ПРЕЗИДЕНТ И ЕГО БЮРОКРАТЫ

Президент и его бюрократы

Год, прошедший после победы Владимира Путина на выборах главы государства, не сделал жизнь россиян проще и понятнее. Стабильности не прибавилось, напротив, неуверенность охватила высшие эшелоны власти. Эксперты на заседании Политклуба "Росбалта" не смогли придти к единому мнению относительно решений, принятых Путиным за последний год, зато констатировали, что элиты замерли в ожидании.

 

Высшие слои надеются, что перемены в стране – лишь видимость. Между тем, изменение политического климата вполне может спровоцировать как бунт правящего класса, так и привести к его пресловутой "национализации элит", вплоть до устранения сомневающихся.

 

Некоторые эксперты, которых в СМИ принято называть "лояльными Кремлю", подводя итоги первого года после президентских выборов, уверенно говорят, что Владимир Путин продвигается в направлении, заданном им в рамках предвыборной кампании. Причем социология (по данным как ВЦИОМ, так и менее комплиментарного в отношении власти "Левада-Центра") подтверждает, что большинство населения пока в целом поддерживает президента. Хотя люди и склоняется все чаще к заявлениям о том, что голосовали за него не от большой любви, а от "безнадежности" и в связи с "отсутствием альтернативы".

 

Однако в целом позитивные оценки деятельности Путина не отменяют проблем, стоящих перед ним в начале его третьего срока. В частности, по мнению главреда "Русского журнала" Александра Морозова, одна из серьезных проблем нынешнего президентского срока Владимира Путина, которую он не в состоянии сегодня решить, — кадровая.

 

Эксперт отметил, что он видит две главные тенденции, особенно четко проявившиеся за последний год. Первая, это, безусловно, реализация весьма противоречивой политики, которая в другой ситуации привела бы любого правителя к быстрому уходу с политической сцены. Речь идет об одновременном подавлении оппозиции, борьбе с бюрократией и проведении непопулярных реформ.

 

Вторая – полное отсутствие у Владимира Путина кадрового резерва. "Однокурсники закончились", и в связи с этим, президент вынужден набирать новых людей, которые слетают со своих постов со скандалом в очень короткие сроки, не сумев договориться с местными элитами, как это было с бывшим губернатором Иркутской области Дмитрием Мезенцевым.

 

Так что, по мнению Морозова, первый год нынешнего президентства Владимира Путина "отмечен тем, что у него нет своих людей и, видимо, уже не будет".

 

 

Фото Евгения Шабанова

 

 

 

В свою очередь журналист Михаил Фишман полагает, что, начиная с конца 2011 года,  "события развиваются неожиданным образом для Путина".

И даже подавление протестов против власти – это всего лишь ответ на происходящее. В итоге, даже наступательные действия президента, по сути, оборачиваются отступлением.

 

При этом попытки вновь оседлать ситуацию, начав определять повестку дня, ни к чему не приводят, поскольку, как предположил Фишман, "людей, способных услышать Путина, в принципе нет".

 

Политолог Валерий Хомяков в ходе дискуссии обратил внимание на недавнее заявление миллиардера и политика Михаила Прохорова. Напомним, что лидер партии "Гражданская платформа" в своем блоге отметил, что Владимир Путин утратил роль лидера общественных процессов.

 

По мнению Хомякова, главным, что действительно характеризует прошедший год, стало  появление нового субъекта, который "диктует повестку дня". И это некая новая социальная группа. В то же время, как признак прошедшего года, эксперт отметил "создание негативного фона" для функционирования госинститутов, в первую очередь, правительства и парламента, на фоне которых особенно хорошо смотрится, естественно, лично Путин.

 

В свою очередь президент Института стратегических оценок Александр Коновалов констатировал, что, судя по делу "Оборонсервиса", реальная борьба с коррупцией в прошедшем году так и не началась. Зато вынужденность действий Путина в отношении экс-министра обороны Анатолия Сердюкова очевидна.

 

По мнению эксперта, это значит, что сегодня есть силы, которые могут Путину что-то предъявить и вынудить президента к каким-то действиям. Иначе говоря, он уже не вполне самостоятелен в своих решениях.

 

Кроме того, Коновалов напомнил, что именно за прошедший год был разрушен один из базовых принципов российской властной системы, скреплявший ее прежде: "безопасность в обмен на лояльность". И это утверждение ни у кого противоречий не вызвало. Напротив, участники Политклуба "Росбалта" практически единогласно пришли к выводу, что угроза "национализации элит" уже пробуждает в правящем классе ропот. Так что ошибочно думать, что правящий класс сломлен, и внутренне уже согласен с происходящими в России переменами.

 

Поэтому в ближайшие месяцы (как минимум, до сентябрьских региональных выборов) именно взаимоотношения Путина и бюрократии станут наиболее важными.

 

Сможет ли президент "переломить" правящий класс? Или будет найден устраивающий всех компромисс, а "национализация элит" останется лишь лозунгом? Или, наконец, элиты взбунтуются? Это пока и является главными вопросами, на которые так и не родилось четкого ответа за первый год, прошедший после победы Владимира Путина на президентских выборах.

 

Иван Преображенский