Бандеровцы установят памятник командиру еврейской милиции

В Тернополе состоялось заседание инициативной группы по вопросу установления в областном центре памятника Соломону Ляйнбергу — командиру сформированного в июне 1919 года «Жидовского пробоевого куреня» — самостоятельного оперативного военного подразделения 1-го корпуса Украинской Галицкой Армии.
Офицеры 6-й бригады Галицкой армии. Винница, 11 ноября 1919. В нижнем ряду в центре — командир Жидивськго Пробойового Kуриня Соломон Ляйнберг

В инициативную группу по созданию оргкомитета по вопросу установления в Тернополе памятника Соломону Ляйнбергу вошли ученые, представители духовенства, общественно-политические деятели, предприниматели из Тернополя, Киева, Львова, Одессы, Днепродзержинска, Дрогобыча, Черновцов.
Также во время заседания обсудили место установки памятника Соломону Ляйнбергу. Планируется, что он появится в исторической части Тернополя, а именно — на площадке на углу бульвара Шевченко и улицы кн. Острожского.
Мало кто знает, что 85 лет назад, в июне 1919 года, правительство Западноукраинской Народной Республики намеревалось провозгласить на своей территории автономную Жидiвську народну республiку, сокращенно — ЖНР). Создать эту республику, к сожалению, не успели из-за наступления поляков. Зато отпечатали для неё деньги и главное — сформировали несколько частей из местного населения, действовавших в составе Украинской галицкой армии.
Единственной нацией, поддержавшей западных украинцев в их стремлении к самостоятельному государству, оказались евреи.
И этому не стоит удивляться: исторически в Галиции евреи выступали адвокатами и посредниками в торговых сделках украинских крестьян с австрийскими властями. Те же в благодарность отдавали свои голоса евреям при выборах в австрийский или местный (галицкий) сеймы. Естественно, от этого страдали политические и экономические интересы поляков. В результате уже к началу ХХ века в Восточной Галиции наметилось стойкое противостояние между поляками с одной стороны и украинцами в блоке с евреями — с другой.
Во время украинского восстания в Восточной Галиции 1 ноября 1918 года по улицам разбрасывались листовки о создании ЗУНР, отпечатанные на трех языках: украинском, еврейском (на идиш) и немецком (бывшем — официальном). И это весьма показательно.
Первоначально в Украинской Галицкой Армии создали лишь одну еврейско-украинскую часть — Конно-пулеметную сотню 4-й Золочевской бригады лейтенанта Салько Ротенберга. Ротенберг получил офицерский чин еще в австро-венгерской армии — за боевые отличия. Сражаясь на стороне украинцев, он был смертельно ранен. Вот такой украинско-еврейский герой.
Кстати, в конной сотне Ротенберга имелась чисто еврейская военизированная музыкальная команда: три конных скрипача.
В середине июня 1919 года, после контрнаступления украинской армии, возникли еще как минимум две еврейские части, в том числе и Жидивський Пробойовый Kуринь — самостоятельное оперативное военное подразделение 1-го корпуса Украинской Галицкой Армии. Сформирован в июне 1919 года во время Чортковской наступательной операции из жидовской (Jewish) милиции Тернополя, когда после трехдневного погрома, который учинили польские войска во Львове 22—24 ноября 1918 года тернопольские евреи — бывшие опытные солдаты Австро-Венгерской армии — взяли в свои руки руководство еврейской самообороны в Тернополе.
С. Ляйнберг был назначен командиром батальона. В военных списках соединение называлось Жидивський Пробойовый Kуринь Вскоре батальон насчитывал уже более 1200 человек.По собственной инициативе остатки тернопольской еврейской милиции влились в состав Украинской галицкой армии. В состав Жидивського Пробойовго Kуриня также вошли подразделения еврейской милиции из близлежащих городов, в частности — из Черткова и Подволочиска.
Боевое крещение Жидивськго Пробойового Kуриня состоялось месяц спустя — во время очередного наступления польских войск. Он был выдвинут на позиции между Тернополем и Подволочиском — для поддержания сражавшейся там 21-й украинской бригады.
Правительство УНР заключило с поляками перемирие. Обе армии — Галицкая и армия УНР Симона Петлюры — объединились под единым командованием, теперь уже для борьбы против большевиков.
Участвовал в ней и Жидивський Пробойовый Kуринь.
Наступление объединенных украинских армий против красных оказалось весьма удачным: к концу августа части дошли до Киева.
В конце сентября в армии стал свирепствовать сыпной тиф. Закупленные украинским Красным Крестом в Дании медикаменты войска Антанты отказались пропустить: они поддерживали Деникина и поляков, которые вели борьбу с УНР. Жидивський Пробойовый Kуринь и-заз больших боевых потерь и из-за страшной эпидемии тифа потерял 2/3 своих бойцов. Его пришлось расформировать в ноябре 1919 года.

Обращение Центрального провода ВО «Тризуб» им. С.Бандеры к гражданам Украины:
Жидівський Пробойовий Kурінь — самостійний оперативний військовий підрозділ 1-го корпусу Української Галицької Армії. Сформований у червні 1919 року під час Чортківської офензиви з жидівської (Jewish) міліції Тернополя. Командир — поручник Соломон Ляйнберг.
Склад куреня:
4 стрілецьких (по 200–220 вояків) і скорострільна (8 кулеметів) сотні;
3 чети — кінноти, саперна і зв'язку.
Місце дислокації та вишколу — село Остап'є (нині Підволочиського району Тернопільської області). Від 14 липня Жидівський Пробойовий Kурінь брав участь у бойових діях з польськими військами на лінії сіл Максимівка — Романове Село — Жеребки — Колодіївка, прикривав відхід частин 1-го корпусу за Збруч у районі Скалата, Гримайлова та Гусятина.
На Надніпрянщині відзначився в боях із московсько-більшовицькими військами під містами Проскурів (нині Хмельницький), Вінниця, Фастів, Бердичів.
Внаслідок бойових дій та епідемії тифу і дизентерії курінь втратив дві третини особового складу. Начальна команда УГА його розформувала, вцілілих вояків перевели в інші частини.
Частина людей дісталася до Одеси, звідки разом з членами місцевої єврейської бойової дружини емігрували до Палестини. Дехто залишився на території Радянської України, а деякі, серед яких був і Соломон Ляйнберг, повернулися в Галичину, яка на той час була вже під Польщею. У Тернополі він і був замучений у місцевій в'язниці (за іншими даними — в таборі для інтернованих військовополонених Української Галицької Армії) в 1920 році.
Центральний провід ВО «Тризуб» ім. С.Бандери звертається до українців з ініціативою по вшануванню пам’яті загиблих у боротьбі за самостійність України всіх бійців Жидівського пробойового куреня, шляхом проведення в усіх українських церквах заупокійних богослужінь по жидівських лицарях, які загинули зі зброєю в руках у боротьбі за Україну та встановленні у Тернополі (місті, де було сформовано Жидівський пробоєвий курінь) величного пам’ятника, присвяченого бійцям цього підрозділу УГА та його легендарному Командиру — поручнику Соломону Ляйнбергу.
Зберемо гроші на пам’ятник жидам – українським патріотам!
Геть шовінізм, антисемітизм і українофобію!
Слава жидам – борцям за державність української нації!
Слава українському націоналізмові!
Слава Україні!
Провідник ВО «Тризуб» ім. С.Бандери Дмитро Ярош
Голова ЦП ВО «Тризуб» ім. С.Бандери Андрій Стемпіцький
Часть людей перешло в другие части УГА. Часть бойцов в начале 1920 года добралась до Одессы и соединилась с такими же остатками местной еврейской сионистской дружины, разгромленной белыми в сентябре 1919 года. Возникла новая воинская часть, состоящая из идейных сионистов Западной и Восточной Украины. Их было не более двух сотен, но именно эти молодые евреи, сплоченные и мужественные, в апреле 1920 года навсегда покинули Украину, чтобы с оружием в руках добиваться свободы своей исторической родины — Израиля. Почти все они вскоре стали командирами Хаганы — еврейской народной самообороны в Палестине, сыгравшей главную роль в войне за независимость Израиля 1948 года.
Кое-кто остался на территории Советской Украины, а некоторые, среди которых был и Соломон Ляйнберг, вернулись в Галицию, которая к тому времени была уже под Польшей. В Тернополе он и был замучен в местной тюрьме (по другим данным — в лагере для интернированных военнопленных Украинской Галицкой Армии) в 1920 году.
В настоящее время имя Соломона Ляйнберга носит одна из улиц города Львова.
Комментарии
Если это не утка, то перевод плохой. Возможно, в начале 20-века, в украинском языке слово "жид" не было оскорбительным, но сейчас оно безусловно оскорбительно, а в русском оно является оскорбительным как минимум лет двести. Поэтому при переводе на русский укр. текстов того времени слово "жид" и производные от него нужно заменять словами "eврей", "еврейский" и т.д. Цитируя укр. документы, нужно оставлять как есть и либо оговаривать, что в то время это слово не было оскорбительным, либо надеяться, что читатель это понимает.
И тут евреи хотят к себе ОСОБОГО отношения
В данном случае, из статьи ясно, что в то время в том месте слово "жид" не было оскорбительным, поэтому надо переводить словом "еврей".
Другое дело, что я не уверен, что статья правдива.
Насчет того, какого отношения хотят евреи. Простое утверждение, что нужно переводить не похожe по звуку, а похожe по смыслу, для вас сложно. Более сложный для понимания факт, что евреи - разные и хотят разного вам, вероятно, вообще не под силу. Поэтому не тужьтесь понапрасну и поверьте мне на слово, что большинство евреев хотят именно неособого отношения.
ЗЫ. До революции слово "жид" тоже было официальным в России. Множество документов есть с этим словом. Нам что теперь, в угоду вам менять не только язык, но и свою историю?
Сегодня слово "жид" в современном русском языке является оскорбительным. Будете возражать?
Если в документе употреблялся оскорбительный термин, нужно переводить оскорбительным термином. Согласны?
Если в документе употреблялся неоскорбительный термин, нужно переводить неоскорбительным термином. Согласны?
Получите без перевода:))))
Энциклопедический источник, плиз!
Комментарий удален модератором
Просто мой оппонент вдруг обиделся на слово "жид" в статье и потребовал особых преференций:)))