достучаться до "небес"

На модерации Отложенный

Народная мудрость гласит : « Скажи мне , кто твой друг , и я скажу , кому ты его закладываешь » .   Информаторы , агенты , сексоты , доверенные лица , стукачи , барабаны – в общем , как их ни назови –суть одна , существовали на нашей грешной  планете испокон веку.

Стучать на себе подобного человек начал практически одновременно с появлением речи . Более того , вполне возможно , что первая попытка членораздельно изложить свои мысли связана как раз с необходимостью заложить ближнего.

            Шли века , сменялись эпохи , на смену одному социальному строю приходил другой . Неизменным оставалось только одно – стук – стук – стук … Да и как могло быть иначе , если одни всегда желали знать , чем дышат другие . В родном непредсказуемом отечестве – особенно.

            Основной средой , из которой сотрудники правоохранительных органов черпают свою агентуру , была и есть уголовная. Хотя , конечно , это зависит от специальности  милиционера. Взять хотя бы  участкового инспектора  .  Так для него лучшая агентура – это активисты – пенсионеры, стучащие своему участковому на всё и вся. И ведь не за страх работают , а за совесть , свято веря , что выполняют свой гражданский долг .

            Обо всёх мало – мальски любопытных событиях , случившихся по соседству , доносят участковому обитающие на его территории бомжи. Эти вообще готовы заложить кого угодно , кому угодно и когда угодно , лишь бы только их не сгоняли с нагретых и насиженных мест.

            Следующими в милицейском табеле о рангах стоят рядовые опера , пашущие « на земле » ,- основа основ уголовного розыска. У них в агентах , как правило , продавцы коммерческих палаток , хозяева  дешёвеньких питейных заведений , гуртующиеся на их  территории таксисты  ну и , разумеется , мелкая  местная уголовная шушера.  Вот они-то как раз постукивают « за страх» - у кого рыльце в пушку , и « компра » об этом хранится до поры до времени у опера в загашнике, а кто просто не хочет навлечь на себя гнев   « начальника » . В общем , люди в основе своей никчёмные , но – полезные.

            Иной раз , впрочем , и среди них попадаются золотые самородки , в смысле –                              « козырные барабаны » .    Так , например , именно благодаря информации , полученной простым отделенческим опером от своего агента , в своё время была раскрыта целая серия разбойных нападений на ветеранов Великой Отечественной войны, у  которых преступники забирали  ордена и медали.

            На следующей ступеньке иерархической оперской лестницы – сыщики районных и городских отделов внутренних  дел. У них с агентурой отношения уже несколько другие. В первую очередь это связано с тем , что в данных подразделениях у  сотрудников существует достаточно узкая специализация . То есть опера УБЭП занимаются исключительно преступлениями в сфере экономики  , оперативники ОБНОН сосредоточены на  наркоторговцах и наркоманах , а сыщики уголовного розыска распределены , в зависимости от ранга управления , по группам или отделам , работающим по своим направлениям :  мошенничество , карманные кражи , квартирные грабежи , убийства и т.д. В зависимости от разрабатываемой клиентуры у каждого из этих  оперов формируется и свой круг информаторов.

            Особняком в вышеупомянутом списке стоят оперативники региональных управлений по борьбе  с организованной преступностью . Связано это с задачами , которые  ставятся перед ними . Дело в том , что опера этого направления работают в основном  не по раскрытию уже совершённых преступлений , а по их предотвращении.

Соответственно поставленным задачам вербуется и агентура . То есть помимо обычных информаторов , какие имеются у каждого  уважающего себя опера , на них работают и определённым  образом обработанные активные члены  организованных преступных группировок  . И здесь  начинается самое интересное.

            Согласно действующему законодательству и существующим в системе МВД , секретным инструкциям  и приказам , регламентирующим работу с  агентурой , опер под страхом уголовной ответственности  не имеет права давать « добро » своему агенту на совершение преступления.

Но с другой стороны, опер же не может сказать своему агенту : «Вася ,ты  объясни браткам , что не имеешь права ехать с  барыги  бабки  выколачивать , потому что ментам  стучишь ! »  Конечно , Вася , особенно по причине полной отмороженности , подобное брякнуть и может . Только  вот сколько он после такого откровения  проживёт ?  А оперу – то надо , чтобы его агент ещё жил и  жил , работал и работал . Вот он и крутится – вертится , чтобы и информатора не потерять , и самому на нары не угодить ,  чтобы было что начальству показать .

            Помимо рядовых братков с оперативниками  не чураются сотрудничать и криминальные    « авторитеты », и  даже воры в законе . По некоторым неофициальным  данным , в той или иной степени постукивают друг на друга более половины лидеров преступного мира. Разумеется , большинство из них  , контактируя с сыщиками ,  преследуют свои собственные интересы. Кто – то  закладывая коллегу , пытается руками милиции избавиться от  конкурента , кто – то таким образом пробует решить какие – то другие свои проблемы , но   факт   тем   не   менее   остаётся   фактом – барабанят  паханы   « по – чёрному »   .    А грамотные сыщики этим , естественно пользуются.

            Так , например , в своё  время во многом именно благодаря внедрённой агентуре была почти полностью разгромлена одна достаточно известная столичная преступная группировка . Причём  информаторы были введены в ОПГ с помощью  бандитского агента , который ещё раньше был внедрён в эту группировку конкурирующей бригадой. Разумеется , ни о своих информаторах , ни тем более о помощи бандитов  сыщики в победных реляциях  не распространялись . Наверное , потому , что не всегда всё бывает в оперской жизни гладко и безмятежно .

            Несмотря на то что на дворе стоит ХXI  век , борцам с преступностью по – прежнему приходится жить по  законам минувшего столетия . В отношении агентурной работы это теоретически  выглядит так :  каждому сыщику сверху опускается план по вербовке , который ему необходимо  выполнить . Получив  руководящий циркуляр , опер в указанные сроки обязан завербовать требуемое количество информаторов. При этом на каждого завербованного  требуется завести агентурное дело , присвоить ему псевдоним, после чего начать регулярно получать от него донесения , причём  исключительно в письменном виде. В зависимости от поголовья агентов опер получает на руки  некоторую сумму на оперрасходы , из которой полагается  вознаграждать информаторов за их нелёгкий труд.

            На практике взаимоотношения между опером и его агентом строятся совсем иначе. Начать с того , что лучших  своих информаторов уважающий себя и своё дело сыщик оформлять ни за что не будет . А уж о получении от них письменных донесений речи и вовсе быть не может .

            В реальной жизни всё происходит примерно так.  Встречаются в условленном  месте , переговорят и разбегаются . Агент  отправляется по своим делам , а опер возвращается в контору . Там он пишет и подшивает в папочку рапорт о том ,что  « оперативным путём …» и т.д.  После чего специально для проверяющих ваяет ещё один рапорт , в котором источником  полученной информации указывает совсем другого  своего агента , на деле – « пустышку » , но зато  надлежащим образом оформленного . А потом он заставит его написать нужное донесение и даже возьмёт с него расписку . И будет в этих бумажках , что « я ,  псевдоним такой – то » , и что « , я псевдоним тот же , за это  сообщение получил – сумма прописью » . И никак иначе.

            Нормальному человеку , впервые столкнувшемуся с подобными тайнами ментовского двора , всё происходящее напоминает театр абсурда , а  опера -  ничего , привыкли. А всё потому , что с первых же дней своей службы в органах они усвоили , что  работа сыщика оценивается вышестоящим руководством  не по количеству раскрытых преступлений , а  по правильно и вовремя оформленным бумажкам. Это для опера агент , состоящий у него на связи , является живым человеком  со всеми своими  достоинствами и недостатками , а для начальства он – не более чем безликий псевдоним в пыльной папке , стоящей в ряду ещё сотен и сотен таких же.