«Если Баку собьет хотя бы один армянский самолет,

Иван Сухов: «Но и в этом случае будет крайне неосмотрительно для Стамбула не учитывать интересов Армении»

«Стабильность в южно-кавказском регионе крайне хрупка: институционально все без исключения государственные образования региона слабы, а уровень угроз и вызовов, с которыми они могут столкнуться, очень высок». Об этом Vesti.Az заявил  кандидат исторических наук, начальник отдела вещания на Кавказ радиостанции «Голос России» Иван Сухов.

Говоря об азербайджано-российских отношениях, после ухода второй из Габалы, собеседник Vesti.Az отметил, что дело вовсе не в Габалинской РЛС.

«На мой взгляд, РЛС была лишь проявлением общего негативного тренда в российско-азербайджанских отношениях. Этот тренд объясним противоречием экономических и политических интересов: Россия не хочет, чтобы Азербайджан становился региональной державой на Южном Кавказе и не хочет, чтобы он продолжал усиливаться в этом регионе как младший партнер Турции, потому что Россия сама хочет быть для Южного Кавказа главной региональной державой и при всех положительных аспектах в отношениях с Турцией рассматривает последнюю как конкурента.

Россия также хочет быть монополистом поставок энергоресурсов в Европу. Это обстоятельство гораздо в большей степени мотивировало решения августа 2008 года, чем борьба за интересы абхазского и югоосетинского народов. Но итог 2008 года был таков, что Россия, во-первых, не получила в Грузии доступа к контролю над стратегическим транзитом энергоресурсов, а во-вторых, осознала, что ключевая страна в этой схеме поставок – не Грузия, а Азербайджан. Перезамкнуть азербайджанский транзит и экспорт на себя Россия не может – для этого ей не хватает технических мощностей. Это ставит Россию перед очевидной альтернативой – смириться с Азербайджаном как конкурирующим экспортером/транзитером, претендующим к тому же на стратегические для России запасы Центральной Азии, или включить Азербайджан в собственную орбиту. А поскольку последнее едва ли возможно при нынешнем азербайджанском режиме, вырисовывается пока еще довольно смутно осознаваемый и не артикулированный публично интерес к смене режима в Баку», - отметил эксперт.

Комментируя нынешнее состояние Карабахского конфликта, И.Сухов отметил, что состояние конфликта не изменилось существенно с 1994 года.

«До определенного момента Москва, вероятно, рассматривала эту проблему как фактор, позволяющий удерживать в своей орбите влияния и Армению, и Азербайджан. Но очевидный тупик урегулирования привел к тому, что это отношение изменилось. Думаю, сейчас Россия, как и другие страны-коспонсоры процесса урегулирования в рамках Минской группы ОБСЕ, на самом деле заинтересована в поддержании статус-кво.

Примерно в 2008 – 2010 годах пришло осознание, что реальный прогресс в урегулировании в нынешнем формате приведет не к умиротворению, а к обратному результату. Естественно, при дальнейшем ухудшении отношений с Азербайджаном, Карабахская проблема будет, скорее всего, использована как слабое место Азербайджана», - подчеркнул он.

Говоря о Ходжалинском аэропорте, эксперт выразил сомнение в том, что этот объект  действительно начнет эксплуатироваться.

«Если же это произойдет, а Азербайджан собьет хотя бы один самолет, это приведет к немедленной эскалации конфликта в Карабахе, в котором Россия, возможно, и не окажет открытой помощи Армении, но точно не поддержит азербайджанскую сторону. Не исключено даже, что Россия начнет боевые операции на севере Азербайджана, обосновывая это, к примеру, необходимостью борьбы с проникновением в Дагестан боевиков и радикальных проповедников с территории Азербайджана. Это, конечно, маловероятный сценарий, который, бесспорно, немедленно переведет Азербайджан в глазах мирового сообщество в статус страны-жертвы агрессии. Но практически нет сомнений в том, что Азербайджан, если он примет решение сбивать самолеты, окажется в частичной международной изоляции», - подчеркнул он.

И.Сухов также ответил на вопрос: «Может ли Запад гарантировать Азербайджану возврат его территорий, если он решит поддержать Запад в войне против Ирана?».

«Война против Ирана остается под вопросом, но очевидно, что если такая война начнется, она дестабилизирует Южный Кавказ катастрофически. Выигравших на Южном Кавказе не будет. Гарантировать возврат Карабаха и прилегающих территорий Запад едва ли способен, поскольку имеет свои интересы в Армении. Гарантом возвращения территорий теоретически могла бы стать Турция, но ни Россия, ни ЕС, ни США не хотели бы чрезмерного роста и без того усилившейся Турции. В средней и долгосрочной перспективе теоретически можно смоделировать ситуацию, когда Турция окончательно выиграет соревнование с Россией за влияние на Южный Кавказ и станет единственным дирижером региональной политики. Тогда шансы Азербайджана вырастут. Но и в этом случае будет крайне неосмотрительно для Стамбула не учитывать интересов Армении. Боюсь, что в случае поддержки Западу, Азербайджан окажется перед угрозой коллапса. Возможен военный ответ со стороны Ирана. Менее вероятен, но тоже возможен - удар со стороны Армении или как минимум эскалация конфликта в Карабахе. И определенно – потоки беженцев, которые Азербайджан не сможет «переварить», - резюмировал он.

В.Г.