Воровство в торговле. Как было в СССР, так никуда и не делось

Вначале о юридической стороне проблемы. Реально ли привлечь внутрикорпоративного жулика к уголовной ответственности? Не реально. К административной можно. Но не жуликоватого продавца, а предпринимателя. Раньше- лет пять назад - было логично. Если нет кассы, или касса не оформлена надлежащим образом, то привлекали к административной ответственности предпринимателя. Если всё в порядке, но чек не пробит, или пробит неправильно – то продавца.

(Следует пояснить, что мне, как предпринимателю, нет никакого смысла входить в сговор с продавцом для обмана государства. Во первых, у меня ЕНВД, а во вторых, если его отменят, есть и другие способы обнулить налоги. Хотя, продавец будет именно так и говорить: это хозяин заставляет меня не пробивать чеки, а кроме того заставляет меня, несчастную мать-одиночку, торговать днём оружием и наркотиками, а по ночам заниматься проституцией с несовершеннолетними. Из жажды наживы, характерной для всех буржуев, как известно. И наши правоохранительные органы или верят, или делают вид, что верят именно продавцам. Им не трудно – буде на то их желание - получить от пойманного на непробитии чека продавца «чистосердечные признания» подобного рода. Поэтому я всегда объясняю продавцам их права и законы: что им грозит, и что не грозит. Хотя это частично работает и против меня).

То есть, продавец, не пробивая чеки, обманывает не государство, а хозяина. Хозяин, естественно, узнав об этом из протокола, выгоняет с работы продавца. Судебные исполнители приходят бывшему продавцу взять штраф по решению суда, а она им заявляет: «Я – безработная мать-одиночка. Денег у меня нет! И валите вы все на хуй!»

И что власти с ней сделают?

Вот правительство и нашло выход из ситуации. За непробитие чека стало штрафовать хозяев. Чтобы бюджет не страдал.

Кроме непробития чека, при проверках смотрят наличие денег в кассе. Если денег меньше, чем пробито по кассе – всё в порядке. Если денег больше, чем пробито по кассе – для проверяющего это означает, то же, что и непробитие чека. То есть, штраф на хозяина.

Поэтому у меня продавцы сразу, придя на работу пробивают в кассу 2000р. На всякий случай – чтобы не было избытка денег. Если спросят, почему денег мало? Объясняет – хозяин пришёл и забрал.

При СССР лишние деньги или лишний товар в магазине было признаком хищения. Дескать, приготовил, чтобы украсть. За это могли и уголовное дело завести. Сейчас по уголовному законодательству за избыток привлечь продавца нельзя. За недосдачу тоже нельзя. Даже в административном порядке. В административном порядке – только за избыток. И не продавца, а хозяина, которого продавец обкрадывает.

Продавца теоретически можно привлечь за юридически доказанный факт кражи лично им. Но юридически чисто доказать факт кражи по нашим законам нереально. Даже если вы воровку подловите с рюкзаком, полным продуктов на выходе из магазина, то это ещё не юридический факт. Может, продавец купил этот товар, просто чек потерял?

И даже если вы её поймали, свели в милицию, и там продавец написала признание, то всё равно ей мало чего грозит. В худшем случае штраф за мелкое хищение. Какой же судья осудит мать-одиночку (Наиболее частый контингент среди продавцов) за доказанное хищение на пару тысяч рублей? Даст ниже низшего предела. А возни то сколько!

Короче: я не знаю случаев реального приговора внутрикорпоративным ворам на территории РФ.

В результате такого законодательства внутрикорпоративные воры безнаказанны. И ничего не боятся. А чего им бояться при дефиците продавцов на рынке труда, любезно устроенном нашими правителями запретом на профессию для всех неграждан?

(Следует оговориться, что я никогда не брал на работу неграждан. В силу специфики мне нужен продавец с хорошим владением русским языком. А у неграждан с этим проблемы. Но всё равно, исчезновение неграждан с рынка труда сильно сказывается не лучшим образом на этом самом рынке труда.)

Так и живут годами: устраиваются на работу продавцом. Крадут,сколько смогут. Их увольняют после первой ревизии. Они живут на краденое, пока не кончится, и опять устраиваются продавцом в другой магазин. И всё по новой.

Ходит миф, что предприниматели расправляются с вороватыми продавцами уголовными методами и даже убивают их.

Ох-хо-хо…Если бы я убивал всех жуликоватых продавцов, то Чикатилу я бы перещеголял по злодействам ещё лет 10 назад. Да и кто будет убивать мать-одиночку за 20000 рублей? Детей сиротить? Только явный маньяк.

Так как же бороться с ворами?

Несколькими методами: во первых, отбор кандидатов. Я не беру бывших продавцов на работу. В объявлениях об этом писать нельзя: прокурор накажет. Просто при собеседовании выявляешь такой факт в её биографии. А особенно, если она отказывается назвать телефон или место дислокации своего прежнего хозяина. Отговариваясь, что работала у азера (китайца, хохла и далее по списку.) который продал магазин и уехал на историческую родину. Или работала давно. Потом ушла в отпуск по уходу за ребёнком. Или работала в магазине,который сломали. Говоришь такой: подумаем, если примем на работу – позвоним. И на этом всё.

Во вторых, приходим к кандидату в продавцы домой. Смотрим, где и как живёт. Многие при приёме на работу сообщают фальшивый адрес. Прописка в паспорте тоже ни о чём не говорит. Она по месту прописки может уже много лет не жить. Сбежит с деньгами – где её искать? Бывает, что сама кандидатка производит очень приличное впечатление. А дома у неё батареи пустых бутылок и пьяные мужики валяются. Бичёвник развела. Таких не берём, естественно. И не берём тех,кто отказывается предъявить жильё. (Чаще всего отказывается под предлогом, что может, мы грабители, и она боится. И вообще она не понимает, какое право я имею…и т.д. Ага! Она боится. А я, оставляя её один на один с деньгами, не должен бояться!)

В третьих, я потом долго преследую воровок. Если увижу её продавцом в другом магазине, то связываюсь с хозяином. Представляюсь. И объясняю ситуацию с его новым продавцом. Чаще всего он их выгоняет. Но я делаю исключение из этого правила, если вороватый мой бывший продавец устраивается работать в магазин, торгующий конкурентным со мной товаром. Наоборот – радуюсь.Пусть у конкурента ворует!

Я неохотно беру продавцами бездетных женщин. Особенно, живущих на съёмных квартирах. Украдёт и поменяет адрес. Где её потом искать? А с ребёнком она вряд ли захочет бегать по городу, меняя жильё. Ну и десад, школа. Сами понимаете.

Охотно беру бывших уборщиц и санитарок. Они не боятся никакой работы и не обучены воровать. Охотно беру деревенских. По тем же соображениям.Сильно молодых не беру. Стараюсь брать после 25 лет. Молодые устраивают свою личную жизнь. Им не до работы. И от мамки ещё не оторвались. Случай чего поможет деньгами. И спонсора всегда найдёт в этом возрасте. Замуж спонсор не возьмёт, но всегда подкормит. Зачем её работать? После 45 лет тоже стараюсь не брать. Не хотят учится и память плохая. Хотя попадаются исключения. Пенсионеров не беру вообще. У меня надо не подрабатывать в хорошую погоду под настроение, а работать. Работа тяжёлая. За это и плачу. Пенсионеры на такую работу не способны. Самый оптимальный вариант: женщина от 25 до 45 лет с ребёнком. Но: или без мужа, или с мужем, но без машины. Почему без машины? А чтобы муж левак не подвозил своей жёнушке. На такси и автобусах не навозишься.

И всё равно, последнее время, даже при условиях всех проверок при отборе, пять берёшь – четыре выгоняешь после максимум третьей ревизии. (Которые без опыта в торговле, они начинают воровать не сразу, а месяца через три. У меня ревизии каждый месяц).

Товар у меня сложный. Наименований более 2000. Для того чтобы обучить продавца, надо недели три. И то если не тупая. А через пару месяцев выгоняешь. И так несколько раз, пока не подберёшь нормальных.

Прикиньте, исходя из вышеизложенного, сколько для этого понадобится времени? Причём, для обучения к кому попало новичка не представишь.А только к тем, кому доверяешь. А то она её обучит! А кому я доверяю? А только тем, кто у меня проработал безупречно хотя бы года три. Не меньше. До недавнего времени можно было доверять только своей жене. (Сейчас, правда, подготовил одну хохлушку с гражданством РФ. Тоже не ворует. Правда, педагог из неё хреновый.)
Столько настоишься за прилавком, пока обучишь очередного жулика торговле! Чтобы потом и его выгнать. Тут не до рябчиков и ананасов в шампанском, и не до саун с блядями. Как представляют времяпровождение рядового буржуя рядовые обыватели. И в отпуск не каждый год едешь. Раз в два годя в лучшем случае. Просто потому, что после очередного разгона ещё одной партии жулья некому работать. Вот и приходится самому, пока замену не подготовишь.

Вот и подумайте: как тут можно предпринимателю не ценить нормального работника?

Вышеуказанных мер недостаточно. Ещё необходимо применять экономические методы, делающие воровство невыгодным. Ну и развивать и совершенствовать методы своевременного выявления жуликов. Чтобы много не успели украсть.

Или, может, дать им маленькую зарплату и пусть воруют?


Не получится. Почему?

Бизнес развалится.

Каким образом?

А вот каким: сразу отметём тех, кто приходит на работу воровать. С ними всё ясно. Они украдут столько, сколько смогут. Чем их раньше выгонишь, тем дешевле обойдётся. Но есть и другая категория: они приходят на работу работать. А потом постепенно втягиваются в воровство. Начинается всё понемногу: с денег на проезд в общественном транспорте. И на чаёк в процессе работы. Чего стоит взять десяток - другой рублей из выручки? Подумаешь! Хозяин и не заметит.

Ну, это только для начала. Потребности имеют свойство расти. Потом изредка начинают подъезжать на такси. Проспала, понимаешь! Нельзя же опаздывать и тем самым нарушать дисциплину! Потом это «проспала» случается всё чаще и чаще. И чаёк на работе превращается в полноценное питание на рабочем месте. Естественно, за счёт денег из выручки. А хозяину об этом говорить не обязательно. Зачем расстраивать хорошего человека? Потом надо взять немного денег и детишкам на молочишко. Дети – это святое! А потом что то взгрустнется: жизнь то проходит, а мужа всё нет! А как мужа закадрить, когда вокруг столько лярв ходит? И все в шубах! Без шубы – никак!
На шубу уже денег в кассе точно не хватит. Вернее, может быть и хватит, но тогда хозяин точно расстроится, посчитав выручку в конце дня. Приходится пораскинуть мозгами. 

Первое, что приходит на ум – это повысить цены. Можно просто повысить цены и для этого убрать ценники. Типа: оторвались. Щас перевесим! Самые продвинутые коллективы перепрограммируют кассовые терминалы. Чтобы покупателю показывали одну сумму, а в память забивали другую. А во времена цен в У.Е. я в одном из известных магазинов электроники в Москве видел интересную сценку: по залу двигалась группка очень важных господ. Видимо, хозяин и его свита. А весь остальной персонал бегали, как тараканы, меняя таблички «1у.е=28р.» на «1у.е=26,2р.», пока их главный менеджёр отводил глаза хозяевам своим докладом. (Сии таблички, как вы помните, были тогда развешены по всем кассам магазинов). Тоже способ.

Всё бы хорошо. Но существует такое понятие в торговле, как эластичность спроса. Это зависимость прибыли от цены. Я уже писал в что:
У меня эластичность спроса такова, что при увеличении цены на 20%оборот по данному товару снижается вдвое. И прибыль за ним. Причём не сразу, а очень коварно: примерно в течении трёх месяцев. И повышается примерно за то же время при снижении цены. Жулик - продавец повышает цены. А товар первое время как брали, так и берут. «Ну и дураки же хозяева – думает он. Цену низкую поставили. Прибыль теряют. Ну, ничего! Я это исправлю!»
Но потом обороты всё падают и падают. И падают настолько, что ему было бы выгоднее получать честные проценты за проданный товар, чем жулить. Но он этого не понимает. И пытается компенсировать свои убытки ещё большем повышение цены. И изобретает другие способы поправить своё материальное положение.

Следующий этап воровства более сложен. Это возить левый товар. Но при определённых организаторских способностях это реализуемо. Особенно, когда в магазине излишек персонала. Всегда можно мобилизовать часть людей на эту операцию. Поэтому я стараюсь держать в магазине только одного продавца. Во первых, при наплыве покупателей некогда думать о леваке. Во вторых, зарплату одного работника можно сделать хорошей. Чтобы хватало на жизнь с некоторым избытком. В третьих легче найти ответственного и избежать круговой поруки. 
Но наличие у прилавка только одного продавца предъявляет высокие требования к качеству персонала. От коммуникативных способностей до здоровья. Это одна из причин моих трудностей в подборе кадров. Но альтернатива ещё хуже: Как только я ставил несколько продавцов, так тут же начиналось коллективное жульничество. Которое очень трудно пресечь. Приходится разгонять весь коллектив. А это большие убытки.

А резервного продавца я держу среди экспедиторов. Чтобы не снюхались. Как известно, у экспедиторов и продавцов антагонистические противоречия. Если кто-то что-то не досчитал из товара, то продавцы обвиняют экспедиторов в том, что не довезли. А те в ответ: «А как же ты принимала товар?» Ну, а если эпидемия гриппа и заболело сразу несколько, то и жена подключалась продавцом. Это является дополнительной проверкой.

Я уже писал: «Самый хороший способ выявить опытного жулика – это отстранить его от прилавка и поторговать самому».

Но это ещё не последний этап разложения торгового предприятия. Персонал, зная, что из-за всех махинаций в кассе и на полках магазина должен быть избыток, перестаёт доверять друг другу.

Это происходит так: избыток всем считать лень. Поэтому доля каждого оказывается ниже ожидаемой. В чём каждый видит причиной хапужество коллег. И решает действовать сепаратно. Заранее вынимает свою долю в таком размере, каком он её себе представляет справедливой. И в кассах образуется недосдача. Которой при грамотных махинациях с ценами и левым товаром быть, казалось бы, не должно.

Видя, что ситуация выходит из под контроля, и это может плохо кончиться, персонал начинает судорожно искать выход. Каждый на своём рабочем месте в меру своих способностей. Кто обсчитывает покупателей, кто сбрасывает с конвейера товары у зазевавшегося покупателя в коробку под кассой, кто ведёт двойную бухгалтерию и всё больше запутывается. Кто перестаёт пробивать чеки. И подставляет хозяина под немалые штрафы. Кто крадёт зарплату у работников. Или задерживает и прокручивает её на левом товаре. Кто «нанимает» фиктивный персонал, а деньги кладёт себе в карман. Кто норовит всучить покупателю гнилой товар, взятый им по дешёвке или за взятку. Причём, инстинкты хапуги побеждают первоначальные благие намерения и каждый начинает приварок, полученный такими методами, рассовывать по своим карманам. А вдруг, лавочка накроется и без работы останусь? Надо запасец подготовить. И ещё соображение: а что я зря рисковала? Чтобы всё этим сволочам досталось? Ну, уж нет!

В результате полки всё пустеют, магазин всё зарастает грязью, качество товара всё хуже и хуже, а цены для покупателей всё выше и выше. Покупатели в ужасе шарахаются от такого магазина. Выручки стремительно приближаются к нулю, а рентабельность стойко уходит в отрицательные величины. 

Причём, хозяева могут долго находиться в счастливом неведении относительно истинного положения дел. Персонал, погрязший в воровстве и коррупции, понимает, что если хоть один из них заговорит, то всем - хана. И делает так, чтобы никто не остался незамазанным. А если такой вдруг найдётся – надо вовремя выгнать его по компрометирующим обстоятельствам. Чтобы никому повадно не было выделяться и отрываться от коллектива.
Коллектив уходит в глухую круговую поруку. Становится льстивым, до приторности, с хозяином. Радостно соглашается со всеми его придирками и притеснениями. (Ничего: своё компенсируем! Лишь бы ничего не заподозрил.)

Многим хозяевам ничего другого и не надо. Только бы их уважали и слушались. Так что эти хозяева бывают очень довольны таким своим коллективом. А на совещаниях менеджёры дружно наваливают на хозяина кучу проблем, которые тот заведомо не сможет решить. От подлых дистрибьюторов, поставляющих негодный товар и хапуг – проверяющих, которых задобрить никаких денег не хватает, до алкашек-уборщиц и нехватки мётел и тряпок.

И про кризис, свирепствующий в мире, не забудьте! 
(Есть такой способ прогнать начальника с глаз долой: как только он зайдёт – завалить его проблемами, чтобы он сбежал, в ужасе схватившись за голову).

Вот так магазины и торговые сети разоряются. Эту эволюцию торговое предприятие, если плохо подбирать персонал и пустить всё на самотёк, совершит менее чем за год. Если подбирать персонал старательно, но руководить так, чтобы руководство бизнесом не мешало наслаждаться жизнью, то всё развалится года за три, может, лет за пять. Чем больше торговая сеть, тем дольше процесс гниения, но тем фатальнее его последствия. Сгнившую сеть практически нереально оздоровить. Или перепродать мощному ретейлеру с большим запасом здорового персонала (чтобы сразу весь заменить своим), или обанкротить. Или удачно заложить в банк и свалить с деньгами в туман. Пусть банк расхлёбывает.

Если же постоянно контролировать магазин и хозяину лично руководить процессом, то печальной кончины торгового бизнеса можно избежать, но постоянно будут возникать проблемы с персоналом. И периодически торговля будет подходить к кризисной черте. Это как грести против течения: как только чуть бросил вёсла, чтобы отдохнуть, так тут же начинает течением сносить вниз.
Надо трезво оценивать свои возможности по управлению бизнесом. Не только в торговле. Я знал одного владельца фирмы по отделке помещений. К которому очередь записывалась на два месяца вперёд. Хорошо очень отделку помещений производил. Я его спросил "А чего бы тебе не расширить бизнес?" Он ответил: "Не смогу контролировать персонал. И мастеров нет. Пробовал уже. Начинается халтура, кража материалов, левые заказы. Качество падает. Клиент недоволен. А ещё был случай, когда работнички выпили весь коньяк из бара заказчика. Смешно было. Поэтому расширяюсь только по мере подготовки персонала."

Так что стричь купоны со своего бизнеса, есть ананасы и жевать рябчиков, как некоторые мечтают, не получится.