"Скотская" медицина

О том, как живется медику-интерну и к чему могут привести высказанные накануне заместителем премьер-министра Анатолием Тозиком инициативы в области медицинских вузов, корреспонденту «БелГазеты» Нине Шуляковой рассказала выпускница БГМУ, бывшая отличница и староста, представившаяся Евгенией СЕМЁНОВОЙ.

- Цитируя Анатолия Тозика, почему все-таки «врачей выпускают много, а их все равно не хватает»?

- Вы шутите? Я работаю в центре гигиены и эпидемиологии в одном из близлежащих к Минску райцентров, и тут непрерывная текучка кадров. Никто совершенно не пытается привлечь молодых специалистов достойной зарплатой или жильем. Свой первый день в интернатуре я просто просидела сиднем: никто не знал, что со мной делать. В отделении - хаос. Заведующий - парень на 3 года старше меня, который занимает этот пост просто потому, что больше некому.

Как интерн я должна набираться опыта у назначенного куратора. Но я предоставлена сама себе, мне навязывают обязанности врача: я оформляю протоколы, расследую профессиональные заболевания, принимаю строительные объекты в эксплуатацию... Но платят мне как интерну - Br1,5 млн. Один раз даже заменяла заведующего по причине «производственной необходимости». Иначе говоря, работать больше было некому. Притом что законодательно я вообще не могу работать одна. Документы, которые я подписываю, официально не имеют никакой силы. Я их, к слову, ксерокопирую, чтобы, в случае чего, было чем доказывать, что меня эксплуатируют и нарушают постановление.

Тут все отрабатывают положенный срок и убегают. А центр заказывает свежих выпускников и вытягивает из них все, что можно. У нас основные работники - или пенсионеры, или молодняк.

- Есть ли возможность перераспределиться?

- У меня пока не выходит. Я минчанка, была старостой с первого дня в медунивере, входила в первую десятку по среднему баллу на курсе. Написала заявление на работу в Минске, нашла место. В результате - совершенно другой город, и даже не областной. Заявила, что не согласна с распределением, но мне до сих пор так никто и не ответил. Да и шум подымешь - сразу начинается давление со всех сторон. Кабала.

Недавно, например, главный врач пыталась заставить подписать приказ о назначении меня заведующей отделением. Когда я начала объяснять, что это противоречит постановлению и моей должностной инструкции, да и вообще я по уровню подготовки не могу занимать такой пост, мне стали угрожать отрицательной характеристикой. Я, конечно, ничего подписывать не стала, и тут же пошло-поехало: «Ты подставила всё отделение!», «Из-за тебя всех депремируют, неблагодарная!» Но я все равно буду пытаться перераспределиться в Минск. А если не выйдет, что же, дотяну. А потом пойду хоть кассиршей, хоть кем, но за 1,5 млн. работать по специальности не стану. Считаю, что такой ответственный труд должен хорошо оплачиваться.

- Студенты, которые учатся платно и имеют возможность свободно выбирать место работы, застрахованы от таких манипуляций?

- Вырваться из этого рабства крайне сложно и платникам, и бюджетникам. Бюджетникам - потому что перераспределение происходит только с участием Минздрава, которому нужно хоть кем-то закрыть дыры. А платников, как оказалось, тоже можно распределять.

У нас это происходило в добровольно-принудительном порядке. Сказали написать всем заявление «желаю распределяться». Особо несговорчивых деканат преследовал, запугивал, уговаривал, мол, «чего вы возмущаетесь, не захотите - не будете отрабатывать, напишете отказ». Все повелись и написали. А потом выяснилось, что заявление можно отозвать только в течение двух месяцев. Чего, естественно, никто не сделал.

Само распределение было организовано так, чтобы никто не возмущался: все происходило быстро, люди просто не успевали опомниться - буквально 3 минуты на человека. Ты заходишь в зал, тебе дают бумажку с местом, куда тебя направляют, министр ее подписывает, а ректор угрожающе подмигивает, чтобы ты шел дальше. Ну и идешь...

- Тозик назвал наши медицинские вузы «полковой школой для соседних государств». Много ли молодых специалистов уезжает за границу?

- Уезжает процентов 5-7. Ведь наше образование не везде признается за образование как таковое. Среди моих знакомых больше тех, кто после выпуска забросил медицину и ушел в частный бизнес. Да и кто захочет за гроши вариться в этом котле? Катастрофическая разница между тем, что тебе обещают, и тем, что ты имеешь в итоге. У меня специальность не очень популярная - гигиенист. Выбрала ее, потому что была маленькая и наивная, считала, что смогу изменить мир - предупреждать заболевания, предотвращать эпидемии...

Куда я попала в итоге? Меня посылают проверять условия труда на свиноферму, где нет водопровода вообще и на всех работниц - одно ведро с водой, или на молокотоварную ферму, где в холодильнике с молоком роятся мухи. Назначается штраф директору предприятия, он его выплачивает, нарушения устраняются по минимуму, ведь колхозы находятся в настолько удручающем состоянии, что оборудовать душ для них - роскошь.

В конце концов директора судят, снимают с должности, ставят нового. И цикл повторяется, а нарушения остаются. То есть в реальности подобные центры только и делают, что собирают штрафы и взятки. И ты - не врач, ты малю-ю-юсенькая часть огромного насоса, который выкачивает из людей деньги.

- Количество мест для поступающих в медицинские вузы стоит уменьшать или увеличивать?

- Стоит улучшать качество образования. Конечно, с одной стороны, не хватает специалистов. С другой - университет не может больше принять. Когда я училась, поток студентов с трудом помещался в лекционный зал. Не говоря уже о практических занятиях. В меде, конечно, много препаратов, макетов и других наглядных материалов для обучения, но, грубо говоря, даже группе из 9 человек тяжело показать труп так, чтобы все всё увидели. А если в группе 12 человек? 15? А ведь многим специалистам еще нужно присутствовать на операциях.

- Станут ли люди лучше работать, если их во избежание отвлекающих и развращающих мыслей об уходе с работы будут «удерживать на местах», как предложил Тозик?

- Я уже чувствую себя рабом от одной отработки, а вы говорите «удерживать». Мне искренне жаль тех несчастных, которые поступили в мед в этом году и будут работать по распределению 5 лет. Мне стыдно за свою страну, и от таких высказываний, как у этого Тозика, хочется уехать куда-нибудь очень далеко. С таким подходом люди просто перестанут учиться медицине в Беларуси. Ну и работать, соответственно, тоже. Второй раз в мед я бы не поступала. Шесть лет жизни потрачено для чего? Чтобы потом со мной обращались как со скотом?