Генерал-лейтенант Андрей Власов и мой отец гвардии рядовой Феоктист Бондарев - однополчане

   Моему отцу везло в военной службе  -  где он только не воевал. В 17-летнем возрасте в партизанском отряде на Алтае против армии Колчака в 1918-1919 годах, с 1920 по 1924 в Первой Конной армии участвовал в польском походе и штурме Перекопа, а в последней войне на Волховском фронте во 2-й Ударной армии, в том числе в те три месяца, когда вместо заболевшего командарма ей командовал генерал Власов. Его привезли в эту армию, когда узкое горлышко котла под Мясным Бором, где с самого начала операции воевал папа, ещё не передавили. Так что из самого грандиозного окружения Власов и отец выходили одновременно, но раненный боец в числе девяти тысяч уцелевших из 340 тысяч вышел с раненым же командиром на плечах в район Ржева, а генерал Власов - по другую линию фронта. Папу принял госпиталь, Власова - лагерь.

   Это невольное "боевое братство" заставило меня всю жизнь собирать любую информацию, появлявшуюся в нашей печати о генерале Власове. В советские годы любые публикации о нём начинались со слов: "генерал-предатель" и отличались лишь мелочами. Но сравнительно недавно об этом папином сослуживце, коего он никогда не видел, появилась и другая информация. Предлагаю вашему вниманию заметку в газете "АиФ" №9, 2009 года под заголовком: 

          Генерал Власов - Штирлиц и никого не предавал?

    В селе Ломакино Нижегородской области создаётся дом-музей Андрея Власова, генерал-лейтенанта Красной  армии, ставшего впоследствии руководителем Русской освободительной армии(РОА), воевавшей в составе вооружённых сил нацистской Германии.

   Недавно нижегородский частный предприниматель купил деревянный дом, в котором родился и вырос генерал Власов, у его дальней родственницы, 85-летней пенсионерки. По условиям сделки она до конца жизни будет жить в том доме. В дальнейшем здесь разместится музей.

                                   Т а й н ы й  з а с л а н е ц

   Когда инициатора этой акции спросили - заслуживает ли генерал Власов музея, он ответил, что когда-нибудь откроют архивы, предадут огласке материалы закрытого суда, и тогда мы узнаем всю правду. Но каким бы ни оказался итоговый взгляд на личность генерала Власова, он - заметная фигура в истории Второй мировой войны, и людям интересно всё, что связано с его жизнью.

   В советские годы его имя было синонимом понятия "предатель". Один из самых успешных полководцев Красной армии, попав летом 1942 г. в окружение, оказался в плену.

   Вскоре Власов возглавил Русскую освободительную армию. В мае 1945 г. дивизии РОА попали в плен: отряды Смерша расстреливали власовцев, а американцы выдали их СССР. По приговору военной коллегии Верховного суда СССР 11 генералов РОА, и в их числе Власов, были повешены в 1946 г.

   В прежние времена звучала "единственно верная" точка зрения, о других мнениях даже не догадывались. Между тем у генерала Власова оставались родственники и земляки, отнюдь не так однозначно осуждавшие его. 

   Среди ломакинцев популярна версия: генерал Власов был не предателем, а глубоко законспирированным разведчиком. И определённая логика у этой версии есть.

   Известно, что Сталин высоко ценил Власова как смелого и умного полководца. Он лично вручал талантливому военачальнику орден Ленина.

С ведома Сталина в 1938 г. Власов (тогда ещё полковник) был направлен в Китай военным советником генералиссимуса Чан-Кайши. Обычно советских разведчиков, общавшихся за рубежом с резидентами иностранных спецслужб, по возвращении ожидало обвинение в шпионаже и отправка в ГУЛАГ. С Власовым, однако, этого не произошло: вместо репрессии - очерередной карьерный взлёт.

   После того как генерал Власов вышел из окружённого Киева и через тыл фашистов пробился к своим, Верховный главнокомандующий поручил ему возглавить 20-ю армию. Располагая всего 15 танками, его бойцы отбросили немцев от Солнечногорска и продвинулись на сто километров к западу. Тогда Андрея Власова называли спасителем Москвы.

   В 1942 г. Сталин даёт Власову новое назначение: возглавить 2-ю ударную армию Волховского фронта, оказавшуюся в "котле" под окружённым Ленинградом. Одновременно он получил статус заместителя командующего фронтом. На новое место службы его привезли Берия и Ворошилов. Для версии "Власов-Штирлиц" это довод в пользу особых полномочий "генерала-предателя"

   Власов находился в непростых отношениях с нацистскими военачальниками, не раз критично высказывался о политике фашистов (например, осуждал убийства мирных граждан и геноцид евреев), не носил немецкую военную форму, предпочитая "сталинский" френч. А в момент передачи американцами генерала Власова советским союзникам в его нагрудном кармане лежали сохранённые за три года службы у немцев билет члена ВКП(б) и расчётная книжка командира Красной армии.

   Соединения власовцев не были противниками Красной армии. Они сражались в основном на западном фронте с союзниками и...с нацистами, освобождая Прагу.

   После оглашённого в советской прессе предательства Власова его родственников почти не коснулись репрессии. Лишь первая жена да мачеха недолгое время отсидели в тюрьме. Всех остальных родственников - а это почти всё село Ломакино, имевшее в войну три сотни дворов, - не тронули. Не был арестован и отец, который, правда, так переживал позор сына, что слёг и вскоре умер.

                                        П о в е с и л и  н е  т о г о ?

   Да и был ли Власов, как сообщалось в прессе, казнён?

   Внучатая племянница генерала Нина Строева передала землякам слова легендарного лётчика Александра Покрышкина, общего для неё и генерала Власова родственника. Трижды Герой Советского Союза хорошо знал Андрея Власова. Он присутствовал на казни и утверждал, что под именем Власова повесили низкорослого мужичка, хотя генерал отличался богатырской фигурой - рост его был около двух метров.

   72-летний житель Ломакина Роман Коннов, родственник первой жены Власова, вспоминает рассказ односельчанина Петра Рябинина, который часто ездил к дочери на Дальний Восток. Однажды в 60-е годы на сцену клуба вышел с аккордеоном Власов (землякам было известно, что он с удовольствием играл на баяне). "Андрей! - не выдержав, крикнул Пётр. - Я ломакинский!" Артист смутился, побледнел и скрылся за кулисами. Но таких свидетельств, конечно, недостаточно, чтобы пересмотреть судьбу и роль в истории генерала Власова.

 

                              Савелий Кашницкий