«Выглядеть верующим»

Можно ли православной женщине носить брюки? Задайте этот вопрос православным, и вы получите быстрый и четкий ответ: не положено, традиция такая. Но насколько обоснована эта традиция, и о чем на самом деле пишется в Библии?
Можно ли православной женщине носить брюки? Задайте этот вопрос православным, и вы получите быстрый и четкий ответ: не положено, традиция такая. Более искушенные в Писании могут добавить: апостол Павел сказал, что женщине нельзя ходить в мужской одежде. Но насколько обоснована эта традиция, и о чем на самом деле пишется в Библии?
На самом деле запрет ношения одежды противоположного пола содержится в Ветхом Завете. «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» (Втор. 22:5). А апостол Павел, если и имеет в виду нечто подобное, то говорит не об одежде, а о прическе и головном уборе (1Кор. 11:4-15).
Какой мужской одежды не должно быть на женщине? Поинтересовавшись, как выглядела мужская и женская одежда в те времена, мы будем удивлены. Речь не только не идет о брюках – их не было ни во времена Ветхого Завета, ни во времена Нового, ни даже в Средние века. Брюки как мужская одежда в христианской культуре появляются только в XIX веке. А в женской и мужской одежде древнего времени мы не увидим особой разницы: нижняя рубаха до колен и верхний плащ, такой была одежда и мужчин, и женщин. Об отличиях в Библейском словаре Брокгауза сказано: «Женская одежда была похожа на мужскую, но все же имела некоторые отличия, одеяния женщин были длиннее и шире мужских, и, вероятно, изготавливались из более тонких тканей...» Как видим, разница не принципиальная. Это заставляет думать, что речь идет не столько о внешнем, сколько о внутреннем отличии мужчин и женщин, о котором, по заповеди, не стоит забывать ни тем, ни другим.
Может быть, основание для неприятия брюк можно найти в канонах Православной церкви? В 62-м правиле Шестого Вселенского собора действительно сказано: «Определяем: никакому мужу не одеватися в женскую одежду, ни жене в одежду, мужу свойственную...», и тут же продолжение: «...ни носити личин комических... при давлении винограда в точилах не возглашати гнусного имени Диониса...» и т. д. и т. д. Оказывается, речь идет о так называемых ряженых, а не об обычных одеждах. Все это правило посвящено разным языческим обычаям, проникающим в христианскую среду. Есть еще одно каноническое правило, на этот раз ближе к нашей теме. 13-е правило Гангрского поместного собора гласит: «Аще некая жена, ради мнимого подвижничества, пременит одеяние, и вместо обыкновенныя женския одежды облечется в мужскую, да будет под клятвою». Это правило, как мы видим, обличает не одежду, а мнимое подвижничество, увлекаясь которым, женщина перестает быть такой, какой ее создал Бог.
Типичная фарисейская черта – буквальное понимание слов, сказанных в духовном смысле. Так, в свое время заповедь «Не вари козленка в молоке матери его» (Исх. 23:19) превратилась в гастрономическую заповедь о невкушении молока и мяса одновременно. Но даже если понять запрет на мужскую одежду для женщины буквально, при чем здесь женские брюки? Ведь они спроектированы, скроены и пошиты специально для женщин. Что это за мужская одежда, которую ни один мужчина под страхом пыток не наденет? Брюки появляются на женщинах уже с начала XX века, а в шестидесятых годах благодаря Иву Сен-Лорану окончательно становятся женской одеждой. Теперь к ним просто не подходит определение «мужская одежда».
#{religion}Таким образом, мы ясно видим, что о брюках как модели одежды ничего не сказано ни в Ветхом, ни в Новом Заветах. О брюках и вообще об одежде ничего не говорят канонические правила Православной церкви. Наконец, сам мир воспринимает женские брюки как женскую одежду. Более того, в Церкви были случаи, когда женщины надевали действительно мужскую одежду, самую настоящую. Например, св. блж. Ксения Петербуржская, или старец Досифей киевской Китаевской пустыни, оказавшийся, как говорят, переодетой женщиной, искавшей иноческого подвига и, таким образом, скрывшейся от родных. Осуждала ли их Церковь? Ведь в обоих случаях можно вспомнить правило Гангрского поместного собора, о котором мы упоминали. Но Церковь вместо осуждения, наоборот, признала их святыми, потому что никогда не принимала ни ветхозаветного, ни канонического правила об одежде во внешнем смысле как требование моды и стиля, но придавала ему духовный смысл.
В церковной традиции, как мы видим, оснований для запрета на женские брюки нет.
Откуда же такой запрет взялся? Каковы причины его происхождения?
Первая причина имеет духовный характер. Фарисейская приверженность к внешнему исполнению заповедей часто играет с людьми злую шутку. Присмотритесь к женщинам, особенно ревностно соблюдающим запрет на брюки. Насколько они женственны? Внимательно выслеживая всякий факт ношения брюк в храме и обличая его, такая женщина, как правило, в духовном смысле давно натянула на себя штаны своего мужа, взяв бразды правления в семье в свои руки, не признавая ничьего мнения, кроме своего, даже в церкви. А ведь апостол Павел, кроме внешнего вида, говорит еще о кое-чем: «Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» (1Кор. 14:34-35). И еще: «...а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем...» (1Тим. 2:12).
«Брючное» искушение – хороший пример того, как внешнее смирение становится поводом для дерзости. Примеров на памяти, к сожалению, немало. Пришлось однажды видеть, как в фойе православного университета молодая смиренная студентка обмолвилась об относительности «юбочного» обычая (сама она была одета в юбку). Стоявшая рядом женщина неопределенного возраста буквально пришла в бешенство, выкрикивая проклятие брюкам, чем ввела в смущение не только бедную девушку, но и всех присутствующих, включая священников. Другой пример произошел в детском психоневрологическом санатории. На работу устроилась женщина, которую по виду можно было принять за мусульманку. Она всегда носила платок и длинную юбку, потому что была православной. Постепенно она стала требовать себе льгот, объясняя это тем, что вокруг больные дети, и они могут на нее напасть и, наконец, уволилась, не отказавшись от своих претензий. У кого повернется язык назвать безбожниками подвижников, с любовью работающих с болящими детьми, от которых часто брезгливо отворачиваются люди на улице, а иногда бросают даже собственные родители? И как назвать христианкой ту, которая, в юбке и платке, подала на них в суд?
Как тут не вспомнишь: «Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их» (Мф. 23:26)
Вторая причина более обыденна. Связана она с неприятием пожилыми людьми, не имеющими должного такта и уважения к другому человеку, мирской моды, появившейся в 60–70-е годы. Реакция эта объясняется типичной советской серостью и задавленностью, не терпящей яркости и необычности ни в суждениях, ни в цветах и фасонах одежды. Исчерпывающее доказательство этому – тот факт, что «церковная традиция» неприятия женских брюк и обязательного ношения платочка существует только в церквях на территории бывшего Советского Союза. В православных церквах других стран о ней ничего не знают. Одна православная христианка переехала жить в Великобританию и при входе в православный храм, по своей традиции, надевала платочек. Очень быстро она заметила, что выглядит экстравагантно и невольно приковывает к себе внимание на службе. Чтобы не смущать верующих, она решила платочек больше не надевать.
Характерны слова одной современной «святой», имени которой не буду называть, чтобы не травмировать ее почитателей. «Со скорбью говорила матушка о женщинах и девушках, которые ходят в брюках: Нельзя женщинам надевать мужскую одежду, ... За это отвечать придется перед Господом... И знайте, женщины, носящие брюки, во время грядущей войны будут призваны в армию, и немногие живыми вернутся... И ты на огороде ходишь в штанах, не делай этого, особо ответишь!» Устами этой матушки говорит не святая, а запуганная советская старушка, даже не понимающая, как абсурдно звучат ее слова.
Конечно, дело не в брюках и платочках. Само желание выглядеть верующим, носить какую-то особенную форму, таит в себе большую опасность. Ведь верующим надо быть «... не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне» (Мф. 6:18). Иначе мы соберем сокровище от людей, как дальше говорится в этом евангельском отрывке, но пригодится ли оно нам? Недаром многие святые избегали благочестивого вида, стараясь выглядеть обычными, а то и совсем никчемными и даже безумными. Стремиться к тому, чтобы выглядеть верующим – это и есть фарисейство, от закваски которого предостерегает Христос (Мф. 16:6). И спор о брюках, платочках, помаде, прическах и других ничего не значащих вещах более всего может навредить человеку, который пришел в церковь, чтобы не выглядеть верующим, а быть им.
Протоиерей Игорь Савва, священник, публицист.
Комментарии
НЕЛЬЗЯ уступать. даже в малом. либо - верующая, лиибо в брюках.
Каждый у нас в стране может историю рассказать, как в том или ином месте церкви строят люди, замаравшие свои руки и души.
Мерзко так говорить.
?????????? Где-е-е-е??? Вы такое в моих словах прочитали? По себе судите?
Для тупых бабушек разъясняю, что имела ввиду, что если в полиции и прокуратуре не отмажется за большие деньги, то за эту девушку надолго затар-р-р-рахтит на зону, потому что под храмами _ляди не ходят и тем более не торгуют своим телом,туда идут добропорядочные девушки общаться с Богом.
Понятно? А теперь вам бабушка самой не стыдно, что ВЫ сами себе придумали? И еще наглая минус мне влепила:-(
-Вы что,- у них за "мадам"?Откуда знаете, - кто - почём? Я бы вот, ни за что не догадался!
-А потом,- на зону-то,- за что?
а коли пришли попинать ЧУЖУЮ веру - готовьтесь что у нее могут найтись защитники.
а в стрингах лезут в ПРАВОСЛАВНЫЙ храмю.
потому и.... ;)
-Опять же - вопрос:-кто и от чего "отмажется"?
-Кто и за что "затарахтит на зону"?
-Почём Вам знать, кто именно "ходит под храмами"? Или Вы,- профессионал по этому вопросу?
"сначала брюки потом миниюбка а потом в стрингах в храм попрутся.
НЕЛЬЗЯ уступать. даже в малом. либо - верующая, либо в брюках. "
так что что бы узреть стринги на третьем этапе - надо просто взглянуть на такую "прихожанку"
-А главное,- что так оно и есть!
Комментарий удален модератором
Бедняжечка.
ПГМ в тяжелой форме.
-"Я не хочу хвалить любовь свою:-
-Я никому её не продаю!" (Шекспир).
-К тому же, - указывать другим, кому и как следует вести себя в вопросах веры,- попахивает фарисейством. У каждого верующего,- свой Бог, - это я тоже давно понял!
-Сие,- не юбка,а ряса!"
-Л.Кассиль, "Кондуит и Швамбрания".
Ведь правило вхождение в общину было "Отдать Все"... Ну примерно как в современных сектах..
Зачем им сумки и деньги, пускай одураченные бабло несут.. Читай деяния апостолов.
И - ничего. И никакие догмы не указ. Кстати, "Отче наш" перевёл на корякский - не "хлеб наш насущный даждь нам днесь", а "рыбу и зверя и оленя дай нам на каждый день".
Опять же - кто против? Ну не знали коряки хлеба...
-Правильно:-"полЕбезить"...
Характерный признак, это ничем неприкрытое хамство и агрессия. По поводу и без.Мгновенный переход на личности вместо обсуждения вопроса и т.п..
Комментарий удален модератором
-Группа "Секрет","Блюз бродячих собак".
-К сожалению, нас здесь немного...Вменяемые люди долго в этом серпентарии не задерживаются!
-"Я здесь давно.Привык".(АБС.,"Понедельник..."
Только, сразу предупреждаю, что я в совершенстве владею и штыковой и совковой лопатой и красным словцом, Будете звиздеть и придумывать - опозорю на весь форум, Вы еще наших девок крымских не знаете, мы за ценой не постоим. Жду вашего ответа, господин всезнающий археолог.
-А портки были у каждого воина, во всяком случае,- у конного,- непременно!
(для тупых объясняю)
Иисус обрезанный еврей.
(праздник есть такой - обрезание господне)
Иисус, сам себе папа.
(так верят христиане)
Папа Иисуса, по словам Иисуса - Дьявол.
(так написано в евангелиях)
Значит Иисус - Дьявол.
Верно?.
Я тебе вопрос задал.
Или у тебя ступор?
Быстро на 4 кости, лбом об пол.
И молиться, молиться еврею.
Вон пшла, мерзосьть.
Принять бога - такие слова часто слышим. А что это значит? Неужели кто то сможет доказать, что принять бога невозможно, если в церковь пойдёшь в брюках или без платка?! Глупо.
Одежда должна быть не вульгарной и соответствовать общественному месту. Главное, что у человека в душе, его посыл - зачем он пришёл в церковь или другое культ.место.
+100. Эта мысль ключевая.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Что касается одежды вне службы,то в паломнические поездки женщины одеваются скромно,и это понятно.А в повседневную одежду церковь давно не лезет,мелочи это.
Брахман всполошился: в чем дело, сынок, кто тебя обидел? А тот ему и отвечает: никто меня, папаня, не обидел, я просто понял, что в одежде не нуждаюсь, и весь этот хлам бродячим комедиантам подарил. Брахман тогда спрашивает: а азбуку куда дел? А сынок говорит: и азбука туда же пошла. Потому что если тело не нуждается в одежде из тряпок, то и ум не нуждается в одежде из знаний. Брахман и спрашивает: ну, ладно, допустим, что это так. Hо зачем же было тогда на все это последние гроши тратить? А сынок говорит: был тут, папаня, вполне определенный смысл. Если бы я в одежке не походил и книжку бы не полистал, я бы всю жизнь думал, что все это нужные вещи, и страдал бы жутко, что у других они есть, а у меня нет. А теперь вот я понял, что мне они не нужны, и никогда уже не буду страдать, что у меня их нет. Так что спасибо тебе, папаня, не напрасно ты деньги потратил. Больше тебе их тратить не придется.
Тут-то брахман и понял, что сын его конкретным бодхисаттвой растет. Hо вслух ничего не сказал: подумал – авось, перерастет еще.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Уйми свои фантазии. А если тебе, просто петя, хочется видеть только силуэт женщины обмотанной тканью, то езжай к мусульманам и наслаждайся там. Только не вздумай подойти с просьбой: Гюльчатай, открой личико. Кастрируют.
Комментарий удален модератором
http://subscribe.ru/archive/woman.beauty.ladnaea/201106/20101948.html
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
------------------------------------------------------------
Думаю, не стоит проявлять фанатизм в этом вопросе и превращаться в фарисеев, которые убийство Христа задумали на Пасху, а в дом к римлянину боялись зайти, чтобы не оскверниться. Верх лицемерия.
Даже у нас, в протестантской церкви в России фанатизм иногда проявляется, что же говорить о православной. Это плохо, люди больше о внешних обычаях думают, чем об очищении сердца перед Богом. Хоть в стрингах, лишь бы к Богу пришли. Он то нас всех видит со всей нашей скверной хоть в платочках, хоть в стрингах.
А насчет фотографии: фотографу стоит задуматься. на что направлены его мысли и глаза, когда он в храм приходит. Ведь это надо было специально момент поймать. Может, она с Богом в сердце из Храма ушла, а он то точно нет.
Комментарий удален модератором
Активные страсть. Они еще в конце 80-х со списками и красными мордами очереди за дефицитом строили.
А сейчас все престольные праздники на перечет знают.
Одна такая была знакомая в конце 90-х перетрахала всех друзей своего мужа и соседских мужиков тоже, потом как то "встала в 3-ю позицию" и говорит мне: "Вы что же по воскресеньям моетесь? С ума сошли это же грех!")))
Комментарий удален модератором
Она раздраженно вздохнула и высунулась из окна:
- Чего тебе?!
Внизу стоял принц. Обыкновенный прекрасный принц, конь в комплекте.
Принц задрал голову:
- Принцесса, говорю, здесь живет?
Она поморщилась и заорала в ответ:
- Нет ее! Гуляет во полях, да во лесах, цветы собирает. Завтра приходи!
Принц внимательно посмотрел наверх, потом вытащил кусок пергамента и сравнил рисунок с белобрысой головой, которая сейчас торчала из окна:
- Я тебя узнал! Ты же принцесса, зачем обманываешь?!
Принцесса сняла платок, устало потерла лоб:
- Не уйдешь, значит?
Принц упрямо мотнул головой:
- Я жениться приехал! Открывай!
- Ну, раз жениться - то поднимайся. Щеколду чуть на себя потяни, и только потом только вверх- заедает она. - объяснила принцесса и скрылась в окне.
Принц спешился, аккуратно привязал коня, несколько мгновений поборолся с непокорной щеколдой - и в конце концов оказался в светлой, просторной комнате.
У окна сидела принцесса и что-то мастерила из полена.
Как только принц появился, девушка подняла на него глаза и задумчиво спросила:
- У тебя стамески нет?
А стамески не было.
- Ну нет, так нет. - кивнула принцесса. - Жениться, значит?
Принц откашлялся:
- Прекрасная принцесса, вести о вашей красоте и доброте дошли до нашего королевства. И решил я, что вы должны быть моей женой!
- Прекрасный принц, я тебя вижу первый раз в жизни и вести о тебе никак не дошли до моего королевства! - съязвила принцесса. - Я не могу сейчас замуж! У меня скоро сплав по высокогорной реке- мне надо готовиться! И поход на байдарках! И, вот - конкурс резьбы по дереву еще, а стамеску папенька с собой увез!
Принц совсем растерялся. Он представлял себе все это несколько иначе.
Совсем по-другому, если быть откровенным.
В его мечтах, прекрасная принцесса бросалась к нему в объятья и, сияя улыбкой, благодарила его за каменья, ткани и нити, которые он привез ей в подарок!
А вовсе не требовала стамеску, и уж точно не перечисляла какие-то дикие способы времяпрепровождения!
Ну не говорить же правду, в самом деле!
Принцесса смотрела на все эти мытарства и думала, что ей опять попадет от папеньки.
Потому что папенька каждый раз ругался и сетовал, что ей надо было родиться мальчиком, а то и вовсе в какой-нибудь другой королевской семье!
- Может быть, скажем, что я влюблена в кого-то другого? - неуверенно предложила она.
Принц пожал плечами:
- Глупости какие! Влюблена, скажи пожалйста! Нет, когда дело касается политики двух королевств - тут не до любви! Да и батюшка не поверит. В меня все всегда влюбляются с первого взгляда, понимаешь?
Принцесса окинула его внимательным взглядом и кивнула:
- Ну да, ты симпатичный. Но у меня сплав! И байдарки!
- И резьба по дереву! - развеселился принц. - Ты драконов, случайно, не укрощаешь в свободное время?
- Ну точно, ты умница! - воскликнула она. Принц непонимающе улыбнулся. - Скажешь, что меня похитил дракон! Трехглавый! И что освободившему меня принцу - пол-королевства и несметные сокровища. С драконом я договорюсь - он мне в карты проиграл и за ним долг. У него пересижу пока, а там уж и зима настанет, дорогу к нам заметет, можно будет до лета не волноваться.
Принц закивал, думая о том, что с такими вестями домой воротиться не стыдно.
Перепрыгивая через ступеньки, спустился во двор, вскочил на коня и обернулся.
Принцесса махала ему из окна рукой.
- И скажи, что на дракона лучше со стамеской ходить! - прокричала принцесса, сложив руки рупором.
Принц махнул на прощанье рукой и поскакал прочь.
Принцесса села у окна, спрятала под стол полено и подперла подбородок рукой:
- Все принцы одинаковые! Хоть один бы кулаком по столу стукнул, сказал бы "Никаких больше байдарок, ты принцесса или кто?!". Нет же, все верят, уезжают, а я сиди тут, вырезай по дереву!
Какая разница в чём ходить, лишь бы это было целомудрено и не отвлекало бы других верующих молиться.
Хотя-бы в Храме надо быть скромно одетым.
Но у нас принято: брюки - табу.
Мы опять впадаем в язычество - внешнее нас интересует больше, нежели внутреннее.