130 лет назад Третьяков подарил Москве свою галерею
На модерации
Отложенный
В этот день 130 лет назад Павел Третьяков решил подарить Москве созданную им художественную галерею. К этому моменту коллекция насчитывала больше тысячи картин русских художников, а также полсотни работ иностранных мастеров. Корреспондент «МИР 24» Елена Ширяева о том, как столичный предприниматель создал самый знаменитый музей в стране.
«В кабинете Третьякова были рамы и картины без рам. Он любил заниматься тем, что сам чинил картины, покрывал их лаком», – рассказала заведующая Музеем Павла и Сергея Третьяковых Маргарита Корнилина.
В доме, где родился Павел Михайлович, теперь восстанавливают его биографию. В этих комнатах он провел детство. Тут же он влюбился в искусство и в свой народ.
«Вокруг дома в Толмачах был фруктовый сад, который Павел Михайлович был вынужден вырубить, чтобы построить там здание Третьяковской галереи. Это расстраивало его жену. Но он пожертвовал комфортом семьи ради галереи», – отметила Корнилина.
Вопреки стереотипам, Третьяков богатым не был. Павел Михайлович ездил в простом экипаже, ходил в одежде одного кроя, не пил вина, не посещал светские рауты. Из развлечений позволял себе лишь премьеры в Большом и, конечно, картины.
Создавалась Третьяковская галерея на деньги от льняной мануфактуры в Костроме. Это был основной бизнес Третьякова. Там производили пряжу, постельное белье, ткани для обивки мебели, холсты. Но главное – это был не просто завод, а целый город, там Павел Третьяков построил школу, общежитие, родильный дом. К тому моменту мануфактура была одной из самый благоустроенных в России.
В 27 лет Третьяков завещал подарить галерею Москве. Тогда в столице не было публичных музеев, а владельцы частных коллекций пускали к себе лишь избранных.
Третьяков же за свой счет открыл бесплатный и для всех.
«Галерею посещает семья Александра III, это написано в мемуарах. Александр III остановился перед картиной «Боярыня Морозова» и говорит: «Неплохо было бы, чтобы она оказалась в музее Петербурга». А Третьяков отвечает: «Она уже принадлежит не мне, а городу». И император поклонился Третьякову», – рассказала заведующая отделом живописи второй половины XIX – начала XX века Государственной Третьяковской галереи Татьяна Юденкова.
Третьякова давно нет, а его дело живет. Владимир Смирнов подарил галерее более ста работ молодых художников. Просто так.
«Это не долг перед искусством, перед родиной. Это радость. Это естественное состояние человека», – отметил меценат, предприниматель, основатель Фонда поддержки современного искусства «СФЕРА» Владимир Смирнов.
Одна из подаренных работ Третьяковке – «Змейка» художницы Ани Желудь. Автор показывает: искусство не обязательно должно быть плоским и с красками на холсте.
Принять в дар – не просто повестить картину в зале, это еще значит следить за ее состоянием. Возвращать шедевры к жизни – тоже искусство. Эта икона XVIII века «Обретение Христа» почти потеряла авторский почерк. Художнику-реставратору Ирине Владимировой предстоит отыскать под слоями времени и первых реставраций автора. И тут главное – следовать врачебному правилу «не навреди».
«Картине хорошо, когда ее понимают. Если состоялся диалог, после реставрации они начинают улыбаться», – поделилась специалист.
Все они, наследники Третьякова, продолжают его дело. И терем русской культуры в Лаврушинском переулке, как и завещал основатель, открыт для всех.
Комментарии
«Что такое Отечество? Страна, где мы родились; колыбель, в которой мы взлелеяны, воздух, которым мы дышали; земля, где лежат кости отцов наших и куда мы сами ляжем…
Любить Отечество и ему служить есть непременный долг каждого человека.
Никто не может быть счастлив вне своего Отечества, где сердце его научилось разуметь людей. Никаким народом нельзя заменять сограждан.
Истинное величие народов основано не на богатстве, а на возвышенности духа, способного к великим предприятиям, и на твёрдости характера, готового ко всем пожертвованиям.
Народ, не имеющий сих качеств, не может достигнуть высокой славы и могущества».
Напомним, что это мысли не политического деятеля, не писателя, не журналиста, а небогатого московского купца.
У меня был период в жизни, когда я часто летала в другие края. И когда я возвращалась домой, то уже в аэропорту чувствовала родной дух, энергию! Это родная страна, без которой нет смысла жить.