Почему одни люди счастливы, а другие — нет

Гены и стресс

Почему одни люди счастливы, а другие — нет

Светлана БОРИНСКАЯ
кандидат биологических наук,
Институт общей генетики
им. Н.И. Вавилова РАН

В последние годы появляются все новые и новые исследования того, на какие признаки человека влияют гены. Сегодня можно с уверенностью сказать, что гены влияют почти на все. Хотя в генах и нельзя точно прописать, каким именно будет человек, но в них записано то, как будет реагировать организм на те или иные условия среды.

Стресс — это ответ на изменение условий среды, выходящих за рамки привычного, когда требуется переход организма в режим более интенсивной работы. Если представить эволюционное прошлое человека, когда нужно было убежать от саблезубого тигра или какой-то иной опасности, то стресс должен был подготовить человека к реакции «бей или беги». При стрессе мозг подает сигнал надпочечникам, которые вырабатывают сначала адреналин, а затем кортизол. Адреналин включает немедленную реакцию — мобилизацию ресурсов организма. Для того чтобы можно было или очень быстро убежать, или совершить какую-то активную работу. А кортизол возвращает системы от аврального, экстремального режима к нормальному состоянию.

ИТАР-ТАССЕсли такие переходы происходят слишком часто, то системы организма перегружены, может произойти срыв адаптационных механизмов по принципу слабого звена, которое у каждого индивидуально. У кого-то это сердечно-сосудистая система, у кого-то может возникнуть язва желудка. Стресс может являться также пусковым механизмом для некоторых психических заболеваний. Другими словами, хронический или чрезмерный стресс вреден для здоровья, но и полное отсутствие стресса тоже не является оптимальным — если нет вызовов среды, система реакции на эти вызовы остается «без тренировки».

То, как человек реагирует на стрессовые условия, то, насколько хорошо и быстро он восстанавливается после стресса, зависит от генов. Некоторые гены делают более вероятным появление после травмирующих ситуаций расстройств здоровья. Это гены, которые контролируют работу иммунной и нервной систем. Показано, что гены рецепторов дофамина или серотонина и другие гены, которые контролируют передачу нервного импульса, оказывают влияние на то, с какой силой человек переживает травмирующую ситуацию, и то, насколько он хорошо после этого восстанавливается.

Однако не только передача нервного импульса оказывается важна для того, чтобы справиться со стрессом, но и особенности работы иммунной системы. Люди с более сильным воспалительным ответом при высоком уровне стресса оказываются более подвержены заболеваниям с воспалительной компонентой.

А это сердечно-сосудистые, онкологические, аутоиммунные заболевания и некоторые психические расстройства.

Особенности работы генов, которые формируются уже после рождения, также оказывают влияние на устойчивость к стрессу. После рождения происходит тонкая подстройка работы генетического аппарата под условия среды. При этом расставляются «химические метки» возле генов, которые могут изменить активность их работы на всю жизнь. И стрессовые условия тоже вызывают такую подстройку. Если в раннем возрасте у ребенка (или у животных) возникают стрессовые ситуации, то его гены меняют уровень своей активности. Причем это изменение может сохраняться пожизненно.

У детей, которые выросли в неполной семье, где родители развелись, или один из родителей погиб, таких «химических меток» перед геном рецептора кортизола было больше. То есть интенсивность работы гена у людей, имевших менее благоприятные условия в детстве, была снижена. Это ведет к тому, что человек по-другому реагирует на стрессовую ситуацию.

Более детально это изучено опять-таки на лабораторных животных. Показано, что ранний стресс ведет у крыс к снижению способности к некоторым видам обучения. По достижении взрослости благополучные крысята оказывались, с одной стороны, более устойчивы к действию стресса. С другой стороны, при сильном стрессе те крысята, которые имели опыт в раннем детстве и были менее успешными учениками, оказывались более устойчивыми к разрушению тех навыков, которые у них уже все-таки есть.

Сейчас проводятся интересные исследования, в которых сочетаются генетический анализ, психологические опросники и методы картирования мозга — то, что называется neuroimaging. Это позволяет приоткрыть завесу над тем, как человек воспринимает мир, как это связано с особенностями генов, с воспитанием, с работой мозга. Эти исследования позволят ответить, почему одни люди счастливы, а другие — нет, на всех уровнях, от молекулярного до социального.

Носители разных вариантов генов, отвечающих за передачу нервного импульса,  дают разные ответы на вопрос о том, как часто у них встречаются трудности, которые не поддаются их контролю, насколько эффективно они могут справляться со всеми своими обязанностями.

Пока неизвестно, на что именно влияют генетические особенности: на то, что людям труднее справляться со своими обязанностями, или легче говорить об этих трудностях, но по результатам опроса об уровне стресса получается, что уровень стресса у людей с определенными генотипами оказывается выше. Можно ли сказать, что у этих людей плохие гены? Нет, нельзя — потому что при более низком уровне стресса носители этих вариантов генов оказываются более успешными.

Другими словами, все люди разные, и одни более успешны в одних условиях, другие — в других. И это очень ценное качество человечества — генетическое разнообразие, которое позволяет ему выживать в самых разных условиях.