Новочеркасский бунт: 50 лет спустя

 

В конце мая 1962 года администрацией Новочеркасского электровозостроительного завода им. Буденного (НЭВЗ) под руководством директора Курочкина были снижены расценки на выпускаемую заводом продукцию. Такие мероприятия являлись вполне обыденными и проводились с целью повышения производительности труда, часто опираясь на внедрение новых технических достижений. Естественно увеличение норм выработки особого удовольствия не вызвало.

<dl>Однако в 1962 году произошло еще одно событие. 1 июня 1962 года по радио было объявлено о повышении розничных цен на мясо-молочные продукты. Постановление от 17 мая 1962 года №456 «О повышении закупочных (сдаточных) цен на крупный рогатый скот, свиней, овец, птиц, масло животное и сливки и розничных цен на мясо, мясные продукты и масло животное», преследовало целью повышение выработки сельскохозяйственных продуктов. Однако наложенные одно на другое, эти два события вызвали всплеск недовольства рабочих завода имени Буденного.
Поясним, что повышение цен, в реальном выражении, вызвало увеличение цен в рабочих столовых на несколько копеек, что, естественно, ни к какому голоду среди работников привести не могло. Однако рабочие, официально провозглашавшиеся тогда основой основ советского общества, почувствовали себя обманутыми.
Еще 31 мая 1962 года из местных партийных и советских органов в Ростовский обком партии начали поступать тревожные сообщения о том, что на Новочеркасском электровозостроительном заводе имени Буденного складывается неуправляемая обстановка. Рабочие бросают работу, собираются многочисленными группами, митингуют, а руководство предприятия своими непродуманными действиями только ухудшает положение дел.
Первый секретарь Ростовского обкома партии Басов докладывает о складывающейся ситуации на заводе в Президиум ЦК КПСС. А сам убывает 1 июня в Новочеркасск, чтобы на месте разобраться с тем, что происходит на заводе и принять меры по стабилизации обстановки. Басов пытался, с балкона заводоуправления, уговорить рабочих приступить к исполнению обязанностей.

Однако толпа не расходилась. И стала выкрикивать лозунги о снижении выработки, повышении расценок и увеличении продаж продуктов. В толпе всегда, в соответствии с особенностями ее существования, появляются «горланы» и «главари». Впоследствии их назовут «провокаторами и хулиганствующими элементами». Разъяренная толпа блокирует здание заводоуправления. Сотрудникам милиции оказывают сопротивление. Партийных и комсомольских активистов начинают избивать.
Часть митингующих выходит в район станции Локомотивной на главной железнодорожной магистрали юга страны «Москва – Ростов-на-Дону» и блокирует железнодорожное сообщение, останавливая движение всех поездов. Митингующие захватывают газораспределительную станцию, ставя под угрозу функционирование не только промышленных предприятий в поселке Буденновский, но и обеспечение газом всего города.

В связи с возможными непредсказуемыми последствиями, из города Новочеркасска прибыло подразделение внутренних войск в количестве около 500 человек во главе с генерал-майором Олешко.

Им удалось очистить от бастующих железнодорожную станцию Локомотивную, выдворить захвативших газораспределительную станцию и взять ее под охрану. Работники милиции задержали и доставили в Новочеркасское городское отделение милиции около 30 участников событий.
Далее в Новочеркасск прибывают член Президиума ЦК КПСС А.П.Кириленко и командующий войсками СКВО генерал армии И.А.Плиев, позже к ним присоединяются другие партийные деятели. После разговора с Хрущевым Плиев отдает распоряжение ввести в Новочеркасск подразделения частей округа. Причем патроны солдатам не выдавались, никаких приказов на применение оружия ни от кого не поступало. Военнослужащих начинают оскорблять, пытаются их разделить и поглотить толпой.

2 июня 1962 года из Буденовского в Новочеркасск двигается большая толпа. Она легко преодолевает поставленные, как заграждения, танки – патронов у солдат нет. Далее участники акций протеста разделяются и начинают штурмовать здания горкома, милиции, КГБ и Госбанка. Вот тут- то и происходит основное кровопролитие. Солдаты внутренних войск, а не армии, как бы этого кому-то хотелось, вооружены.
Наиболее агрессивно настроенные демонстранты врываются в здания: разбивают окна и двери, ломают мебель, бьют люстры и сбрасывают портреты. А потом нападают на военнослужащих и пытаются завладеть их оружием. Это и повело к кровавой развязке. Отбиваясь, двое солдат начали стрелять по нападавшим. В результате этих не только несанкционированных, но и непредвиденных выстрелов было убито 17 и ранено около 30 человек на площади перед горкомом и горисполкомом. После этого демонстранты стали разбегаться.
В это время в здании КГБ одному из нападавших удалось вырвать из рук рядового Репкина автомат. Он попытался открыть огонь, но у него произошла заминка, потому что автомат был на предохранителе. Рядовой Азимов, заметивший, что оружием завладел агрессивно настроенный человек, открыл по нему огонь и сразил его и еще четырых нападавших.В ходе обороны и защиты горотделов милиции, КГБ и госбанка 2 июня 1962 года, получили ранения и травмы 35 военнослужащих внутренних войск, трое из которых были госпитализированы. При восстановлении порядка в городе и окрестностях было ранено 6 офицеров и 9 солдат и сержантов, около 40 военнослужащих Советской армии получили побои и ушибы различной тяжести. Среди участников беспорядков было убито 22 и ранено 39 человек.

О кровавых событиях, произошедших в Новочеркасске в июне 1962 года, широкой публике стало известно с началом эпохи «перестройки». На волне широкого обсуждения и осуждения советского прошлого у большей части населения создалось впечатление, что в Новочеркасске была предпринята попытка антикоммунистического переворота. И попытка эта была утоплена в крови тогдашним руководством СССР.
На этом, собственно, события в Новочеркасске и прекратились. Однако согласитесь, они мало походили на расстрел войсками мирного народа. Попытка сравнения их с событиями 9 января 1905 года, мягко говоря, некорректна. Да и вообще, пора нам поискать в истории, что-то, что объединит всех нас, а не станет очередным яблоком раздора.</dl>