ЕС не волнует гомофобия в Варшаве и нацизм в Прибалтике

В Прибалтике наступает время ежегодных нацистских акций. В частности, в Литве 11 марта местные ультраправые намерены собраться в центре Вильнюса, чтобы провести своё шествие в день независимости республики.

Мэр Вильнюса Арвидас Зуокас уже заявил, что сборища литовских нацистов будут расценены как несанкционированный митинг и разогнаны полицией. Стоит отметить, что марш правых радикалов вильнюсские власти всё равно разрешили - они просто выделили для него место вне центра столицы. При этом нацисты уже заявили о своём намерении в любом случае собраться на центральных улицах Вильнюса.

В Латвии власти не пытались даже имитировать попытки противодействовать организации нацистских сборищ. Наоборот, Рижская дума извинилась за запрет предыдущих шествий легионеров Ваффен СС в 2011 и 2012 году. В нынешнем году заявки на проведение акций подали сразу несколько организаций, как ультраправого, так и антифашистского толка.

Между тем, на прошлой неделе произошло событие, которое осветили все центральные российские и западные СМИ, и которое, несмотря на кажущуюся удалённость от темы правого радикализма и ревизионизма в Восточной Европе, имеет к ней куда более близкое отношение, чем это может показаться на первый взгляд. Экс-президент Польши Лех Валенса выступил против засилия гомосексуалистов в польских СМИ и политике. «Я не хочу, чтобы это меньшинство, которое я не принимаю, выходило на улицы и пудрило головы моим детям и внукам. Гомосексуалисты должны знать, что они меньшинство, и должны привыкнуть к малому, а не подниматься высоко, получать прайм-тайм, устраивать большие провокации, теснить остальных», - заявил Валенса. Он также выразил мнение о том, что гомосексуалисты не должны сидеть в первых рядах в парламенте, и их место ? на скамьях подальше от трибуны или вовсе за стенами сейма. Разумеется, после этого заявления Валенса подвергся массированной критике со стороны приверженцев европейской толерантности.

Общеизвестно, что Польша - консервативная страна, в частности, в польской политике до сих пор значительную роль играет костёл. Польское население в массе своей относится к гомосексуалистам резко негативно.

В частности, Лех Качиньски, объявленный польскими патриотами едва ли не святым, занимая в прошлом пост мэра Варшавы, запрещал в польской столице гомосексуальные акции, за что ему неоднократно предъявлялись претензии из Брюсселя. Это касается и других европейских стран - в частности, Венгрии с её крайне консервативной политикой правящей партии «Фидес» и премьера Виктора Орбана.

Известно, что ЕС крайне трепетно относится к проблемам носителей нетрадиционных сексуальных пристрастий. Помимо того, что многие еврочиновники сами являются гомосексуалистами, права этой социальной группы являются важным пунктом в идеологическом фундаменте Евросоюза. Гомофобия - не просто социально нежелательное явление: она карается. То же самое касается и нацизма - вряд ли можно представить, например, в Париже, демонстрацию ветеранов дивизии СС «Шарлемань», которые заявляли бы, что они просто сражались против коммунизма и за независимость своей родины.

Однако в Восточной Европе гомофобия позволительна, а пропаганда нацизма в некоторых странах даже приветствуется. И помимо дежурной критики, никаких конкретных мер Брюссель против этих явлений не принимает. Глава израильского Центра Визенталя Эфраим Зурофф заявлял, что латвийские власти, периодически обрушивающиеся с репрессиями на советских ветеранов, за все годы независимости Латвии не наказали ни одного нацистского преступника. Брюссель со своей борьбой с отрицателями холокоста в лучшем случае ограничивается вялой критикой.

При всей видимой заинтересованности Западной Европы в развитии экономических отношений с Россией, она также заинтересована в том, чтобы Восточная Европа оказывала на эти отношения давление, достаточное для того, чтобы Москва в диалоге с Брюсселем раз за разом оказывалась в максимально неудобном для себя положении. Европейская толерантность, столь беспощадная в Берлине и Париже, оказывается крайне избирательной, когда речь идёт о Варшаве, Вильнюсе и Риге. А ведь западноевропейцам ничего не стоит напомнить своим восточным подельникам о том, кто их кормит. Но пока та роль, которую играют бывшие республики СССР и его союзники, превратившиеся в идейных врагов России, востребована, бывшие эсэсовские каратели будут продолжать маршировать по улицам прибалтийских столиц. Да и на не слишком трепетное отношение к гомосексуалистам Брюссель также будет закрывать глаза.