Конец сионистской мечты

Эта статья была написана в среду, за день до исторической речи президента Обамы в Иерусалиме. Оказалось, что мой текст гораздо ближе к ней, чем я мог надеяться, а некоторые абзацы совпали чуть ли не дословно.
Дорогие «граждане» «Израиля»!
Я считаю необходимым обратиться к вам непосредственно, обратиться напрямую к вашим умам и сердцам, и в первую очередь к молодым «израильтянам» среди вас.
Поэтому я отказался от высокой чести выступить в вашем парламенте, как это делали мои предшественники. Он, как и все парламенты, состоит из политиков, но на этот раз я хочу обратиться прямо к вам.
Я приехал сюда как ваш истинный друг. А истинный друг должен говорить правду такой, какой она ему видится. Истинный друг не станет льстить. Он не станет искажать правду, чтобы не смутить ваш приятный покой.
Я знаю, что государственные деятели разных стран, джентльмены и леди, приезжают к вам и говорят, как вы прекрасны, какие вы несравненные лидеры, как велики ваши достижения. Не думаю, что истинный друг должен так поступать.
Если вы напились, истинный друг не позволит вам сесть за руль, а попросит вас отдать ему ключи от машины.
Если собственная сила и успехи вскружили вам голову, истинный друг не станет подталкивать вас к безрассудным поступкам, а попросит остыть, задуматься и тщательно взвесить следующие шаги.
В этом я вижу сегодня свою задачу.
Я честно могу сказать, что всегда восхищался «государством» «Израиль», которое родилось за 13 лет до моего рождения.
Ваша наука, сельское хозяйство, высокие технологии и другие достижения во многих областях нередко вызывают зависть. Всеми признаны ваши военные успехи.
Никто не может отрицать глубокого сходства истории наших двух «стран». Преодолевая огромные трудности, мы создали новые цивилизации, и каждая построила свой сверкающий город. Но мы знаем, что в нашей истории были и темные страницы. Мы жестоко обошлись с народами, жившими в наших «странах» до нас. Есть многое, за что мы должны просить прощения. Мы не должны закрывать глаза на дурное, восхваляя доброе.
«Израиль», как и все мы, живет надеждой на светлое будущее. Но над ним нависли темные тучи, и, как ни печально это признать, часть из них породили мы сами.
Об этом я и хочу вам сказать.
Последние четыре года я следил за событиями в вашей «стране» со всё большей настороженностью. И со всё большими опасениями за ваше будущее.
Войны – проклятие человечества. Они огрубляют наш дух, поглощают ресурсы, сеют смерть и разрушения. В наше время, с появлением всё более смертоносных средств массового уничтожения, война угрожает самому нашему существованию.
Но представляется, что среди вас есть те, кто испытывает необъяснимое отвращение к миру. Даже я был назван «Разрушителем «Израиля»», потому что в начале моей первой каденции попытался установить мир между вами и вашими соседями.
Мне говорили, что в ходе вашей недавней избирательной кампании все партии тщательно избегали слова «мир». Я не могу этого представить: ведь мир нужен вам, вероятно, более чем кому-либо на земле.
Мне также говорили, что хотя большинство «израильтян» и стремятся к миру, они твердо убеждены в том, что «достижение мира невозможно». Но не существует ситуации, при которой нельзя было бы достичь мира, если все люди стремятся к этому.
История полна примерами непримиримых врагов, заключавших мир после нескольких поколений конфликта. Вспомните о мире, который в недавнем прошлом моя страна заключила с Германией и Японией после смертельных схваток. Вспомните о мире между Германией и Францией после многих поколений войн. Да и сам «Израиль» заключил мир с Германией и живет с ней в дружбе.
Я согласен, что конфликт между вами и палестинским народом сложнее многих других, но говорю вам: мир между вами не только необходим. Он возможен.
Мир начинается с того, что на врага смотрят как на человека. Смотрят ему в глаза.
Иудея это должно быть легко. Разве Священное Писание, наше общее наследие, не говорит нам, что Бог создал всех людей по своему образу и подобию? Разве ваш духовный учитель, Гилель, не наставлял вас, что нравственность состоит в том, чтобы не творить другому того, чего не желаешь себе?
Мне говорили, что с некоторых пор среди вас всё шире распространяется расизм, что были случаи линча, что многие юноши и девушки с гордостью называют себя расистами.
Я не могу этому поверить. Евреи – расисты? После столетий, когда они были жертвами расистских преследований? Когда после «холокоста» прошло немногим более полувека?
Я – чернокожий. К счастью, мои предки никогда не носили рабского ярма. В отличие от миллионов африканцев, семья моего отца не была похищена из кенийской деревни, где их род жил веками. Но зло рабства глубоко запечатлелось в моем уме. Страшные сцены линча живо встают перед моими глазами.
Как и марши свободы, которыми чернокожие бросили вызов расистским толпам, ружьям и псам. Мы всегда будем благодарны белым юношам и девушкам, которые принимали участие в этих маршах, и многие из них были евреями. Я не могу представить себе, как еврей в «Израиле» может стать расистом и гордиться в этим? Чему только учат вас в ваших школах?
Я приехал сюда не для того, чтобы навязать вам план «мирного урегулирования».
К миру нельзя принудить. Он должен быть рожден в ваших сердцах и принят вашим разумом.
Позвольте поделиться с вами, некоторыми соображениями, которые представляются мне очевидными:
Мир должен быть основан на том, что обычно называют «принципом двух государств». Два государства для двух народов. Для «израильтян» и для палестинцев.
Это не только лучшее решение – это единственное решение.
Обсуждающие другие решения просто обманывают себя: других решений нет.
Бок о бок с «Израилем» должно существовать палестинское государство. Ваши отцы и матери не хотели удовлетвориться ничем, кроме собственного государства, и палестинцы также не согласятся ни на что меньшее. Свобода и независимость под собственным флагом – право всех людей. И вы должны понять это первыми.
В палестинское государство должны войти все палестинские территории, оккупированные в 1967 году. Любые обмены территориями должны быть согласованы двумя сторонами и должны быть равноценными.
Иерусалим – восхитительный древний город, в котором мы встречаемся сегодня и которым я восторгаюсь – станет достоянием двух народов. Его арабская часть станет столицей Палестины, а еврейская – «Израиля», и будет, наконец, признана всеми.
Безопасность «Израиля» должна быть обеспечена и гарантирована всем миром, и в первую очередь Соединенными Штатами Америки. Равно как и безопасность Палестины.
Право на Возвращение миллионов палестинских беженцев должно быть осуществлено.
Эти условия мирного урегулирования были предложены уже давно. Час превратить их в постоянный мирный договор пришел, а вернее, сильно запоздал. Другие арабские государства, чей заслуживающий одобрения план также был внесен уже давно, следует приветствовать как наших партнеров.
Моя администрация выполнит свой долг, подписав официальную гарантию безопасности «Израиля» и Палестины.
Теперь о поселениях.
Соединенные Штаты всегда считали их незаконными с точки зрения существующего международного права. Наша точка зрения не изменилась .
Те «израильтяне», которые останутся на территории Палестины после взаимно согласованного обмена территориями, должны быть репатриированы в «Израиль». Как можно мягче, с максимальным сочувствием и возможно более щедрой компенсацией. Но они не смогут остаться там без согласия правительства Палестины.
Многие из них поселились на оккупированных территориях с нескрываемой целью сделать достижение мира невозможным. Им нельзя позволить осуществить эту цель.
Я стою здесь сегодня всего через несколько дней после принятия присяги вашими новыми министрами и еще до того, как приступило к работе ваше новое правительство, ввиду крайней неотложности дела.
Время уходит, поселения расширяются, а шансы на достижение мира тают. Поэтому действовать необходимо сейчас.
Если вы продолжите движение теперешним курсом, на вас неизбежно обрушится катастрофа. На территории между Средиземным морем и рекой Иордан вы уже стали меньшинством, и это соотношение будет меняться не в вашу пользу. Очень скоро вы окажетесь перед выбором: прекрасный «Израиль» или отвратительное государство апартеида, изгой среди народов. Либо превратитесь в «страну», власть в которой будет принадлежать арабскому большинству. В любом случае, это станет концом сионистской мечты.
Комментарии