"Аллах дал". Аллаху и возвратили.
В израильском поселке Абу Гош, в 10 километрах от Иерусалима, полным ходом идет возведение мечети на деньги дотационной Чечни
Строительство финансирует Чеченская Республика. По личному распоряжению Рамзана Кадырова в Израиль уже перечислено около одного миллиона долларов. Корреспондент "Новой" побывала на стройплощадке, прогулялась по улице Ахмата Кадырова, в память о котором и возводят мечеть, и выпила кофе в "беседке Путина".
Культ с чеченским колоритом
Когда в Иерусалиме наступает шабат и город вымирает, местные жители знают, где можно вкусно и дешево поесть - в черкесской деревне Абу Гош. Здесь в любое время суток подают горячий фалафель, хумус, шаверму… В 2010 году поселок попал в Книгу рекордов Гиннесса за самое грандиозное в мире блюдо из хумуса. Сама же деревня в живописных горах в пригороде Иерусалима появилась, если верить преданию, в XVI-XVII веках. Семь с половиной тысяч местных жителей считают себя потомками выходцев с Кавказа.
На Ближнем Востоке все мусульманские кавказские народы именуются черкесами - балкарцы, карачаевцы, адыги, чеченцы… В Палестину они попали, бежав с Кавказа во время русско-черкесских войн. Османская империя принимала изгнанных единоверцев и расселяла на своих территориях. Многие черкесы занимали высокие должности при султанском дворе, в награду им даровали земли. Черкешенки считались лучшими женами в гаремах турецких султанов.
В деревне Абу Гош каждый второй носит родовую фамилию Абу Гош. Все говорят на арабском языке, чеченский полностью забыт. Жениться предпочитают на своих соплеменницах. Очень немногие решаются завести русскую супругу, как, например, главный инженер строительства новой мечети Саид Абу Гош. В последние время появилось новое веяние - в жены берут российских чеченок.
Подчеркивать свое чеченское происхождение местные жители начали, когда стало известно о строительстве новой мечети.
В кабинете мэра Абу Гоша Салима Джабера на почетном месте - фотография Рамзана Кадырова. Господин Джабер уже 4 раза побывал в Грозном, а в один из своих приездов вручил чеченскому президенту символические ключи от своей "епархии".
- Наши отношения с Чечней не ради денег, - говорит он. - У нас кровные узы. Чтобы построить мечеть, нам надо 4 миллиона долларов. Часть этих денег (около 650 000 долларов) собрали жители Абу Гош. Порядка полутора миллионов инвестировали местные бизнесмены и различные организации. Рамзан Кадыров пожертвовал 1 миллион. Обещал дать больше.
Особый колорит должны придать ансамблю мечети ворота в виде традиционных чеченских сторожевых башен высотой 9 метров. Такие же башни-столбы, но меньше размером, сооружены и в самом начале улицы Ахмата Кадырова.
- Эти сооружения, - объясняет Исса, - ставили на границах по всему Кавказу. С их высоты наши предки наблюдали за появлением врагов и защищали свою территорию.
Из ворот недостроенной мечети мы выходим прямо на улицу Ахмата Кадырова, в прошлом улица Вади (в переводе с арабского - улица пересохшего русла реки). Это первое географическое переименование за пределами России в честь бывшего президента Чечни. Скоро из России доставят таблички с номерами домов и надписью на арабском, английском и русском "Улица Ахмата Кадырова". Но уже сегодня ее обитатели живут новой жизнью, в ожидании "явления чуда".
Все началось в 2007 году, когда по инициативе главы Счетной палаты и одновременно председателя Русского палестинского общества Сергея Степашина бизнесмены российского происхождения Роман Абрамович и Аркадий Гайдамак вызвались оказать финансовую помощь в выкупе у Израиля в интересах РФ Российского подворья в Иерусалиме.
Отчасти ответным жестом доброй воли стало строительство синагоги в Грозном - на средства как республиканского бюджета, так и на деньги общины горских евреев, издревле проживающих в Чечне.
Комментарии