Один против всей Природы

На модерации Отложенный

Бааль Сулам, "Предисловие к Книге Зоар", п.1: Глядя на себя самих, мы чувствуем себя испорченными и низкими настолько, что некого клеймить позором так, как нас. Когда же мы смотрим на Того, кто нас создал, выходит, что мы обязаны находиться на вершине ступеней, достойной прославления, как ничто другое. Ведь от совершенного Создателя должны исходить совершенные действия.

Действительно, мы видим, что Природа совершенна и всё в ней устроено намного лучше, чем у нас. Отношение человека к ближним сводится к тому, чтобы принуждать, убивать, пожирать, эксплуатировать, побеждать их во всем. И мы видим, что такой подход вреден. Для нормальной жизни было бы лучше, если бы мы сосуществовали по-доброму, на принципах взаимности, оберегая природу и друг друга. Так же мы учим детей не драться, не жадничать, а играть вместе. Однако выясняется, что дети на это неспособны и взрослые – тоже. Выходит, наша природа дурна. Вот что мы обнаруживаем, глядя на себя самих.

С другой стороны, в Природе всё выстроено замечательным образом. Многочисленные исследования всё лучше обрисовывают эту картину гармоничного равновесия и взаимодействия. В конечном счете, Природа порождает жизнь, что требует скоординированной работы сложнейших и тончайших механизмов. Мы видим, как многолик и сложен мир, как мудро он устроен. Откуда же всё это взялось? Из некоего крохотного "зерна", потревоженного Большим взрывом?

Так или иначе, это сложное, стройное многообразие, которое мы видим, не может не впечатлять. И когда с него мы переводим взгляд на человека, на "венец природы", нам открывается лишь одна тяга – к разрушению всего.



Это заставляет задуматься: как такое может быть? Самая сложная, самая "качественная" часть – и в то же время наихудшая?

Какой-нибудь муравей или жук никому не причиняет зла, действует согласно велениям Природы и помогает другим в общей взаимосвязанной системе. В ней каждый живет для того, чтобы обеспечивать остальных, у каждого есть своя ниша, и он честно "отрабатывает" свои взаимосвязи с тысячами других созданий. Все вместе они составляют совершенную мозаику, нераздельное сплетение штрихов общей картины. Удали хотя бы одну деталь – и сразу всё искажается, разрушая цельность.

А между тем, именно этим человек, как правило, и занимается. Его деятельность противоположна природному совершенству. Все животные и растения, всё что ни на есть проникнуто чудесным согласием, а главное, взаимным восполнением. Все взаимосвязаны, взаимозависимы и нуждаются друг в друге. Всё в Природе построено на равновесии, в котором ни одно звено нельзя удалить или перенести, – это единый "пазл". Но вот, приходит человек и начинает разрушать его, понемногу приближаясь к катастрофе. До сих пор мы не осознали, что, помимо нас, вся Природа совершенна, а вещи, которые кажутся нам несовершенными, свидетельствуют о "кривом зеркале" нашего восприятия либо о результатах нашей разрушительной деятельности.

Человек неспособен вписаться в совершенство, поскольку он испорчен. Это единственное создание, противоположное Природе. А значит, ключ к исправлению ситуации находится в нас самих.