначения СС Оскаром Дирлевангером окружил деревню. Из домов выгнали стариков, детей, женщин и мужчин. Больных и немощных подталкивали прикладами. Согнали всех в сарай на окраине, в котором когда-то хранилось сено. Взрослые, как могли, успокаивали детей, но тревога с каждой минутой все сильнее охватывала их. Запертые внутри, они не знали, что творилось снаружи. Не видели, как несколько солдат обкладывали стены сарая соломой, как лили бензин и жгли спички. Через некоторое время от дыма стало трудно дышать, а на головы посыпались горящие головешки. Десятки людей бросились на улицу, но эсэсовцы были наготове. Мартовский день 1943 года стал последним для 149 хатынцев. В пламени исчезли 26 домов, 75 детей обугленными головешками лежали на пепелище. На месте тихой лесной деревни остались пепелище да сиротливо торчащие печные трубы.


В живых остались только пятеро детей и один взрослый. Завидев приближавшихся карателей, ускакал на лошади в соседнюю деревню Александр Желобкович. Спрятались брат и сестра Яскевичи – Владимир и Софья. Троим хатынцам было суждено выбраться живыми из горящего сарая – детям Виктору Желобковичу, Антону Барановскому и 56-летнему Иосифу Иосифовичу Каминскому.



Трагедия Хатыни – не случайный эпизод войны, а один из тысячи фактов, свидетельствующих о целенаправленной политике геноцида гитлеровской Германии по отношению к населению Беларуси. Страшную судьбу уничтожения вместе с Хатынью разделили 9200 из 100 тысяч сел и деревень Беларуси. Некоторые из них, сожженные вместе с людьми, как и Хатынь, после войны уже не возродились. Хатынские колокола взывают: “Помните, люди!”.


Сегодня нет деревни Хатынь, но есть мемориальный комплекс “Хатынь”. Он создавался на протяжении трех лет. В 1969 году по решению ЦК КПСС и правительства республики на месте кровавой трагедии был возведен архитектурно-скульптурный ансамбль под открытым небом в память увековечения жертв фашизма на территории Беларуси в 1941-1945 годах. Он стал трагическим символом многострадальной Беларуси, воплотившим в себя боль и скорбь погибших.


Создан он на 54-м км шоссейной магистрали Минск – Витебск на месте бывшей деревни Хатынь Логойского района. Авторами являются лауреаты Ленинской премии 1970 года архитекторы – Юрий Градов, Валентин Занкович, Леонид Левин, скульптор – Сергей Селиханов, которые смогли создать памятник огромного эмоционального и патриотического звучания. Мемориал занимает площадь 50 га. Комплекс повторяет планировку бывшей деревни и включает отдельные элементы: Кладбище деревень, площадь Памяти, Стену Скорби и Древо жизни

.