Ещё раз про футбол

На модерации Отложенный

Шумит болельщик по поводу «УКРОПа» (ещё и не так кольнули этот пока только придуманный объединённый чемпионат России и Украины), вот и я решил пошуметь, почитав статейки, комментарии, различного рода отклики. Возмущения одних понятны, радость других объяснима, но у меня другой вопрос «За что болеют?». Вот, допустим, есть высококлассное зрелище, типа цирка, собрались виртуозы. Это понятно. Смотрят, восхищаются. Редкое мастерство, годы тренировок, сюжетец даже могут напустить какой-никакой. Ну, своего рода, театр (это, конечно, жирно сегодняшнему футболу, но пускай).

            Так фиг! Таких вот изначально нейтральных зрителей по пальцам можно пересчитать. Да, в процессе просмотра такой непредвзятый болельщик наверняка станет кому-то симпатизировать, бывает. Речь про большинство. Про эти ярые пристрастия, про «боления по наследству», про атрибутику и «принадлежность», вражеские лагеря и «выезды». Т.е., существует куча болельщиков с предысторией своего «боления». Пускай у каждого своя история, как он «заболел» той или иной командой. Например, товарищ по парте сказал, намекнул. И из чувства противоречия, и, наоборот, «все побежали, и я побежал». За самых выигрывающих, за симпатично играющих. За единственную команду в городе, за самых раскрученных, за самых бедных…

А вот возьмём ЦСКА. Нет, лучше «Спартак» (как говорится, «игра была равна, играли два…» - разницы между зенитами, спартаками, цсками и динамами особой не вижу). И что это есть? Традиции? И хранитель – это космополит Карпин? Хм… А если Карпина уберут? Воспитанники школы спартаковской? Так их в основе раз-два. Например, в «Алании» они тоже имеются, из спартаковской школы, что ж за неё не поболеть? Игроки меняются пачками, принадлежность к команде определяется суммой и подписью в контракте. Остаются вроде бы незыблемыми – название, эмблема, стадион (про стадион получилась случайная усмешка в адрес как раз «Спартака» и ЦСКА).

Но вот пример, за которым не надо далеко ходить и лазить – «Торпедо». Играли себе, играли на Восточной улице, многие (формально) числились на заводе, местная публика, опять же заводская (или просто местные), ходила на «своих». Потом шустро начало всё меняться, но территориальный признак всё же присутствовал. Но начали бедствовать. Пришёл спаситель Алёшин, всё купил, перевёз в Лужники. Игроков понабрал везде, из Спартака и ЦСКА, в том числе, за границей тоже.

У болельщиков случилось раздвоение, ибо возникло «Торпедо-ЗИЛ». И не смотря на удачную, порой, игру «Торпедо» Алёшинского посещаемость их матчей была таковой, что оранжево-жёлтые трибуны Лужников сравнивали с гнилым апельсином. А вот на нижнедивизионное «Торпедо-ЗИЛ» народу ходил погуще. Ну, а потом, бесконечные пертурбации с названиями, перекупками прав продолжились. Грустная история. Но показательная.

И что ж? Болеть за эмблему? А вот если «Спартак» купит с потрохами снова какой-нибудь «Червь», назовёт «Червяк», перевезёт в Тамбов. Что? «Болелы» перестанут болеть? Или переедут в Тамбов? Или будут следить удалённо, вздыхая по былому? А если не переедет, но название и эмблему с червяком сделает? Будут болеть?

Не является ли абсурдным само современное «боление», когда за постоянной вроде бы эмблемой и названием (хотя и названия меняются сейчас) ничего постоянного, кроме денег или отсутствия денег. Ответит ли ярый фанат на этот вопрос?   

Так можно фанатеть от вывески «Продукты», что за углом сверкает по особенному, не так как в соседнем районе.

            Ещё раз повторюсь, что понятны пристрастия к команде «с нашего двора», когда собраны ребята из «нашего района», близкие и понятные. Тут всё логично, объяснимо и даже, может, достойно уважения. А когда в команде «негры» со всего света, пусть и талантливые, но играющие строго за контракт, вечно меняющиеся, не помнящие родства, русского, отличные во всём, когда руководят то одни денежные мешки, то кидают подачки другие – за что рвёт на себе майки, бьёт морды другим, малолетний и не очень фанат?

            Подумалось мне – а мог бы какой-нибудь федуномиллер соорудить из одного из «грандов» команду типа «Атлетико» из Бильбао? Мол, только русские и никто больше. Или круче – только москвичи и ни грамма «понаехавших» (только по честному - без липовых паспортов и регистраций). Т.е., плюнул бы на место в чемпионате, а проводил бы вот такую прям-таки шовинистическую политику. Популярность бы команда такая обрела, как мне кажется, дикую.