Дети стали жертвами родительских амбиций -
В погоне за успехами в спорте или учёбе, родители часто калечат судьбы и здоровье собственных детей. Как защитить детей от столь жестокого воспитания? Это и многое другое Владимир Соловьев и адвокат Шота Горгадзе обсудили со слушателями "Вестей ФМ" в программе "Полный контакт".
Горгадзе: Когда я готовился к сегодняшнему эфиру, у меня было несколько тем, на которые я хотел бы поговорить. Но перебило все тема, которая родилась совершенно внезапно вчера. Я разговаривал с одной родительницей юной спортсменки, которая мне сказала, что тренер посадил дочь на диету, потому что скоро соревнования, и она вот уже третий день следит за этой диетой, заставляет дочь ее придерживаться. Но что-то она начала себя плохо чувствовать и неважно выглядит. Мол, можно каким-то образом все-таки поговорить с тренером, чтобы разрешила немного послабления. Я, заинтересовавшись, решил узнать, а что за диета. Я сейчас озвучу то, что можно 12-летнему ребенку, и так должна эта девочка питаться в течение недели накануне соревнований: утром - полстакана томатного сока, кусок черного хлеба, в обед - полный стакан томатного сока, ужин - либо полстакана томатного сока, либо полстакана кефира - при шестичасовых тренировках. Почему я об этом сегодня заговорил?
Соловьев: В 12 лет?
Горгадзе: 12 лет девочке.
Соловьев: Это просто голодание.
Горгадзе: Это мало того что голодание, это, по-моему, просто...
Соловьев: При голодании запрещается заниматься тяжелой физической нагрузкой.
Горгадзе: Ну, объясните этому именитому тренеру, не хочу ее называть, у всех на слуху эта фамилия, и вид спорта не хочу называть, но...
Соловьев: А у девочки избыточный вес?
Горгадзе: Да ну какой избыточный вес! Тростинка.
Соловьев: Да они же ее убьют.
Горгадзе: Владимир, вот если в один прекрасный день я вдруг открою рот и начну говорить то, что я вижу, слышу чуть ли не ежедневно, либо моя голова полетит, либо полетят головы среди спортивных элит. Раз уж задали спортивную тему, то и начну сегодняшний рассказ именно с этого. Я задал себе вопрос: ладно, тренер, тренер - совершенно чужой, посторонний человек, которому нужно добиться определенных регалий за счет этого ребенка. Ребенок победит, тренер станет заслуженным и будет чувствовать себя в шоколаде. Но родители куда смотрят?! Куда на сегодняшний день смотрит мать, которая четвертый день кормит по этой, так называемой, диете ребенка?
Соловьев: А ребенок сколько потерял в весе за это время?
Горгадзе: Я не знаю, сколько ребенок потерял, но я на секундочку просто себе представляю состояние ее желудка...
Соловьев: Есть медицинские противопоказания по проценту потери веса от массы тела.
Горгадзе: Плевать они на это хотели! А когда в одном из видов спорта накануне турнира тренер давала, по-моему, в Челябинске это было, горсть таблеток, говоря: "Деточка, скушай витаминки". А это был "Фуросемид" - сильнейшее мочегонное, ребенок скидывал несколько килограммов просто накануне соревнований, не понимая, что глотает.
Соловьев: Да, но "Фуросемид" вымывает соли из организма.
Горгадзе: Да, это все не так важно, Владимир. Это все не так важно, важно выступить на соревнованиях!
Соловьев: У людей, которые используют фуросемид, начинает сводить мышцы...
Горгадзе: Кого это волнует?
Соловьев: Меня!
Горгадзе: Да, и меня тоже волнует. Но, к сожалению, это не волнует очень многих тренеров и очень многих родителей. Так вот, что я хочу сказать, почему я начал с этого...
Соловьев: Мочегонное вообще запрещено в спорте.
Горгадзе: Да много чего запрещено. И бить детей запрещено.
Соловьев: То есть их еще и бьют?
Горгадзе: Смешно.
Соловьев: Если бы до моего ребенка дотронулись, я пошел бы и убил.
Горгадзе: И правильно бы сделал. Только проблема заключается в том, что подавляющее количество родителей, фанатеющих от того или иного вида спорта, извиняются перед тренером за то, что их ребенок его разозлил и не был достоин этого великого и замечательного тренера. Увы, это наши сегодняшние реалии, я с этим сталкиваюсь как адвокат из раза в раз. Ко мне обращаются и из силовых видов спорта, и достаточно грациозных женственных видов спорта с просьбой помочь в каких-то ситуациях. И когда все это слушаешь, начинают сначала вянуть уши, а потом возникает возмущение не по отношению к тренеру, не по отношению к той системе, которая выстроена в той или иной школе, а по отношению к родителям, которые кладут на жертвенный алтарь своего собственного ребенка во имя достижениях каких-то целей. Я бы сказал даже больше, они таким образом через своих детей реализовывают свои недополученные регалии, мечты, потому что, как правило, мама, которая согласна сажать ребенка на диету из половины стакана томатного сока, сама весит килограммов под двести, как правило, и ни в чем себя не ограничивает.
Соловьев: Ужас какой.
Горгадзе: Так вот, мы очень часто сегодня говорим о таком великом зле, и чуть ли не готовы свернуть шею тому, кто лоббирует эту тему, демонизируя ювенальную юстицию. Ты знаешь мою позицию, я не сторонник ювенальной юстиции в той форме, которую предлагают внедрить по западным моделям. Совершенно нет. Мне противна сама мысль стукачества детей по отношению к родителям, мне противна сама мысль ограничения родительских прав, если вдруг родитель не пустил ребенка поиграть во дворе, а заставил делать его уроки. Это все перегибы, которые совершенно не нужны нашей стране и нашей системе семейных ценностей. Но когда я слышу о таких родителях, у меня возникает вопрос: а что, вообще, должно остановить человека, если у него нет ни моральных, ни нравственных тормозов и элементарно отсутствует инстинкт материнства? Мы очень часто рассматриваем огромный пласт родителей, которые пьют, которые ведут асоциальный образ жизни, и, обращая внимания на эти семьи, мы ограничиваем их в родительских правах, мы совершенно справедливо забираем ребенка с помощью органов опеки и попечительства, мы помещаем их в медицинские учреждения. Но мимо наших глаз проходит огромный пласт благополучных семей, родителей, фанатеющих либо от спорта, либо от учебы. -
Комментарии