12 лет назад в Чечне героически погибла 6-я рота 104-го парашютно-десантного полка Псковской дивизии
12 лет назад произошел один из самых трагических эпизодов Второй чеченской войны, наглядно характеризующий всю мерзость и глубину предательства уходящей ельцинской эпохи.
29 февраля – 1 марта 2000 года на высоте 776 под чеченским селением Улус-Керт приняла последний бой 6-я рота 104-го гвардейского парашютно-десантного полка псковских десантников. Из 90 десантников погибли 84, в т. ч. 13 офицеров. По официальной версии, десантники ценой своей жизни сорвали проход 2500 боевиков под руководством полевого командира Хаттаба в Дагестан. Как и любая другая официальная версия, она вызвала массу вопросов. Но для начала стоит рассмотреть ключевые моменты той трагедии.
Начать стоит с того, что 104-й парашютно-десантный полк прибыл в Чечню за 10 дней до боя на высоте 776, причем полк был сводный, и его укомплектовывали на месте за счет 76-й дивизии ВДВ. Командиром 6-й роты был назначен майор Сергей Молодов, который за 10 дней не успел, да и элементарно не мог успеть познакомиться с бойцами и уж тем более создать из 6-й роты боеспособное соединение. Десантники не были обучены даже азам ведения боевых действий в горах.
Тем не менее 28 февраля 6-я рота отправилась в 14-километровый марш-бросок до Улус-Керта. Из-за того, что командование не посчитало нужным забросить в конечную точку припасы роты вертолетами (якобы не было подходящих посадочных площадок), десантники не взяли тяжелое вооружение, а вместо него все 14 км тащили на себе боеприпасы, воду, печки и палатки, причем тащить все это пришлось по горам, да еще и в зимнее время. Стоит ли говорить о физическом состоянии бойцов, когда они наконец добрались до высоты 776?
Но это были только «цветочки». «Ягодки» начались дальше. По совершенно непонятному стечению обстоятельств армейская разведка проморгала крупную группировку боевиков (до 3000 человек), которая готовилась к прорыву через Аргунское ущелье.
По крайней мере, так утверждает официальная версия. Хотя как можно было не заметить такую массу народа – непонятно. А далее произошло неизбежное: в 12:30 29 февраля разведка 6-й роты наткнулась на боевиков, и начался бой.
Вернее, сначала боевики попытались вступить в переговоры, прося их пропустить, потому что «командиры обо всем договорились», как пишет Денис Терентьев в публикации в газете «Совершенно секретно». О чем и кто договорился, так и осталось неизвестно, но слухи о том, что боевики заплатили «кому надо» полмиллиона долларов за выход из Аргунского ущелья, ходят до сих пор.
Как бы то ни было, десантникам 6-й роты после тяжелейшего 14-километрового марш-броска пришлось вступить в бой с численно превосходящим противником. В первые же минуты боя погиб командир 6-й роты Сергей Молодов, а положение десантников с самого начала стало выглядеть безнадежным: окопаться они не успели, на высоте 776 был густой туман. Кроме того, как было сказано выше, у солдат не было даже элементарных навыков ведения боя в условиях горной местности.
Тем не менее 6-я рота отчаянно сражалась и в очередной раз обессмертила русское оружие.
Указом президента РФ 22 десантника были представлены к званию Героя России (из них 21 – посмертно), 68 солдат и офицеров 6-й роты награждены орденамиМужества (из них 63 – посмертно).
Автор: Марк Евтюхин
Песня: Памяти 6-я роты 2-го батальона 104-го парашютно-десантного полка 76-й (Псковской) дивизии ВДВ
Комментарии