Как правильно преподавать Ислам?

Президент РФ поручил правительству до 1 августа разработать примерные программы бакалавриата и магистратуры с углубленным знанием истории и культуры Ислама, сейчас каждый ВУЗ формирует перечень исламских дисциплин, исходя из собственного опыта. Сегодня большая часть духовных лиц российского мусульманского мира проходит обучение за рубежом.

— Я думаю, светские университеты должны преподавать Ислам, потому что Ислам это — идеология, политика, политэкономия. Это интегральная доктрина, которая не описывается таким непонятным термином как «религия», особенно религия в понимании современных западных либералов. Ислам представляет собой всеохватывающую, я бы даже сказал не цивилизационную модель, а нечто большее. Цивилизация — это некий уклад воспроизводства культурной и общественной жизни, а Ислам — это динамическое учение, которое может быть использовано как в рамках региона (например, Евразии), так и в рамках общины, которая живёт посреди совершенно чуждого окружения. 30 человек, живущих в Лондоне, могут преподавать Ислам так же, как и Аббасидский халифат, который был от одного океана до другого.

Естественно, что проблемы с подготовкой духовных лиц существуют не только в России, проблемы с исламским образованием существуют всюду, в том числе и в Египте, Саудовской Аравии и т. д., поскольку в последние столетия произошёл ряд деструктивных процессов в исламском пространстве, в результате которого из исламского образования выпали очень важные сегменты, присутствовавшие на начальном этапе.

Ислам оказал огромное культурное влияние на Запад, в частности, революционные просветительские теории XVII—XVIII столетий формировались при прямом участии Ислама.

Это отражается, например, в таких вещах как «Персидские письма» Монтескье и других работах. Я не сделаю открытия, если скажу, что европейское масонство тоже растёт из исламского корня.

К сожалению, в последнее время на передний план выступили другие аспекты, очень негативную роль в этом процессе сыграла Османская империя, создавшая феномен «государственного Ислама». Это сейчас практикуется в России, ещё с лёгкой руки Екатерины, которая переняла опыт враждебного соседа, когда она, решив организовывать образование в имперском формате, создала в Оренбурге Духовное управление, которое стало первым духовным управлением российского Ислама. Это была копия институтов, которые существовали на бюрократической основе в Османской империи. «Государственный Ислам» никакого отношения к Исламу не имеет, он чисто бюрократический, формализованный и ненавистный абсолютно всем. Собственно поэтому в Османской империи и существовало сильное антигосударственное движение среди курдов и арабов, что привело к падению империи в Первую мировую войну. Именно поэтому сейчас Эрдоган не может внушить любви к неоосманскому проекту восстановления.

К сожалению, парадигма Османской империи почти целиком и полностью заимствована Россией. С поправкой на то, что в России подконтрольна не основная, а колонизованная форма — в Османской империи, как мы знаем, христианство было колонизованной формой, а Ислам основной. Никакие углублённые изучения Ислама не достигнут своей цели, если не будет преодолена эта османская парадигма.

Ислам воспринимается как некий опасный зверь или как ядерная энергия в ядре, которую надо держать в лаборатории под контролем. Этот подход контрпродуктивен.

759
6289
81