«Утро стрелецкой казни» — картина Василия Сурикова, 1881 год

На модерации Отложенный
 

Творчество Василия Ивановича Сурикова наполнено переломными моментами в судьбе российского народа. Картины Сурикова — это не просто отображение истории страны, это зачастую переживания художника за своё Отечество, это его "эмоции на холсте", как положительные, так и отрицательные.


Василий Суриков — «Утро стрелецкой казни», 1881 год

Тема картины «Утро стрелецкой казни» напрямую связана с событиями, которые происходили в России в конце 17 века. Это подавление царём Петром Первым стрелецкого бунта 1698 года в Москве с последующей казнью мятежников. Работа над этой картиной заняла у Сурикова около трёх лет. Художник закончил её в 1881 году и в том же году, как только картина оказалась на выставке в Санкт-Петербурге, она тут же была приобретена для своей галереи меценатом Павлом Третьяковым, который специально приехал на эту выставку из Москвы.

«Утро стрелецкой казни» явилось самым первым масштабным произведением Василия Сурикова на тему истории России. Художник Александр Николаевич Бенуа отмечал, что это суриковское полотно «гениально передаёт весь сверхъестественный ужас начинающейся петровской трагедии». Суриков задумал писать свою картину, когда ехал из Сибири в Петербург и проездом остановился в Москве. Художник очень впечатлился Москвой. Москва ему понравилась больше Петербурга. Там он и решил написать картину.

На картине «Утро стрелецкой казни» изображено холодное осеннее московское утро на Красной площади, над которой зависло пасмурное небо. В центре картины на фоне храма Василия Блаженного скопилось большое количество людей. Среди них осуждённые стрельцы в белых рубахах (стрелецкое войско петровских времён, которое было создано ещё во времена царя Ивана Грозного). Справа — царь Пётр на коне с ненавистью смотрящий на стрельцов. Взгляд царя очень злой и кровожадный. За ним виднеются установленные виселицы. Вдали над одной из башен кружит вороньё, предвещая скорое начало казни.

Натурщиков для написания картины Сурикову помог найти художник Илья Репин. Для этого Репин с Суриковым ездили на Ваганьковское кладбище к одному рыжему могильщику и уговорили его позировать для картины. Этот могильщик изображён Суриковым на картине в белой рубахе со свечой. Маленькую девочку на переднем плане Василий Суриков писал со своей дочери Ольги. Царя Петра Суриков написал с портрета заграничного путешествия, а костюм художник одолжил у немецкого дипломата Иоганна Георга Корба.

О картине были разные отзывы в своё время. Так искусствовед и литератор В. В. Стасов раскритиковал картину Сурикова в пух и прах. По мнению Стасова на картине Сурикова "отсутствует выражение там, где оно прежде всего требуется (в фигурах старух, матерей стрелецких), а где не надо — присутствует (выражение лица царя Пётра и его слишком надменная поза)". А вот искусствоведу и художнику А. Н. Бенуа картина понравилась. Бенуа назвал творение Сурикова гениальным.

Картина «Утро стрелецкой казни» находится в собрании Государственной Третьяковской галереи в Москве.

https://zen.yandex.ru/hudfund