Рыжий пёс.
В последнее время, мне всё чаще попадаются статьи о собаках. Обсуждения, надо сказать, весьма горячие. Кто-то призывает всех перестрелять, кто-то защищает… Мне тоже захотелось написать на эту тему. Оговорюсь сразу – это не агитация «за» или «против», это просто воспоминание, которым я хочу поделиться. Комментарии к моему рассказу не обязательны, поскольку неприятны были бы споры и взаимные оскорбления. Это ПРОСТО воспоминание…
Семнадцать лет назад наша семья приобрела, наконец, собственную квартиру. С высоты восьмого этажа можно было увидеть покосившийся кран и лежавшую в руинах, кем-то начатую, а затем, брошенную стройку. Среди холмиков и колдобин ютился вагончик, в котором поочерёдно дежурили сторожа. Дежурили они не столько по необходимости, сколько для соблюдения приличий, ведь красть на этом пустыре было совершенно нечего. А на покосившийся кран сил не хватило бы ни у одного вора.
И, конечно же, обитали вместе со сторожами приблудные псы.
Когда я подходила к окну с чашкой чая… Кажется, почти все свои рассказы, я могла бы начать именно с этой фразы! Есть у меня такая привычка, с чашкой горячего чая, которого я большая любительница, подойти к окну и посмотреть – что там происходит на белом свете? Итак, когда я подходила к окну с чашкой чая, то видела в первую очередь ржавый кран, закрывающий часть неба, пустырь и обитающих там дворняг. А так же задавалась вопросом, пропадёт ли когда-нибудь это мёртво-строительное безобразие или я обречена на вечное его созерцание?
Поначалу собаки, эти беспородные бродяги, казались безликой, шерстисто-хвостатой массой, играющей, бегающей или отдыхающей возле вагончика. Потом выявился лидер – крупный, рыжий, немного напоминающий ретривера по стати и пышности хвоста. Потом…
В один из зимних дней, я, как всегда подошла к окну (с чашкой чая) и увидела на ярком, снежном пустыре мальчика. Мальчику было от силы лет шесть-семь. В пухлом комбинезончике, с большим пумпоном на шапке и с красной лопаткой наперевес, он азартно ковырялся в сугробе. Совсем один! Как он умудрился сбежать из-под родительского бдительного ока и пробрался на стройку, оставалось только гадать. Однако же, умудрился, и совершенно один на заснеженном поле наслаждался свободой, а именно, копал в снегу ямку. А от вагончика не спеша шагал к нему рыжий пёс, и с высоты восьмого этажа я видела, что пёс размером чуть больше мальчика.
Здесь, признаюсь, трухнула я изрядно. Если собака набросится, то малому конец. Людей вокруг нет ни души, а я сама добежать до них с восьмого этажа, да по глубокому снегу не успею, как ни старайся. Да и сделать, в любом случае, вряд ли что-то смогу. Куда девался мой чай, я потом так и не вспомнила – прилипла к стеклу и так там и осталась. А потом оказалось, что испугалась я зря.
Рыжий пёс подошёл к малышу незаметно, понаблюдал некоторое время за странным его занятием, да и сунул нос прямо в ямку. Мальчишка поднял голову, испуганно подпрыгнул, замахнулся лопаткой изо всех силёнок и хлопнулся на попу. Рыжий тактично отступил на пару шагов и усиленно завилял хвостом, поясняя на собачий лад, что он не злой и бояться нечего. Мальчик отдышался, поднялся на ноги, подумал, решился приблизиться. Рыжий наклонил голову, предлагая погладить и припал на передние лапы – давай поиграем! Хвост его завертелся совсем уж с немыслимой скоростью, так что всё собачье тело заходило ходуном.
Конечно, они поиграли в догонялки, повалялись в снегу, а когда совсем утомились, разошлись по домам.
После этого, мальчик приходил на пустырь не раз. Не слишком часто, видимо не так просто было сбежать от родителей или бабушки, но приходил. Привёл он и приятелей познакомиться с рыжим псом.
Однажды выпало много снега, и заброшенная стройка превратилась в настоящую бело-голубую целину. Мальчик пришёл с тремя приятелями к своему новому другу. Как-то у них получилось совершить такой вот массовый побег. Рыжий пёс прокладывал дорогу по глубокому снегу, а за ним на четвереньках ползли четыре малыша в разноцветных комбинезончиках, немного напоминая гусеницу. Иногда Рыжий останавливался, смотрел назад, поджидая своих мелких подопечных, когда она подползали ближе, снова буравил снег широкой грудью, а пушистый хвост раскачивался без остановки, словно огненное знамя. И, конечно же, так они изрисовали восьмёрками всё поле. А кто из нас в детстве мог пройти равнодушно мимо нетронутой снежной глади? Я не могла!
Самым интересным было то, что Рыжий никогда не позволял приближаться к малышам остальным трём псам. Когда появлялись дети, другие собаки смирно лежали в стороне или куда-то исчезали.
С наступлением лета рыжий пёс повадился куда-то ездить на автобусе. Он ждал транспорта на остановке, скромно сидя возле скамеечки, собрав в кучку лапы, прямой и серьёзный. Никогда не смотрел людям в глаза, давая понять – никакой агрессии. Если на него пялились уж слишком настойчиво, безмерно смущался, вежливо шлёпал хвостом по асфальту и отворачивался. В автобус заходил аккуратно, соблюдая очередь, а через три остановки выходил и бежал куда-то по собачьим делам. Возвращался таким же способом.
Именно тогда я сумела рассмотреть его вблизи и даже немного растерялась – такой он был огромный, и совсем не молодой, как мне казалось из окна. Пёс был пожилым, с сединками возле чёрного носа, с могучими, широкими плечами, крупными лапами, удивительно пушистым хвостом и очень сильный. Но в его серьёзной физиономии угадывались доброта, и робость, и тепло, и ум.
Несколько лет я наблюдала за моим знакомым незнакомцем. Наблюдала, как он играл с детьми, как гонял нахальных ворон, учил щенков переходить дорогу – да, именно учил смотреть налево, потом направо, потом ждать, когда проедут все автомобили, потом перебегать – провожал сторожа до остановки…
С тех пор миновало много лет. Давно уже увезли окончательно развалившийся кран, и стройки больше нет – на её месте выросло здание Газпрома. Вместо бугров и колдобин появилась аккуратная стоянка для сотрудников. Нет больше бездомных собак.
Но каждый раз, подходя к окну с чашкой чая, я вспоминаю большого рыжего пса с пушистым хвостом, который прокладывает грудью в глубоком снегу дорогу для своих маленьких друзей. Каждый раз, когда говорят о страшной опасности, исходящей от бродячих псов, я вспоминаю добрые, глубокие глаза и шёлковые уши Рыжего, скромно сидящего на остановке автобуса.
И знаете, мне очень жаль прошлого. Что-то очень хорошее и доброе навсегда ушло из моей жизни вместе с рыжим бродягой.

Комментарии
У меня был подобный случай.