Скорбная память без срока давности

Корюковка. Сожженный район Клина. Фото А. Корневского, 1947 г.

1-2 марта 1943 года в поселке Корюковка, что на Черниговщине, гитлеровские головорезы расстреляли или сожгли живьём около 7 тысяч женщин, стариков и детей. Они приняли мученическую смерть от рук оккупантов только за то, что оказались в зоне активных действий партизан, возглавляемых дважды Героем Советского Союза легендарным Алексеем Федоровым.

* * *

Не счесть кровавых преступлений, совершенных оккупантами за годы Второй мировой войны на землях Европы и Советского Союза. Зверское обращение с местным населением было нормой их поведения. При этом они осуществили несколько акций массового истребления гражданского населения в самых изуверских формах. От этого зверства у нормального человека в жилах стынет кровь. Мир знает о трагедии чешской деревни Лидице, где оккупанты, обвинив жителей в укрывательстве их противников, казнили 340 человек. Аналогичная участь постигла французскую деревню Орадур, после того как там был убит немецкий офицер. Многие знают и о белорусской Хатыни, где было расстреляно 149 её жителей в связи со смертью немецкого офицера. Но мало кто знает о Корюковской трагедии.

В сентябре 2012 года президент Украины Виктор Янукович подписал Указ «О мероприятиях в связи с 70-й годовщиной Корюковской трагедии». Месяцем позже Верховная Рада приняла постановление «О чествовании памяти жертв Корюковской трагедии во время Второй мировой войны».

* * *

С отступлением советских войск из Черниговщины в начале Великой Отечественной войны обстановка в указанном районе еще долго сохранялась такой, что оккупанты не могли установить свой «порядок». Корюковские леса стали надежным пристанищем для местных партизан, активность которых нарастала.

Смелость патриотов дошла до такой степени, что 7 ноября 1942 года они открыто провели в райцентре празднование годовщины Октябрьской революции с трансляцией радиорепортажа из Москвы. Слух об этом мероприятии распространился по области. Оккупанты пришли в бешенство, ибо был опровергнут распускаемый ими слух о том, что войска фюрера покорили Москву и успешно продвигаются в сторону Урала. Для наведения «порядка» в октябре 1942 года в Черниговской области была размещена 105-я венгерская дивизия под командованием генерала Алдя-Папа Золтана Йогана в качестве силы, призванной подавить народное сопротивление. Но еще долгое время обстановка в районе не полностью контролировалась оккупантами.

Мадьяры проявили откровенную жестокость по отношению к местному населению и добились весомых «результатов». В общей сложности за период с октября 1942 по сентябрь 1943 г. от их рук на территории области приняли смерть около 60 тысяч человек из местного населения. Против черниговских партизан также были брошены хорошо вооруженные подразделения полевой жандармерии и СД. Под натиском превосходящих сил противника соединение партизан вынуждено было отступить в клетнянские и злынковские леса Брянской области, продолжая громить вражеские гарнизоны, пускать под откосы воинские эшелоны, взрывать мосты. В конце февраля 1943 года, после судьбоносной победы советских войск в Сталинградской битве, соединение Федорова с боями возвратилось на Черниговщину, чтобы содействовать планируемому наступлению Красной армии. И вот здесь-то произошли события, которые вошли в историю Второй мировой войны как самые кровопролитные за время оккупации гитлеровцами чужих территорий.

Разведка партизан установила, что в корюковской тюрьме находятся около сотни местных жителей из пресловутого списка № 3. В него вносились все бывшие работники советских и партийных органов, а также члены их семей на предмет уничтожения как потенциальных противников оккупационного режима.

Получив эту информацию, командование ни минуты не размышляло о том, вызволять ли заложников из беды или нет. Вопрос решался лишь, каким образом и какими силами. Реализация замысла осложнялась тем, что катастрофически недоставало боеприпасов, которые были израсходованы в боях по пути из брянских лесов. Сам Алексей Федоров в это время находился в Москве, где и решалась проблема оснащения партизан для дальнейшего вдения боевых действий. Ситуация же складывалась таким обраом, что медлить было нельзя. А потому, собрав остатки боеприпасов, 27 февраля был осуществлен штурм райцентра Корюковка.

Ошарашенная неожиданным появлением партизан полиция никакого сопротивления не оказала и разбежалась. Пытавшиеся обороняться венгерские вояки, потеряв несколько десятков сослуживцев, также ударились в бега. Партизаны первым делом освободили смертников, а затем вывели из строя железнодорожную станцию и прилегающие к ней пути. Был выведен из строя паровоз и 18 вагонов с грузами, все стрелочные переводы, деревянный мост и 5 километров железнодорожного пути. Заодно были уничтожены два автомобильных гаража вместе с техникой, 8 прицепов, механические мастерские, склад горючего, телефонная станция. После операции партизаны возвратились к месту дислокации, не предполагая, что озверевшие оккупанты совершат очередное бесчеловечное деяние. Страшная беда пришла в Корюковку уже 1 марта.

Окружив райцентр, каратели организовали истребление всего местного населения.

Они сгоняли жителей в группы по 50-100 человек, вталкивали их в общественные здания и расстреливали. А казнив женщин, стариков и детей, эти бесчинствующие нелюди не удосуживались похоронить невинные жертвы по-человечески. Они их сжигали здесь же, вместе со строениями. В этих целях были использованы местный ресторан, театр, церковь, здание районного земельного отдела.

Мемориал в честь сопротивления мирных жителей немецко-фашистским оккупантам. В марте 1943 г. на этом месте был ресторан (чайная)

Памятник погибшим корюковчанам возле дома №11 по ул. Петровского

Гнатюк Вера Семёновна, очевидец трагедии. Руками маленькой девочки в миске-гробу был похоронен прах 36 сожжённых людей

Пока одна часть карателей орудовала в центре, другая, под предлогом проверки документов, вламывалась в частные дома, расстреливала всех присутствующих, а потом поджигала жильё и дворовые постройки. Наутро они организовали «зачистку», отлавливая тех, кто избежал смерти накануне. В результате этих зверств было уничтожено 6700 человек, сожжено 1290 усадеб: уцелело лишь 10. А 9 марта они провели повторную «зачистку», чтобы уничтожить тех, кто чудом остался жив. Корюковка была снесена с лица земли: как населенный пункт она уже не существовала. Не было и слез, потому что не осталось и плачущих.

Так свершилась трагедия. Без содрогания невозможно ответить на недоумённый вопрос, как и почему стало возможным, что практически все женщины, дети и старики поселка в течение двух дней, в нечеловеческих страданиях, оказались в мире ином по воле головорезов, лишенных человеческого облика и морали. Можно понять, когда люди гибнут в атаке или в обороне, но как нормальному человеку воспринять ситуацию, когда он узнаёт, что полчища иноземцев рыскали по населеному пункту, умертвляли всех подряд, а затем предавали тела огню.

Только недавно на основе документальных источников были установлены личности военных преступников. Сотрудники Украинского института национальной памяти под руководством В. Солдатенко и сотрудники Корюковского исторического музея провели большую исследовательскую и поисковую работу в архивах Украины. По их просьбе проводилась работа в архивах ФСБ Российской Федерации. В результате было установлено, что жители Корюковки были уничтожены карательным отрядом 56-го карательного полка фельджандармерии во главе с начальником черниговской службы безопасности Кристензеном. По приказу начальника штаба 399-й главной полевой комендатуры Байера Бруно Франца, 1888 года рождения, уроженца немецкого города Касселя. Комендатура находилась в городе Конотоп Сумской области и была подчинена VІІ отделу при штабе группы армий «Юг» вооруженных сил нацистской Германии.

На международном суде 1946 года в Нюрнберге был впервые предан гласности гитлеровский план «Ост», согласно которому оккупанты в ходе военных действий намеревались истребить большинство славян, а оставшихся превратить в дешевую рабочую силу немецких колонистов или угнать в рабство. Согласно этому плану, надлежало физически устранить 85% поляков, 75% русских и белорусов, а также 65% украинцев. Причем заселению колонистами в первую очередь подлежали Галиция и Крым. Тысячи потенциальных переселенцев уже паковали чемоданы, ожидая сигнала переезда. И если бы не разгром гитлеровцев под Сталинградом и погружение Германии в этой связи в трехдневный траур, скопища колонистов хлынули бы на украинские земли, на которых уже шла зачистка от «избыточного» местного населення.

* * *

Сегодня, по истечении 70-ти лет после чудовищного кровопролития, от людей, посетивших Корюковку, можно услышать недоуменный вопрос: а почему партизаны не защитили райцентр от разрушения, а жителей от повальной смерти? На этот вопрос имеется лишь один ответ – хотели, но не смогли.

Не смогли по объективным обстоятельствам. Во-первых, в бою за Корюковку 27 февраля были израсходованы остатки боеприпасов, а захваченных у карателей хватало лишь на несколько минут боя. Во-вторых, вражеские силы многократно превосходили партизан по количеству сил и боевой оснащённости. При необходимости их могла поддержать авиация, базирующаяся в ста километрах от райцентра. Поэтому для Николая Попудренко, руководившего соединением в отсутствие Алексея Федорова, принять решение об участии в бою с превосходящими силами карателей было равносильно самоубийству. Утверждать же о том, что партизанам была безразлична судьба местных патриотов, могут лишь политические злопыхатели.

Среди новоявленных историков встречаются и такие «умники», которые заявляют, что если бы не активность партизан, то гитлеровцы не проводили бы ответных акций против гражданского населения. Все это – чушь собачья, да и только! Эти «знатоки», а также злопыхатели либо не знают, либо делают вид, что не знают о том, что главари Германии, начиная войну против СССР, ставили задачу не только завоевать восточные земли, но и максимально истребить местное население, чтобы таким образом расчистить пространство. Взять хотя бы бывшую Галицию, где до 1943 года практически не было партизан, пока там не появились отряды Михаила Шукаева и других командиров. Число жертв фашизма только во Львовской области превысило 830 тысяч человек, а на моей Черниговщине, где оккупанты не знали покоя ни днем, ни ночью, погибло почти в 6 раз меньше. Так что дело вовсе не в партизанах.

Что касается активности партизан, которая якобы стала причиной жестокости оккупантов, то следует напомнить, что штурму Корюковки 27 февраля предшествовало трехмесячное отсутствие соединения в брянских лесах. Однако это не остановило карателей от того, чтобы не согнать в тюрьму около сотни жителей для последующей казни. Но не за причастность к партизанскому движению, а по причине их попадания в пресловутый список №3. Именно обреченность земляков на смерть и побудила Николая Попудренко пойти на штурм райцентра, занятого оккупантами.

Истоки зверств нацистов крылись в их лютой ненависти к советским патриотам как к врагам Германии. Новоявленным «знатокам» военной истории следовало бы помнить, что гитлеровцы на окупированных территориях безжалостно истребляли людей по этническому признаку, а также по малейшему подозрению в принадлежности к подполью или в симпатиях к советской власти.

Красная армия освободила Корюковский район через полгода после мартовского кровопролития. Из «Акта Черниговской областной комиссии по установлению и расследованию преступлений немецко-фашистских захватчиков в Корюковке» от 17 декабря 1943 года следует, что трагедия 1-2 марта была далеко не единственной, не первой и не последней. За время оккупации ими было совешено ещё несколько злодеяний, превосходящих Орудур, Лидицу и Хатынь, вместе взятых. Годом раньше оккупанты расстреляли еврейское население района (около 300 человек), сожгли село Елино, умертвив при этом 296 его жителей, а осенью – еще 128 человек в селе Клюсы. Уже после корюковского злодеяния они уничтожили село Козары, истребив 3800 жителей, многие из которых были сожжены заживо. Вот такая кровавая хроника сложилась в районе к моменту его освобождения.

* * *

В этой связи не может не вызывать недоумение интерпретация событий того военного времени отдельными историками, а также политиками и СМИ, которые обвиняют во всех бедах жителей района именно партизан, возглавляемых Алексеем Федоровым. Но то, что Красная армия при поддержке партизан спасла страну от порабощения не вызывает сомнений у здравомыслящего человека.

В той кровавой битве мы победили ценой огромных потерь и лишений. А потому очень горько слышать публичные заявления отдельных политиканов, в том числе и бывшего президента Украины Виктора Ющенко о том, что Красная армия была армией оккупантов. Хотя этот бывший член компартии прекрасно знает, что в годы Второй мировой войны, не заплати советский народ высокую цену за Победу, карта континента могла быть перекроена таким образом, что для современной Украины места на ней не нашлось бы.

Мы обязаны не просто помнить о военном прошлом Украины, но и четко осознавать, какие угрозы человечеству несет в себе межнациональная рознь. Великая Отечественная война была и великой трагедией советского народа, и закончилась великой его Победой. Память о невинных жертвах указанных трагедий неотделима от памяти советских солдат и партизан, которые внесли свой вклад в общую Победу 1945 года. Время подтвердило их гражданскую и нравственную правоту. Они, конечно же, не читали плана «Ост», но познали его содержание по практическим деяниям оккупантов.

Я считаю, что увековечение этой памяти имеет большое историческое, политическое и воспитательное значение. Она может и способна объединять на благое дело нас, живущих на этой земле, а потому трагедии войны не должны замалчиваться, подвергаться всякого рода фальсификациям и попыткам списания ответственности за случившееся на тех, кто эту землю защищал от поработителей, защищал достоинство соотечественников, тем самым якобы спровоцировал оккупантов на «ответные» меры.

Хотелось бы услышать доводы этих «умников», кто же на корюковской земле был хозяином, а кто пришельцем, и как это согласуется с декларируемым украинскими лжедемократами тезисом о правах человека?

Такие трагедии преподносят человечеству горькие уроки о том, что фашизм и нацизм – это страшное явление для общества, независимо от этнической принадлежности тех, кто в это общество входит: русские, французы, чехи или украинцы. Нацизм есть нацизм. Он имеет разные формы, но суть у него одна – ненавистничество на национальной основе.

На этом фоне вызывает обоснованную тревогу факт зарождения национал-фашизма галичанской закваски, который требует пересмотра итогов и оценок Великой Отечественной войны, а также сноса памятников тем патриотам, которые спасли страну от разграбления, уничтожения и коричневой чумы.

Вызывает настороженность факт присутствия в Верховной Раде Украины сил, открыто исповедующих идеологию национализма и ксенофобии, подогревающих антирусские насторения, выступающих за героизацию предателей из батальона «Нахтигаль» и дивизии СС «Галичина», «ветеранов ОУН-УПА», чья деятельность и нравы не забыты.

* * *

Забывать о Корюковской трагедии как о чудовищном преступлении, не имеющем аналогов и срока давности, нельзя. Необходимо не только воздать память жертвам кровавых событий, но также извлечь из них уроки на будущее. Жертвы этих трагедий зовут нас, живых, к тому, чтобы мы извлекли уроки из прошлого и сделали все возможное для того, чтобы эти кровавые истории не повторились.

Гражданам Украины есть над чем подумать и что осмыслить, чтобы спрогнозировать динамику событий и свой завтрашний день, а также будущее своих детей и внуков. Именно этим и обусловлено появление указа президента Украины « О мероприятиях в связи с 70-й годовщиной Корюковской трагедии» и постановление Верховной Рады «О чествовании памяти жертв Корюковской трагедии».

Эти два документа являются реальным вкладом руководства страны в дело восстановления исторической справедливости. На этом фоне весьма симптоматичен тот факт, что при голосовании за постановление Верховной Рады трое народных депутатов-регионалов от Черниговщины «воздержались».

Отход от исторических и правовых критериев оценки гитлеровского фашизма, попытки нравственной и политической реабилитации тех, кто холуйски прислуживал ему, оскорбляет память тех, кто воевал с этим нацизмом или оказался его жертвой. Молодежь должна знать горькую правду о Великой Отечественной войне и зверствах оккупантов. Необходимо прилагать действенные меры, чтобы память о жертвах не была предана забвению, а связанные с ним исторические события не были подвергнуты ревизии или использованы в неблаговидних политических целях. Поэтому мы, представители старших поколений, с полным основанием можем требовать от властей, общественности и отечественных СМИ применения всех предусмотренных законодательством мер для отпора безумцам, изуверам и фанатикам, которые пытаются пересмотреть результаты и оценки итогов Великой Отечественной и Второй мировой войн, - «украинским» вандалам XXI века.

Нас, ветеранов, волнуют и другие вопросы. Не перейдет ли нерешительность (недеепособность) власти в этом отпоре в состояние небытия власти, не перерастут ли кулачные схватки на площадях и улицах страны в вооруженные конфликты с использованием отрядов самообороны и оружия в войну гражданскую в её классическом виде?

* * *

Корюковская трагедия... Мы должны помнить, чтобы не допустить подобного. Проходят годы, меняются поколения и ценности, но не угасает чувство благодарности к тем, кто ценой своей жизни обеспечил Победу в Великой Отечественной войне, отстоял нашу свободу и независимость, а также чувство брезгливости и осуждения со стороны нормальних людей к гитлеровским головорезам и их пособникам.

Автор: Герард Алексеевич Кузнецов, участник партизанского движения, Почетный гражданин города Чернигова.

Фото предоставлены Оксаной Александровной Толкачёвой – научным сотрудником Корюковского исторического музея.