Финита ла комедия? Нет, неизвестно даже, что нас ждёт...
Итак в Италии только что прошли парламентские выборы. Их итогов ждала вся Европа, да что там Европа – весь мир. Потому что от этих выборов зависят котировки акций на бирже и многое другое. Европа надеялась на победу Пьера Луиджи Берсани, он выиграл, но с сенатом пока неясно. К сожалению угроза возвращения Сильвио Берлускони к власти оказалась очень реальной.
Страсти были накалены до предела, два дня вся Италия стояла на ушах, гадая, какой будет расклад сил в парламенте. Ведь если парламент страны окажется раздробленным, то есть если будет невозможно сформировать правящую коалицию, то Италия, а за ней скорее всего и вся Европа погрузиться в новый кризис. Тогда страна будет фактически неуправляема, следствием чего в Италии ближе к лету должны будут пройти ещё одни досрочные выборы. Президент Наполитано в принципе может назначить опять техническое правительство для проведения реформ. Наверное только в этом и проявляется власть президента. Ведь должность президента в Италии - это номинальная должность, на которую требуется кандидат, не принадлежащий ни к одной из партий. Но кого же выберут? Кандидатур подходящих вроде бы и нет... Премьер Монти раньше был именно таким, но Монти вдруг изменил сам себе, стал активно влезать в политику, поэтому его кандидатура уже не подойдёт на такую должность. Говорят, что он тогда может возглавить только Сенат - орган, в котором принимаются важнейшие политические решения.
Главное разочарование многих (в том числе и моего мужа) – возврат в политику Берлускони. Оказалось, что часть избирателей не хочет публично говорить о своей поддержке Берлускони, но на самом деле голосует за него. По крайней мере мой муж так объясняет странную ситуацию с опросами, которые потом не подтверждаются результатами: на выходе из кабин в последние часы выборов производили выборочные опросы, кто за кого проголосовал, за Берлускони по ним должно было проголосовать намного меньше народу, так что многие видимо просто соврали. Стыдно самим наверное, что после двадцати лет вранья Берлускони ему опять верят. Хотя этого и следовало ожидать, ведь все прошлые годы реальная поддержка Берлускони всегда оказывалась выше прогнозов на несколько процентных пунктов. Теперь всё будет зависеть от большинства в Палате представителей и от формирования коалиции в Сенате. Возможно, что не будет не хватать нескольких голосов для формирования правительства. Но даже если и сформируют коалицию, перетянув кого-нибудь из противников, такая коалиция вряд ли будет существовать долго. Страна будет фактически неуправляема.... А называется такой закон, который позволил такую ситуацию, Порчеллум, что в переводе означает свинство. Короче, свинью подложили, мудрые итальянские законодатели. Вот как описывается Порчеллум в сайте www.dw.de http://www.dw.de/%D0%B2%D1%8B%D0%B1%D0%BE%D1%80%D1%8B-%D0%B2-%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B8-%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%8C-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D0%B3%D1%80%D1%8B%D0%B2%D0%B0%D0%B5%D1%82-%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%BE/a-16627987:
"Избирательный закон в Италии, принятый десять лет назад, называется странным словом "порчеллум", которое только звучит красиво, но означает "свинство". Придумали его политологи и политики. Парламент страны состоит из двух палат - Палаты депутатов и Сената. В палате депутатов победитель выборов автоматически получает дополнительные мандаты и большинство. В сенате же места распределяются по количеству набранных голосов в отдельных регионах. А поскольку обе палаты равноправны, то самый шаткий и валкий сценарий - патовая ситуация, когда у правительства большинство в палате депутатов, а у оппозиции - в сенате. Сенат может просто-напросто блокировать все законопроекты правительства."
Такая ситуация сейчас и установилась. А Берлускони может вообще блокировать создание коалиции в Сенате. Во тогда и возможно будет создание правительства технократов и провести быстро президентские выборы, попутно изменив текущее избирательное законодательство, позволяющее такое свинство.
Интересно, что возможен теоретически и другой выход - создание большой коалиции из всех партий, и такая возможность была уже подтверждена, как раз благодаря такой возможности было создано техническое правительство Марио Монти. Наверное поэтому его иногода называют СуперМарио, как в компьютерной игре. Однако нынешние политики попались несговорчивые, Беппи Грилло давно кричит о том, что он ни с кем соединяться не будет, он желает быть единственным и неповвторимым, а Берсани тоже уже заявил, что не вступит в коалицию с Берлускони, поскольку они в принципе противники, ничего общего у них не может быть.
Так что, не можем мы пока сказать «финита ла комедия», итальянская комедия ещё не закончена. Наиболее вероятный вариант при таком раскладе – это проведение новых выборов.
Кто есть кто.
Сильвио Берлускони знают все, я думаю. Напомню, кто забыл, что он бывший премьер-министр, лидер правоцентристской коалиции и главный миллиардер - владелец не только футбольного клуба "Милан", но и целой империи СМИ. А вот главный соперник правоцентристской коалиции - Пьер Луиджи Берсани.
В предвыборной кампании Берлускони и Берсани тянут Италию в разные стороны: Берлускони разыгрывает антинемецкую карту, обвиняет во всех экономических бедах Италии исключительно правительство Германии, глава которого Ангела Меркель вынуждает всю периферийную Европу сокращать расходы, а Берсани наоборот, поддерживает политику Меркель и хочет продолжать дело технократа Монти.
В Европе многие удивляются, как вообще могут итальянские избиратели отдавать свои голоса Берлускони, если тот ни одного обещания не выполнил, народ в целом победнел, а сам премьер сильно обогатился. Когда Берлускони был главой правительства, ему удалось избежать приговора по обвинениям в коррупции и уклонению от налогов только благодаря специальным декретам. Скандальную славу он приобрёл из-за своих многочисленных амурных похождений с малолетними и частых вечеринок, так называемых "бунга-бунга". Суд над Берлускони, которого обвиняют в пособничестве проституции и сексуальной связи с несовершеннолетней, ещё не закончился.
В Италии, как и в России, много таких избирателей, которые не хотят серьезно разбираться в политике, не читают статей ни в интернете, ни в гаазетах, но готовы верить телевидению, справедливо называемому зомбоящиком. Довольствуясь развлекательными программами, в которых развлечения перемежаются с нужными внушениями народу (в виде новостей), народ привык к мельканию этого человека, который своей слащавой улыбкой и всем своим элегантным видом всячески стремится поддержать свой имидж надёжного и симпатичного правителя. Так что удивляться тут нечему, народ в своей массе желает развлечений и властную руку над собой, ничего не поделаешь! Тем более что Берлускони настраивает своих избирателей против Евросоюза и даже грозится выходом из Еврозоны, проча неминуемый рост уровня жизни итальянцев без Европы. А поскольку итальянцы нахлебались уже в Европе, то и охотно верят ему!
Берсани - полная противоположность Берлускони не только в политике. В Италии его мало кто знает, а за её пределами наверно он вообще неизвестен. Берсани выглядит строго и сурово, говорит без улыбки. Его с трудом удалось уговорить изобразить улыбку для предвыборного плаката, это наверное единственный раз, когда его видели улыбающимся. Он представлляет Демократическую партию, которая в прошлом называлась коммунистической. Его цель - сплочение левых сил. Лидер либеральной коалиции "Гражданский выбор" Марио Монти его поддерживает. Так что политика Берсани – это фактически продолжение политики Монти. Берсани просто предлагает избирателям стабильность.
С конца 1990 годов Берсани входил в состав нескольких кабинетов министров - и в качестве министра инфраструктуры и транспорта, и в должности министра промышленности, коммерции и коммуникаций. Берсани склонен перенять ту же модель преодоления кризиса в еврозоне, которую избрал социалист Франсуа Олланд, в прошлом году занявший пост президента Франции. Олланд мог бы стать союзником Берсани в Евросоюзе, создав противовес жесткому курсу экономии, на котором настаивает правительство Германии. Один из лозунгов Берсани состоит в том, что экономить надо в меру, чтобы не довести Италию до крайности.
Итак, Берлускони – явный популист, его выбирает домохозяйки и недумающий рабочий народ (то есть те, кто не хочет думать, есть ещё и думающие рабочие, которые за Берлускони никогда не проголосуют), а вот Берсани выбирают люди очень даже думающие - интеллигенция и бюрократия Италии - многочисленные белые воротнички. Однако другой популист -эксцентричный комик Беппи Грилло - всё же сумел обогнать по популярности экс премьер-министра Италии Сильвио Берлускони и его партию. Популизм Грилло, однако, не такой, как у Берлускони. Главный лозунг Грилло примерно такой: "Убирайтесь из еврозоны и не платите по долгам".
Раньше ведущими политическими силами Италии были партии "Демократическая партия" (Берсани) и "Народ свободы" (Берлускони), которые и сформировали действующее правительство. Однако общество давно недовольно реформами беспартийного премьера-экономиста Марио Монти, особенно повышением налогов и сокращением пенсий. Поэтому народ готов пойти за Грилло, который предлагает стране простые и понятные рецепты экономического роста.
Итак, Берсани – это левое крыло, Берлускони – правое. А кто же Грилло? Сам он говорит, что это разделение на правых иых – устаревшее представление о политике, и за это надо «рожу бить.» Беппе Грилло говорит не стесняясь неценззурных выражений, в отличие от вежливого Берлускони, но именно так и нравится простому народу. Его заклеймили как демагога, но мало кто знает, что в команде Грилло есть экономисты Нобелевской премии, такие как Наполеони.
Сам Грилло вынужден смириться пока с тем, что он пришёл в политику, ведь его первое жеелание – разрушить политические партии.
Берлускони популистски обещает народу отменить непопулярный новый налог на недвижимость и вернуть все уже уплаченные платежи, даже разослал письма «счастья», и многие пенсионеры даже побежали на почту забирать деньги (где их ждало полное разочарование, поскольку они буквально поняли болтовню Берлускони). Беппе Грилло популистски разговаривает, то есть ведёт себя как комедиант, и даже став политиком, продолжает свою роль комедианта, который выступает один против всех депутатов и чиновников, против их всех привилегий и вообще против всего политического класса. То есть он как бы играет роль политика, оставаясь комиком, чтобы ликвидлировать эту самую политику! Народу нравится.
Он, например, заявил, что «если "Аль-Каида" решит взорвать бомбу в Италии», то он даст координаты парламента. Грилло заявил, что ему не нужен пост премьера, депутата или сенатора, он останется комиком и зарабатывать может как комик. Грилло всегда зарабатывал деньги своими острыми шутками, а сейчас ещё зарабатывает своим блогом. Он пообещал сократить количество депутатов и их зарплаты – главную причину зависти рабочего люда, получающего минимальную зарплату. Сейчас в нижней палате заседают 650, а в сенате – 315 депутатов, которые в среднем получают по 20 тысяч евро. Это самые дорогие депутаты Европы. Грилло предлагает сократить их зарплаты сразу в 10 раз.
Помню как в августе 2011-го депутаты долго говорили о том, что надо бы сократить число мест в парламенте и всякие привилегии, типа машин с мигалками, но так ничего и не вышло. В конце-концов, после этой долгой говорильни, абсолютно все парламентарии пришли к полному консенсусу – ничего не менять, то есть проголосовали единогласно за сохранение всех привилегий.
Марио Монти был нанят фактически как технический премьер, он должен был изменить ситуацию, поскольку политики сами себя не хотели никак обидеть, и для этого Берлускони даже подал в отставку. Монти должен был сократить эту прозаседавшуюся бюрократию. Но он сразу же застрял на либерализации рынка таксистов, лицензированные таксисты не хотели пускать туда новых, а Монти не стал им перечить... Он не сумел преодолеть лобби всего лишь сотни водителей, думающим людям стало понятно, что более ему никогда не справиться с более крутым финансовым и политическим лобби. Так оно и получилось, Монти раздел догола народ разными невероятными штрафами (например, многочисленные штрафы за превышение скорости на два-три км, то есть когда вместо 50 км в час ехали со скоростью 52 км в час), пенсионеров-владельцев собственных домов непомерными налогами и оставил без всякой финансовой поддержки уволенных с закрывающихся заводов и фабрик простых рабочих, которым до пенсии теперь очень далеко (из-за резкого повышения возраста выхода на пенсию), а пособие по безработицы закончилось. Правление Монти привело в Италии фактически к революционной ситуации. Разочарованные итальянцы выразили своё возмущение протестными акциями и даже отказом от голосования, а некоторые захотели голосовать «против всех», за оппозиционное Пятизвёздное движение, а значит за Грилло. Сейчас ещё и 38% безработной молодежи перекинулись как избиратели к Грилло, поскольку он обещал всем молодым минимальную зарплату в 1000 евро.
Некоторые пошли дальше Грилло. Один из лидеров меньших партий - Антонио Ингройя, бывший следователь, обещает не только выгнать депутатов, как Грилло, но ещё и всех пересажать. Некоторые обозреватели считают, что левоцентристы и правоцентристы мало отличаются друг от друга целями. Вместе с левыми экологами выступает Ники Вендола - гей, поэтому многие представители сексуальных меньшинств за него. Интересно, что Монти не выносит Вендолу не потому, что тот гей, а потому что тот «зелёный».
Газета MünchenerMerkur задаёт риторический вопрос: "В своем ли итальянцы уме? Ровно половина избирателей отдала свои голоса двум политическим сумасбродам, способным привести страну к катастрофе: печально знаменитому "кавальере" Берлускони и распоясавшемуся хулителю всего и вся Беппе Грилло."
Патовая ситуация в Италии конечно может отбросить назад Евросоюз в попытках преодолеть долговой кризис. Но и так дальше жить нельзя, теперь это ясно многим, по крайней мере большинству итальянцев.
Нормальным и не богатым итальянцам ясно, что целью всей экономической политики должен быть экономический рост и создание рабочих мест в производстве, а не удушение экономики дорогими кредитами и тупое накопление денег на счетах сверхбогатых людей. История разных стран привела в последнее время все страны почти к одному и тому же выводу: так жить нельзя. Нельзя позволять банкам проводить такую политику, позволять аккумулировать финансы на одном полюсе, в руках немногих, не позволяя большинству нормально жить. Комедия эта похоже и не итальянская, а общая, человеческая. Когда же это закончится и чем?
Биржи уже лихорадит, курс евро со вчерашнего дня резко колеблется. Неминуема реакция рынка ценных бумаг и фондовых показателей, таких как спрэд. Инвесторов конечно же будет пугать растущее напряжение в правительстве. В облигации стран периферии Европы и самой Италии вкладываться не будут. Новый кризис?
Комментарии
К сожалению мои статьи не попадают в ленту, поэтому я больше писать не буду.
Данная статья понравилась.
================================================
Может в Италии тоже чуровы есть?
======================================
Итальянцы такие же как и русские.
А статьи писать надо, если есть о чем. Вы же не для ленты пишите, а для нас.:)))
А Италию,похоже,ожидает далеко НЕ"финита ля комедия".
И мой муж тоже разозлился на выборщиков-берлюсконианцев:народ-дурак.
Так откуда ему быть умному?