Божий промысел

На модерации Отложенный

Единого определения любви нет даже среди общепринятых толкований этого слова. И каждый человек имеет еще и свое собственное понимание того, что же есть любовь. Для меня, например, совершенно очевидно, что это божий промысел. Не могу сказать, что я религиозна, но верю в высшие силы и в судьбу. Так вот, если судьба уготовила человеку предназначение, возложила на него миссию, она найдет способ заставить его действовать в нужном ей направлении, как бы сам он ни стремился к иным целям. И самым мощным стимулом здесь будет любовь.

Я никогда не мечтала о большой, светлой и романтичной любви, о высоких чувствах. Рано познакомившись с содержанием «Евгения Онегина» и «Анны Карениной», я сделала для себя вывод, что любовь до добра не доводит. Тем не менее, выйти замуж я хотела всегда. И мотивация у меня была очень простая – чтобы не работать. Это было моей мечтой еще с детсадовского возраста. Я ненавидела рано вставать и идти куда-то, где меня будут заставлять делать не то, что мне хочется и не тогда, когда мне хочется. Лени во мне не было абсолютно. Скорее наоборот, в голове всегда кипела целая куча идей, которые хотелось немедленно реализовать. А тут, то в школу иди, то уроки делай. Творческий склад личности проявился у меня очень рано, и я терпеть не могла посторонних вторжений в мое собственное время и пространство. Поэтому я твердо решила, что работать не буду никогда. Много позже, хороший астролог сказал мне, что все хорошее, что у меня будет в жизни, будет на работе и благодаря работе. Но тогда я этого не знала.

Человека, ставшего моей судьбой, я впервые увидела, когда мне было 13 лет. Мы с бабушкой часто ходили на ипподром, она обожала скачки и всячески пыталась увлечь ими и меня. Я занималась конным спортом и лошадей любила, как впрочем, и всех других животных. Но глубокого интереса не возникало. Сейчас мне даже страшно подумать, что я могла прожить жизнь, так и не открыв для себя этот потрясающий скаковой мир. Но судьба послала мне встречу.

В день больших призов я увидела жокея, который шел на награждение после победы. Сразу обратила внимание на его лицо. Красивым его нельзя было назвать, но благородные черты и выразительная мимика выделяли его среди многих других. С первого взгляда было понятно, что это незаурядная личность. У меня сразу возникли две ассоциации, с моей лучшей подругой Олей и с Майей Плисецкой. Особого сходства между всеми этими лицами не было, кроме одного – линии спинки носа и характерного выреза ноздрей. Именно такие носы мне до сих пор кажутся самыми красивыми. И это еще больше усилило общее впечатление. До этого я сотни раз видела процедуру награждения на ипподроме, перед моими глазами прошли все знаменитые тренеры и жокеи, но я смотрела только на лошадей, ставших победителями. В этот раз все было иначе. Я увидела лицо, и у меня моментально возник интерес к человеку. Именно интерес и больше ничего. Это был третий инсайт в моей жизни.

Я взяла программу скачек и прочитала фамилию. А дома просмотрела подшивку журналов «Коневодство и Конный спорт» и увидела статью про этого жокея. Из нее я узнала, откуда он родом, кто его родители, как он пришел в профессию, и как складывалась его карьера. В 21 год парень входил в число лучших жокеев страны. Не знаю, почему у меня не возникло желания познакомиться и пообщаться. Бабушка запросто могла это устроить, поскольку знала всех тренеров и на любом отделении была желанным гостем. С позиции моих теперешних профессиональных знаний по психологии могу предположить, что Анна Каренина и Татьяна Ларина наложили табу на мое стремление к любви. Однако, интерес к этому человеку у меня не пропал. Наоборот, он рос и развивался. Я стала ходить на скачки регулярно. И не на трибуну, а в падок. Там можно было близко видеть  лошадей и жокеев. И чем больше я ходила туда, тем больше хотелось мне узнавать о лошадях и скачках. Я чувствовала, что все скаковые люди живут только своей работой. И оба мои интереса слились воедино. Я поняла, что человек живет в мире скачек и стала стремиться туда сама.

Все мои прежние увлечения постепенно уступили место скачкам. Еще остались собаки и конный спорт. Остальное меня уже не интересовало. Я стала ходить на проездки, познакомилась с такими же любителями, общалась со многими тренерами и жокеями. Но только не с этим. Думаю, интуиция подсказала мне, что в свои 13 лет я не заинтересую всерьез парня, которому за двадцать.  Однако, я не переживала по этому поводу. На зиму скаковых лошадей увозят с ипподромов в конные заводы. На юг, там теплее. С ними уезжает и тренперсонал. Из года в год я видела предмет своего интереса с середины апреля, до конца сентября. Зимой я не скучала, но и не забывала его. Однако, у меня и в мыслях не было связать с ним свою жизнь. И по прежнему, я не собиралась работать. Хотела выти замуж и быть домохозяйкой. Но высшее образование решила получить.  Казалось бы, логичнее всего мне было бы выбрать Тимирязевскую или Ветеринарную академию. Но я хотела иметь 3 в одном: биологию, психологию и английский язык.

Это была спецгруппа МГПИ.

И вот, став студенткой, я решила познакомиться. Уже достаточно давно ловила на себе его заинтересованные взгляды, и решила продвинуть дело. Для меня это было как игра. Интересно, как среагирует, что скажет. Поэтому я и не стала искать каких-то окольных путей. Ну как будет, так и будет. Что я потеряю. Решила знакомиться «в лоб». Я подошла и спросила, не нравлюсь ли я ему. Несмотря на то, что я точно знала, что нравлюсь, ответ ожидала услышать отрицательный. И заготовила убойную фразу, на этот отрицательный ответ. Но он сказал: «Да», и я растерялась. Все пошло не по плану. Он сказал, что завтра уезжает на международные скачки, попросил мой телефон и обещал позвонить, когда приедет. И не позвонил. Однако, я не расстроилась, скорее даже наоборот, обрадовалась. Поняла, что для него это серьезно и нужно время. Забыла сказать, что еще я всегда очень интересовалась психологией и чувствовала в себе способности к ней. Как в научном, так и в практическом смысле. И мне очень пригодились они, когда на протяжении ряда лет, мне приходилось анализировать поступки этого человека, делать выводы и строить собственную линию поведения. Как же это было интересно! Сколько удовольствия я получила от этого!

У большинства жокеев сложные характеры. Сказывается жесткая необходимость держать вес. Причем это не борьба с лишними килограммами, а стремление иметь минимальный для себя вес. Но мне «повезло» особенно. В 9 лет человек тяжело пережил развод родителей, а потом еще и предательство любимой девушки. И случилось это буквально сразу после того, как я впервые увидела его. То есть судьба убрала от него то, что было не его. Однако, самолюбие было так сильно уязвлено, что он вместо того, чтобы успокоиться и разобраться в себе женился «по залету» на  женщине, которую так и не смог полюбить. Но не признавался в этом себе. Потому что не хотел больше любить, боялся повторного предательства. Этот страх жил  глубоко в бессознательном, и бороться с ним мне было очень трудно. Зато интересно. Этот интерес меня и спасал. Любая неординарная творческая задача всегда отключает у меня ненужные эмоции и заставляет концентрироваться на конечной цели. Иначе, я бы не выдержала.

Когда мужчина не любит тебя, это сразу чувствуешь и успокаиваешься на его счет. Но тут вся тяжесть ситуации заключалась именно в любви. Именно она и была главным препятствием для нормального развития отношений.  Я знала это наверняка, а он нет. И объяснить это напрямую было нельзя. Слишком большой риск все испортить. Спасло меня то, что у нас было общее дело и общая любовь к лошадям и скачкам. Когда в России наступила послеперестроечная смута, коневодство было на грани гибели. Государственные конные заводы разваливались, а частных еще не было. Многие конники уехали тогда работать за границу. А те кто остался, начали предпринимать судорожные попытки для спасения дела своей жизни. Для возможности жить в своей стране и работать по профессии. Мы собирались, обсуждали, что можно сделать, писали письма в разные инстанции, встречались с людьми, имеющими деньги и пытались убедить их заняться коневодством.  Я посылала статьи во все газеты и журналы. Их не печатали. И тогда я написала М.С.Горбачеву. Он ответил мне лично. Этот ответ до сих пор хранится у меня. Что бы ни говорили про нашего первого Президента, я всегда считала его порядочным человеком и считаю до сих пор. И на всю жизнь сохраню благодарность ему.

Сколько потом я обращалась к другим президентам по другим вопросам, все как об стенку горох. А Горбачев помог мне реально. Хотя я тогда была всего лишь аспиранткой ВНИИ коневодства. Он попросил тогдашнего министра сельского хозяйства выслушать меня на личном приеме, а главных редакторов центральных газет опубликовать мои статьи. Это были «Правда», «Известия», «Сельская жизнь» и ряд других. Все это было сделано немедленно, и лед тронулся. Нашу отрасль и сейчас еще постоянно штормит и кидает из стороны в сторону. Но тогда она выжила и на протяжении многих лет доказала свою жизнеспособность в новых экономических условиях. Общая опасность сближает людей. Так произошло и с нами.  Из-за большого количества работы и нервотрепки,  было не до личных отношений, не до разборок и не до выкрутасов. Мы вместе боролись за профессиональное выживание и победили. А в процессе этого и отношения вошли в нужное русло. Конечно, это далеко не все. Если описать эту историю целиком, получится роман. Я только хотела сказать, что по жизни меня вела судьба. Исподволь она дала мне все необходимые знания и двигала именно к той деятельности, которую уготовила для меня. Сейчас я просто не могу представить себя неработающей домохозяйкой. Именно они делают массу скучной, бесполезной и неблагодарной работы. Не принадлежат себе и стиснуты жестким временным графиком. А я имею то, к чему всю жизнь стремилась – интересное, любимое дело и полную творческую свободу. А в дополнение еще и отличную семью.