Другие евреи

Другие евреи
8 февраля 2013
В издательстве «Российская политическая энциклопедия» выходит книга «Евреи: другая история». 17 авторов коллективной монографии показывают на примерах из разных эпох — от библейского периода до ХХ века, — что евреи не такие уж покорные, правоверные, занудные, высоконравственные, миролюбивые — скучные, наконец, как их изображает традиционная национальная историография. Что еврейская история состоит не только из мудрецов и погромов, но и из женщин, в том числе весьма героических, из певцов и адептов страсти нежной, из придворных вельмож, мастеров боевых искусств, пиратов и работорговцев, шпионов, эсеров и даже гаучо, а некоторые центральные аксиомы этой истории — не что иное, как заблуждения коллективной памяти.

Мы представляем восемь цитат из разных глав книги.


Герои или тираны?

 
Михаил Туваль

Ирод традиционно считался продажным подхалимом и марионеткой ненавистных римских оккупантов, человеком, лишь для видимости и неискренне отдававшим минимальную дань еврейству (если его вообще можно назвать человеком). Неудивительно, что в современном Израиле имя Ирода не в почете — в стране нет ни одной улицы, носящей его имя. Между тем, именно Ирод превратил Иерусалим в «самый блистательный город не только Иудеи, но и всего Востока», а Иерусалимский Храм — в самое большое культовое сооружение Римской империи. Он грамотно дружил с римлянами и последовательно развивал отношения между евреями диаспоры и евреями Иудеи. Ирод был не только царем Иудеи — он также, несомненно, был гордым иудеем. Его соблюдение кашрута было провербиальным. Он никогда не воздвигал ни статуи, ни языческие храмы на еврейской территории. Даже в своих самых приватных помещениях он следовал строжайшей интерпретации второй из десяти заповедей — археологи до сих пор не обнаружили изображений животных или людей на его мозаиках. На его монетах нет ни его собственного портрета, ни ликов кесарей. Другими словами, используя современную израильскую крылатую

Сад наслаждений

 
Семен Парижский


Если бы сын Амрама увидел лицо моего возлюбленного,
                                  разрумянившееся от выпитой браги,
То из-за красоты локонов его и прелести его облика
                                  не написал бы в своей Торе «и с мужчиной».


Чтение средневековых еврейских «стихов о страсти» подводит к несколько парадоксальному заключению. С одной стороны, откровенные эротические и гомоэротические описания, проповедь радикального гедонизма и профанация сакральной лексики вступают в прямое противоречие с религиозным законом и традиционными ценностями. С другой стороны, средневековые авторы и их читатели не были маргиналами, наоборот, подавляющее их большинство были уважаемыми раввинами, учеными, комментаторами Библии. Сочинение и чтение этих стихов не воспринималось как нечто предосудительноефразу, Ирод был «хорош для евреев»

Евреи в боевых искусствах

 
Александр Певзин

На рисунке из правового сборника «Саксонское зерцало» изображены ополченцы, и среди них — еврей в характерной островерхой еврейской шапке. Вооруженные копьями, гизармами и копьями с крюком, они осаждают замок мятежного феодала. Другой правовой свод — «Швабское зерцало» даже предписывал евреям участвовать в полицейских действиях — преследовании преступников. В сефардской хронике «Скипетр Иуды» король Альфонсо, перечисляя традиционные претензии в адрес евреев, возмущается тем, что они обучают фехтованию своих сыновей. В своем письме от 31 декабря 1389 года арагонский монарх Хуан I настоятельно требует, чтобы мастер фехтования Бельсом Еврей с первым же кораблем отплыл с острова Майорка к нему в Каталонию. Король оставляет подробнейшие инструкции властям Майорки на случай неповиновения или промедления со стороны мастера, не принимает никаких возражений, отговорок и уважительных причин и даже угрожает судебным преследованием. Письмо Хуана I Арагонского — не единственный известный пример такого рода. В фискальных записях английского казначейства к евреям применяется звание «mestre» — мастер фехтования. Мастера-евреи упоминаются и в старинных немецких учебниках по фехтованию и борьбе. Некоторые евреи считаются авторами таких учебников: в частности, Отт Еврей, Лев Еврей и Андрес Еврей.
 
.