ПОЧЕМУ МЕНЯ СЛОЖНО УДИВИТЬ
На модерации
Отложенный
Меня всегда поражает с каким чингачгуковским победным кличем преподносят сми очередные разоблачения о епископате. Преподносят как сенсацию, как нечто из ряда вон. После этого христиане, по замыслу журналюг и их кукловодов, должны смиренно замолчать и согласиться, что христианство - это рудимент и пережиток темного прошлого и в нашем третьем тысячелетии совершенно не уместен.
Но давайте задумаемся, а сенсация ли это? Что такого нового нам рассказали? Что в Церкви есть грешники? Что клирики, оказывается, не святые? Ба! Надо же...
Господа, да вы откройте хотя бы краткий номоканон. . Это краткий свод церковных правил. Составлять его начали в 6 веке Откройте и увидите, что наказания за проступки там предусмотрены и для мирян и для клириков. Для клириков - на порядок жестче. Увидите, что по-новому за полторы тысячи лет люди грешить не научились. А еще увидите, что Церковь с этой мерзостью боролась и не желала смиряться.
И что входя в Церковь, к сожалению, своих скелетов мы тащим за собой. И что именно для того и создана она - чтобы от них избавляться. Иногда - всю жизнь. Многим жизни не хватает. В том числе и епископам. Они ведь тоже люди. Такие же слабые как мы и вы. Только вот соблазнов у них больше. И больше возможностей грешить. И так было ВСЕГДА. Во все времена. Но странное дело - Церковь живет. Я это знаю, потому что жив я сам. Жив Тем, Кто живет иногда во мне. Благодаря Церкви. Той самой, на которую уже две тысячи лет льют помои извне и шатают изнутри.
Нет, я не оправдываю "толстомордых попов на мерседесах"(мне, кстати это явление глубоко противно), я просто пытаюсь объяснить, почему не удивляюсь очередному откровению прессы. Я просто немного знаю историю. В том числе и историю Церкви. Давайте посмотрим, насколько же плохо обстоят дела сейчас, по сравнению с "тогда".
Вот, например, жил такой король Хлодвиг. Жил-жил да и принял христианство. Ну и народ его, конечно, тоже. Было это в конце пятого века.
И уже в самом начале принятия франками христианства, возникают прецеденты епископского произвола. Григорий Турский в своей "Истории франков" приводит примеры беспредела. (Кстати, Григорий - сам епископ и вы уже поняли какого города.)
Так, епископы Салоний и Сагиттарий "по отношению к согражданам... свирепствовали так, что в гневе избивали многих палками до крови"; еп.Бадегизил Ле-Манский "был весьма жестоким к народу, беззаконно отнимал и грабил имущество у людей", не переставал "свирепствовать против одних, других стращать убийствами, даже дрался собственноручно, а то и топтал людей ногами"; еп.Каутин из Клермона "у знатных людей... отнимал владения со спором и скандалом, у простых захватывал силой".
Некоторые епископы даже пытались поправить свои жилищные и финансовые проблемы за счет других епископов. Некий граф Жаволя Иннокентий добился заветной цели, стал епископом Родезским, и немедленно начал преследовать еп.Урсицина, с целью завладения приходами последнего, якобы относящимся к родезской церкви. Пришлось созывать по этому поводу специальный собор, который и смог положить конец претензиям еп.Иннокентия. А вот нерастерявшийся еп.Феликс Нантский, быстро смекнув куда ветер дует, попытался шантажировать уже приструненного собором Иннокентия с целью получить церковную виллу. Ну не пропадать же добру понапрасну!
А королям было абсолютно плевать на нравственное поведение епископа.
Определяющим фактором являлось только одно условие: верность его величеству. Кафедр епископы лишались королем только по политическим мотивам. А вот простые граждане - те, да, могли осерчать и прогнать вон волка в овечьей шкуре. Это так, к вопросу о "темных одураченных попами народных массах". Имейте в виду.
На Востоке дело обстояло порой совершенно иначе. Нечестивых епископов и там хватало, но вот правители не всегда относились к ним лояльно. Так, в году 521 по Рождестве Христовом император жестоко наказал Исайю, епископа Родосского, и Александра, епископа Диоспольского во Фракии, обвиненных в мужеложстве, именно: низложивши их, велел отсечь им детородные уды, водить по городу и кричать глашатаю: «Вы, епископы, не бесчестите своего сана!» Кроме того издал строгие законы против распутных, из коих многие были казнены. Всюду воцарились глубокий страх и безопасность. Император собрал все древние законы в одну книгу, озаглавив так: «Новые постановления», и повелел, чтобы правители в местах своего управления не покупали никаких имений, не строили домов и не получали наследств после чужих, но только от одних ближних родственников. ( ФЕОФАН ИСПОВЕДНИК ЛЕТОПИСЬ).
То есть, необходимость в таких указах к тому времени назрела. От себя добавлю - хороший был император, побольше бы таких.
А вот и наш, митрополит Московский и всея Руси Зосима Брадатый. Глава Русской Церкви, по свидетельству некоторых современников был приверженцем ереси жидовствующих, при этом атеистом и к тому же еще и гомосексуалистом. Ну везде успел отметиться! К тому же много лет страдал от хронического алкоголизма, из-за которого, собственно, и пришлось ему оставить первосвятительскую кафедру. Как говорит летопись: «непомерно держался пития и не радел о церкви Божией». Тем не менее, пребывая на покое в Троице-Сергиевой лавре, митрополит присутствовал на службах при всем параде и стоя на орлеце - символе епископской власти. Нет уж, господа, не смейте называть русских варварами. Зосиме ничего не отрубили, умер он в целости и сохранности.
Можно продолжать экскурс в историю, подобных примеров в ней множество во все времена. И мы о них знаем. Но разве кто-нибудь, когда-то сказал, что они - наш идеал и образец для подражания? Разве каким-то соборным решением были узаконены насилие и разврат? Разве не ясно, что нужно быть полным идиотом для того, чтобы искать причины пороков и грехов христиан в следовании Евангелию?
Ради одного праведника Господь может помиловать город. Кровью Одного Безгрешного были смыты все грехи человечества. Единицы пустынников молятся за весь мир и мир стоит их молитвами. Один Марк Эфесский из всех византийских епископов не подписал решение о предательстве православия.
Вот это - наш идеал. Этому - мы подражаем. К этому - стремимся. Это - называем святостью. И это все - в Церкви.
Мало, скажете вы. Так мало положительных примеров. Так мало праведников. А как иначе? Тем ведь они и ценнее. Если бы алмазы добывали тоннами, то стоили бы они не дороже каменой соли. А ведь алмаз рождается в угле. Черном, как ночь.
И тем ярче, выпуклее и мерзостнее оказываются грехи на фоне Благой вести. Но не будь ее - вы и мы так и не узнали бы никогда в какой навозной куче живем...
Дмитрий Забелин
Комментарии