Киевская Русь: этнические и политические процессы после ее распада.

На модерации Отложенный
Советские, да и некоторые современные российские историки и политики, считают что украинцы появились на исторической арене в 14 в., после того, как "Древнерусская народность" разделилась на "три братских народа"...


В принципе, с ними можно, кое в чем, согласиться... Украинский народ имеет древнюю и богатую историю, но, действительно, украинцы, как современная политическая нация, которая стала чувствовать себя субъектом политического процесса,  появились  в 14 ст...


Вообще, вопрос происхождения народов на просторах бывшей Киевской Руси является сложным и запутанным, как через медлительность и нечеткость самих этнических процессов, так и из-за нехватки методов, которые точно исследуют предмет. Поэтому интересно было бы посмотреть на процессы этногенеза с необычной точки зрения. Возможно, именно так удастся прояснить некоторые спорные моменты истории...


В финансовом техническом анализе есть постулат "Цена учитывает всё", то есть все составляющие, которые влияют на цену товара, уже учтены в самой цене и нет потребности отдельно изучать зависимость цены от политических, экономических и других факторов. Если применить этот постулат в "политическом техническом анализе", переиначив его на "Название учитывает всё", то станет понятным, что во всех государственных формациях на просторах Киевской Руси, которые назвались одинаково, протекали и одинаковые политические процессы.

А если какое-то государственное формирование изменяет название, то это значит, что там изменяется и политический строй, а политические процессы приобретают черты, характерные только для этого государственного формирования и нужно искать причины, которые привели к этим изменениям. То есть: "Название учитывает всё"...

В первую очередь, нужно отметить, что государства под названием "Киевская Русь", в свое время, не существовало! Киевская Русь - это условное название, придуманное кабинетными учеными в 19 в. Поэтому и мы будем им пользоваться, как общепринятым...

В Киевской Руси, согласно давней традиции, всё наследовал старший. Младший же должен был "служить" старшему брату, или собирать дружину и идти искать новых земель. А уже оттуда, если он был на это способный, мог осуществлять свою собственную политику. Собственно, так и случилось с тем же Юрием Долгоруким. Он был шестым сыном Владимира Мономаха, и не получив в Украине в наследство "стола", пошел с дружиной искать новых мест и новых "подданных"...

Но здесь нельзя подменять историю развития славянских племен Киевской Руси историей разрастания и движения династии Рюриковичей. Ни при Олеге, ни при Игоре, ни при Ярославе, ни при Мономахе, когда те приходили в Киев, Чернигов, Переяслав, Вышгород, или уходили оттуда, обитатели "не перетекали" с места на место вместе с князьями. Князья были посторонними лицами, которые отображали интересы племен и городов, но никогда не составляли сути самого народа!


Вообще, Киевскую Русь постигла судьба всех государственных организмов, которые были созданы не по этническому принципу, а за кровным родством представителей правящей династии. Огромные территории, отсутствие дорог, десятки племен, которые разговаривают на сотнях диалектов славянских, балтских, финских, угорских, тюркских языков... И все это разнообразие объединяет только одно – личность Великого Князя, который сидит на киевском столе. Именно он, силой своего Духа и Кулака, должен все это направлять, группировать вокруг себя и...должен молиться, чтобы Бог дал ему сына, который правил бы, как минимум, не хуже его. Понятно, все это не может продолжаться вечно. Разрастаются благородные роды – это приводит к захвату новых территорий. Чем дальше, тем все уменьшаются  "родственные чувства" между их представителями, все более четко начинают проявляться центробежные тенденции... И в один день все это может взорваться – брат "пойдет на брата".

Таким "Большим Взрывом" для Киевской Руси стала смерть Владимира Мономаха в 1125 году. Именно после нее удельные княжества  начинают в свободном парении свое центробежное движение. Начиналась эпоха раздробленности... 

Когда центробежные тенденции исчерпываются, опять проявляют себя центростремительные силы. "Космическая пыль"удельных  княжеств  начинает свободно "закручиваться в спирали новых галактик" вокруг городов, которые существовали на этнических землях Киевской Руси. Местные светлые головы, из того, что было у них под рукой, создают свои политические проекты "по образу и подобию" Киева.

Понятно же, у каждого уже выходит что-то свое, полностью оригинальное, наполненное местным колоритом. Результатом этих политических процессов является появление в 13-14 в. на территориях прежней Киевской Руси настоящей "системы галактик" – целого ряда Великих Княжеств. Очевидно, что это уже полностью самодостаточные формации, в которых центростремительные силы преобладают над центробежными, что, собственно, и позволяет этим формациям существовать стабильно в течение веков.

Итак, взглянем на, уже знакомую, карту 13-15 в. и дадим короткую характеристику этим политическим единицам...


1. Великое княжество Литовское, Русское и Жемайтское.

Эта формация была создана на основе балтских и славянских племен Киевской Руси. И то, что "отцы" этого государства назвали свое творение именно Великим Княжеством, однозначно свидетельствует о том, что оно принадлежит к "системе галактик "Киевская Русь"; и что там, после смерти Мономаха, протекали, схожие с другими княжествами, политические процессы. Государственным языком в Великом Княжестве Литовском, Русском и Жемайтском была русская мова. Здесь действовали правовые нормы "Русской Правды", написанной еще Ярославом Мудрым. Княжество чеканило свои собственные деньги. Власть Великого Князя была номинальной, но, все равно, удельные князья крепко держались друг друга, потому что так было "лучше и удобнее".


2. Великое Княжество Рязанское

Это княжество сформировалось на этнических землях финского племени эрзя (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%80%D0%B7%D1%8F), но из-за славянизированной политической элиты, государственным языком здесь стал церковно-славянский язык. Княжество чеканило свои деньги.

3. Великое Княжество Тверское.

Это княжество сформировалось на землях финского племени меря. Государственным языком здесь тоже стал церковно-славянский язык, здесь тоже чеканились свои деньги.

4. Земли Великого Новгорода (или Великий Новгород).

Великим Новгородом называлось независимое государство, которое объединяло этнические земли словен и родственных финских племен: , чудь, весь, ямь, водь, ижора, нарова, корела... Если бы мы не знали историю этой земли, то применяя только методы "политического технического анализа", мы бы поняли, что политический строй этого государственного организма все же отличался от других земель Киевской Руси. И в самом деле, в Великом Новгороде не было собственной княжеской династии. Все князья приглашались на княжение со стороны. Здесь чеканились свои деньги. Государственным языком был церковно-славянский язык новгородского извода.

5. Земли Пскова.

Это тоже был город-республика европейского типа, в своем укладе очень похожий на Земли Великого Новгорода.

6. Великое Княжество Московское.

Это княжество сформировалось на этнических землях финских племен мурома и мещора. Государственным языком здесь тоже стал церковно-славянский язык. С 1380 года княжество стало чеканить свои деньги...

Но, для чего это все было перечислено?

На самом деле, только что, перед нами "прошли парадом" народы, которые возникли одновременно с украинским народом!!!

Не нужно проводить годы в архивах, изучать давние рукописи, документы. Можно просто взглянуть на карту тех времен: "Есть Великое Княжество – есть новообразованный этнос!". Просто и логично!  Если украинская нация в те времена сформировалась в границах Великого Княжества Русского, и этого, в принципе, оппоненты не отрицают, то почему мы должны отрицать рождение, например, эрзянской политической нации, когда эрзяне в 14 в. тоже имели свое Великое Княжество Рязанское?  И именно консолидацией этнических территорий вокруг столицы можно объяснить быстрый взлет Великого Княжества Тверского после выхода Твери из состава Владимиро-Суздальского княжества (теперь становится понятным, что Тверь была присоединена к нему сугубо механически).  Этническими факторами можно объяснить и перманентное противостояние Рязани и Пронска. Судя по названию топонима, Пронск и его околицы населяли славяно – балтские племена, которые ментально и политически тяготели к Великому Княжеству Литовскому.

Именно это и приводило к противостоянию, которое истощило Великое Княжество Рязанское – в свое время Москва без единого выстрела присоединила Рязанские земли к своим территориям.  А возникновение единой московской политической нации на территориях двух финских племен, можно объяснить тем, что мурома и мещора были родственными племенами. Во всяком случае, не случайно, когда-то единая Рязанско – Муромская земля распалась в свое время на отдельные Рязанское и Муромское княжества, которые тяготели к разным центрам. Этот процесс можно объяснить разве что этническими процессами, которые протекали на тех территориях.  Методами "политического технического анализа" можно решить и давний спор за наследство Великого Княжества Литовского, что продолжается между современными белорусскими и литовскими историками. В границах Великого Княжества Литовского сформировалась современная белорусская нация, а колыбель современной литовской нации – Великое Княжество Жемайтское!

И еще один интересный момент... В 15 в. свои деньги стал чеканить город Торжок, который входил в состав Земель Великого Новгорода, и был расположен на земле финского племени весь. "Индикаторы политического технического анализа" зафиксировали рождение политического и национального сознания  этого финского народа. Полностью логичным было бы завершение этнических процессов на тех землях – формальное создание независимого Великого Княжества!

А в 1429 году в замке Любарта на Волыни состоялась наибольшая в средневековой истории Украины и всей Восточной Европы международная конференция, организованная Великим князем Литовским, Русским и Жмудским Витовтом  и императором Священной Римской империи Сигизмундом Люксембургским, в которой приняли участие король Польши Ягелло, король Дании, Швеции и Норвегии Ерик Померанский, легат Папы Римского Мартина V, господарь Молдовы Александр Хороший, Великий магистр Тевтонского Ордена крестоносцев Пауль-фон-Русдорф, послы императора Византии Иоанна V Палеолога, ханы Золотой Орды, а также... Великий князь Московский Василий ІІ, Великий князь Тверский Борис, Великий князь Рязанский Олег.

Думаю, теперь стало понятно, что на просторах Киевской Руси, в 14 в. появился целый ряд независимых государств, созданных именно по этническому принципу, во главе которых стали славянизированные политические элиты. Они крепили свою независимость, чеканили собственные деньги, осуществляли самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику и не имели никакого желания, чтобы их кто-то "собирал"...  Об этом опосредствовано свидетельствует и историческая картография. Если время феодальной раздробленности Киевской Руси достаточно обстоятельно отражено еще в советских исторических картах, то время Великих Княжеств не имеет ни одной полной карты. Во всяком случае, автору этих срок так и не удалось найти карту, на которой были бы полностью показаны границы Великого Княжества Тверского, или Великого Княжества Рязанского... На картах 16 века появляется Московское Царство, которое уже поглотило своих соседей...


Часть ІІ


Следовательно, если в 13-14 веках сформировались: современная белорусская нация, современная литовская нация, современная украинская нация, тогда почему, сегодня, мы не имеем ряда независимых государств на северо-восточных просторах прежней Киевской Руси? Зная историю, мы констатируем факт: это случилось из-за того, что правящая элита московской нации в течение веков использовала для подчинения соседей мощную стороннюю – Золотую Орду, и позиционировала себя, как проводника проордынской политики в регионе.

Кроме этого, нужно отметить, что потеря государственности народами северо-восточных Великих Княжеств состоялась в 15-16 в., когда национальное сознание этих народов еще не сформировалось окончательно (например, русины-украинцы, которые потеряли государственность позже – в 18ст. – не испытали потери исторического и политического самосознания).  Ассимиляционным процессам в северо-восточных Великих Княжествах способствовала, как родство финских этносов (прошу сравнить гидроними "Волхов" и "Волга" – "Белая Река" на родственных финских языках), так и единая религия и церковно-славянский государственный язык местных политических элит (эти территории в течение веков находились под культурным и религиозным влиянием Киево-печерского Монастыря).  Кроме того, сама политическая система Великого Княжества Московского не терпела "инакомыслия", потому любая национальная оппозиция безжалостно подавлялась.

Об этом ярко свидетельствует уничтожение, в 1570 году, Новгородского государства, которое было до того в вассальной зависимости от Москвы; когда за один день, московско-татарскими войсками, было казнено 6000 новгородских "изменников", которые стремились к присоединению Великого Новгорода к Великому Княжеству Литовскому, Русскому и Жемайтскому...

...

Следовательно в 13-14ст. на просторах Киевской Руси появляется целый ряд независимых государств, что в большей или меньшей мере имели право на свою часть Большого Государственнического Киевского Наследства. Но некоторые из них, со временем, стали поддаваться влияниям и переходить на орбиты "галактики "Золотая Орда". Результатом всех этих этнических, политических, экономических процессов, согласно постулата "Название учитывает всё", стало изменение названия Великим Княжеством Московским – с 1547 года оно, по татарской традиции, называется Московским Царством!

Думаю, теперь наступило время вернуться к вопросу о "древнерусской народности"... Становится полностью понятным, что никогда она не "разделялась на три братских народа"... Если древнерусская народность когда-то и существовала, то исключительно на территориях Великого Княжества Русского.

А в 13-14 ст., на основе славянских племен Киевской Руси, она эволюционировала в современную руськую - украинскую нацию! Более того, русины-украинцы даже имеют точную дату рождения своей политической нации.  После освобождения от татарской зависимости русско-литовскими войсками, начиная с 1322 года, этнические украинские земли называются Великим Княжеством Русским. Великий князь Литовский Гедемин (1274-1341), первым называет себя королем литовцев и русских: "Пановал князь Гедимин лЂт много на князст†Литовском, Русском и Жомойтском, и много мЂвал воен, а всегда выгравал фортунне".

В 1398 году, Великий князь Витовт был провозглашен самодержцем Руси и Литвы. Южной столицей государства стал Луцк.

В 1410 году, во время Грюнвальдской битвы, Великое Княжество Русское выставило на поле битвы хоругви из Галичины, Подолья, Киева, Стародуба, Луцка, Владимира, Чернигова.

В 1432 году, после внутренне-политического конфликта в Литве, православная шляхта посадила Свидригайла Ольгердовича на Великое Княжение Русское (Киевское). Таким образом, единое Русско-Литовское государство, на некоторое время, раскололось на Великое Княжество Литовское и Великое Княжество Русское.

Во время Люблинской Унии 1569 года, волынский князь, Константин Острожский рассчитывал добиться равноправия Великого Княжества Русского с Литвой и Польшей, но проиграл.

Украинские земли утратили автономию и в виде воеводств – Русского (Львов), Белзского (Белз), Волынского (Луцк), Киевского (Киев), Подольского (Каменец), Брацлавского (Брацлав), были присоединены к Короне Польской.



Как видим, по состоянию на 1569 год, Черниговщина была оккупирована Московией, а украинская Берестейщина, после Люблинской Унии, осталась в составе Литвы. Великое Княжество Русское перестало официально существовать. Началась борьба русского – украинского народа за свои национальные права...

Гетман Петр Сагайдачный (1570-1622) первый из украинских гетманов соединил военную деятельность казачества с деятельностью других сословий украинского общества для достижения автономии Руси-Украины в составе Речи Посполитой. Он осуществил первые конкретные шаги в направлении возобновления государственности – заложил основы ее будущей административной структуры. Воинское подразделение – полк – стал также административно-территориальной единицей. Но после смерти Сагайдачного польское правительство снова усилило давление на казаков, что вызывает новую волну казацко-крестьянских восстаний...

Триумфальный въезд Хмельницкого в Киев и встречу его на Рождество 1648 года как "спасителя, збавителя и свободителя народу русского из неволи ляцкой, пресветлого обладателя и князя Руси", свидетельствовали, что начало государства Хмельницкого былоположено. Греческие митрополиты, что были в Украине в 1650 году, именовали его во время службы Божьей, как Государя и Гетмана Великой Руси.

В 1658 году, согласно статей Гадячского Соглашения, Русь-Украина, возрождает свою государственность. Великое Княжество Русское (в составе Киевского, Черниговского и Брацлавского воеводств), стало третьим сувереном Речи Посполитой, на равных условиях с Королевством Польским и Великим  Княжеством Литовским. Соглашение с украинской стороны было подписано Иваном Выговским, Гетманом Войска Запорожского Низового.


И факт того, что казацкие послы с самого начала переговоров требовали включения в состав Великого Княжества Русского еще и Русского, Волынского, Белзского и Подольского воеводств, красноречиво свидетельствует о том, что сам термин – Великое Княжество Русское – крепко держался в украинском национальном и политическом сознании в течение веков. Народ четко представлял настоящие границы своей Родины, а Хмельницкий в свое время говорил, что он "единовластный самодержец русский" и "достаточно имеет сил в Украине Подолье и Волыни... в княжестве своём по Львов, Холм, и Галич".  Собственно, и "войну за независимость" под предводительством Богдана Хмельницкого нужно трактовать как борьбу за политические и национальные права русского православного украинского народа в составе Речи Посполитой, то есть, за превращение Республики Двух Народов в Республику Трех Народов. Об этом свидетельствует и тот факт, что Богдан Хмельницкий не "взял на щит" Варшавы, которая уже не имела защиты, а добился избрания королем Яна Казимира (то есть, на повестке дня стоял вопрос о реформировании существующего политического строя, а не о его тотальном уничтожении).  Иван Выговский, политический наследник Хмельницкого, закончил в Гадяче то, что начал Великий Богдан. В этом свете и соглашение с московским царем 1654 года, нужно расценивать, как политический маневр...

Дальше, в инструкции Гетмана Петра Дорошенко (1670 год) упоминается русский православный украинский народ. И чужестранцы, как, Павел из Алеппо (1654 год), называют украинцев русинами или русами, отличая их от москвинов, которых вплоть до начал 18 в. знали только под названием  московитов, москвинов или москалей, , а их край под названием Московия.

Следовательно, все, что касается российской истории до первой половины 18 в. нужно называть московским, древнемосковским. И закидывание термина "русский" в московскую историю на 300-800 лет раньше – в 12-17 в. –  некорректно! Термином "руський", "русский", "древнерусский" нужно помечать исторические события территорий Великого Княжества Русского! Ввиду того, что Петр I всходил на трон еще Московского Царства, этноним "русские", "россияне" мог появиться в Российской Империи во второй половине 18ст. И здесь нужно четко различать этнонимы "руський" и "русский", потому что касаются они разных исторических эпох двух государств и двух разных народов...


 

На конец хотелось бы остановиться на "идее фикс" московской правящей элиты – "собирании земель русссских". Здесь сразу же нужно разрушить исторический миф "о шапке Мономаха". В действительности этот головной убор был сделан в подарок татарскому то ли хану Узбеку, то ли ханом Узбеком, судя по всему, в честь бракосочетания, в 1317 году, московского князя Юрия Данииловича и сестры хана. Позже к шапке был приторочен крест и только затем она стала символом власти московских царей...

 

После создания, в 1199 году, Галицко-волынского княжества, когда волынский князь Роман Мстиславич закрепил свое влияние также и в Киеве, летопись называет его Великим Князем, Самодержцем всей Руси. Слово "самодержец" (автократор) употреблялось относительно императоров Византии и отображало уровень личной власти князя, то есть то, что он был единовластным хозяином на подвластных ему землях (например, после того, как Витовта было провозглашено самодержцем, польский король Ягайло отказался признавать его таким, потому что согласно условий Кревской унии 1385 года, Витовт не имел права единовластно господствовать).

 

А в 1547 году Великого Князя Московского Ивана Грозного было короновано царем всея Русии. Он имел полный титул: "Мы, великий государь Иванъ, Божiею милостiю царь и великий князь всеа Русiи, Владимирскiй, Московскiй, Новгородцкiй, Псковскiй, Резанскiй, Тверскiй, Югорскiй, Пермскiй, ВятцкiйБолгарскiй и иныхъ".  А вот как писали в челобитных новому московскому царю Алексею Михайловичу, после смерти его отца, Михаила Федоровича, в 1645 году: " А отходя сего света, отец твой государев, блаженныя памяти, великий государь, Михаил Федорович, благословил сына своего, тебя великаго государя, быть на cвоем царском престоле, на владимирском и на московском государстве и на всех больших государствах российскаго царствия царем и великим князем всеа Русии".

 

Но это не значит, что и Роман Мстиславич, и Иван Грозный, и Алексей Михайлович, были обладателями абсолютно всех земель прежней Киевской Руси. И титул Ивана Грозного четко указывает нам на то, царем какой "Всеа Русии" он был. Как видно из титула, был он царем: Владимирским, Московским, Новгородским, Псковским, Рязанским, Тверским, и т. д... как видно, по большей части земель угро-финских...  Собственно, в титуле царя перечислены все этнические территории, что были присоединены к Московскому Царству.

 

И здесь очень интересной выглядит связка "... Владимирскiй, Московскiй..."

 

... В 14-15 в. города Владимир, Москва стали этническими центрами тех же, полумифических, финских племен мурома и мещора. Еще интереснее выглядит то, что Владимир стоит в этом перечне впереди Москвы. Именно такая последовательность раскрывает нам, какие политические и этнические процессы протекали на тех территориях... Эти два племени – мурома и мещора – стали, в сущности, подэтносами одного народа – московитов.

 

И здесь, уже в настоящий момент, можно сделать несколько важных выводов:

 

1. Московский империализм берет свое начало во Владимире.

 

2. Московский империализм не видит себя, в глубь веков, дальше города Владимира, иначе киевское прошлое этого империализма должно бы быть как-то зафиксировано в титуле московских царей.


 


 


 

Етнічні і політичні процеси після розпаду Київської Руси, ч. III

 


 

На фото: двуглавый орел из монет Сарая Нового – второй столицы Золотой Орды, середины, 14 в.

 


 

Если бы Андрей Боголюбский действительно перенес русскую государственность из Киева в Москву, то тогда  он бы назывался везде Великим князем Русским или Великим князем Московсим и Русским. НО этого не было! Все его потомки назывались и все их называли только Великими князьями Московскими.

Московская государственность и государственность русская - две разных государственности. После распада Руси, древний русский скипетр до 1341 года держали русские короли, а затем, аж до 1795 года, совершенно официально - Великие князья Литовские и Русские.

Политика – это искусство возможного, потому исходя из собственных возможностей, красивыми словами о "Благородной миссии собирания земель русссских" московские правящие элиты в действительности прикрывают свои имперские посягательства, не более того... "Собиранием" земель Киевской Руси в свое время занимались и руськие (читай украинские) и литовские (читай белорусские) феодалы. Но именно из-за их цивилизаторской роли, Княжеское Государство и  в свое время и пришло в упадок. Благодаря попыткам расширить пределы государства, на этнических территориях Киевской Руси были запущены механизмы создания наций, которые, в результате, привели к возникновению в 13-14 в. ряда Великих Княжеств, построенных именно по этническому принципу.