Переполох

На модерации Отложенный

ВАК заработал: за плагиат ученых степеней лишены 11 человек

Письмо академика: лжеученые, и как от них очистить науку 



 

В РОССИЙСКОМ научном сообществе переполох: комиссия минобрнауки, проведя проверку присуждения ученых степеней доктора и кандидата наук в нескольких вузах и НИИ, забила тревогу, выявив систематические нарушения основных требований к диссертациям. Много фиктивных диссертаций, насыщенных плагиатом, составленных из заимствованных фрагментов чужих работ, оформленных с нарушением обязательных требований по публикации основных результатов работы, об отсылке авторефератов в государственную библиотеку (для ознакомления общественности); отмечены подлоги в части ведущих организаций, оценивающих диссертацию до ее защиты, случаи участия одних и тех же лиц в консультировании диссертантов и официальном оппонировании и оценке диссертаций. Приведены страшные примеры: в одной из диссертаций автор прилагает список 14 своих якобы печатных работ, но на поверку оказалось, что все 14 не опубликованы. Доля плагиата достигла в некоторых работах 75–87 процентов.
До определения ценностей этих диссертаций комиссия не дошла; и не под силу ей такая работа. Поэтому об основных критериях работ – актуальности, новизне, достоверности, производственной необходимости – материалы отсутствуют. Впрочем, можно ли найти эти качества в работах фальшивых, повторяющих вчерашний день с заведомо ложными выводами и результатами?
За всем этим видна нечистоплотность и недобросовестность некоторых ученых советов и их руководителей, безнравственность и безграмотность, напоминающая вредительство, некоторых ученых, которым было доверено выступать официальными оппонентами по защите диссертаций.
Появились рекордсмены по подготовке докторов и кандидатов наук – называется медицинский центр, в котором за пять лет защитили диссертации 32 доктора и 149 кандидатов наук. Занятые основной работой, могли ли ученые уделить должное внимание заслушиваемым диссертациям? Роль членов ученых советов сводилась к голосованию в соответствии с рекомендациями председателя совета и официальных оппонентов. Важное звено в публичной защите диссертаций свелось к ненужной потере времени.
Беспредел в науке возник в беспутное время созидания дикого капитализма с основным жизненным принципом – всё продается, включая совесть, и всё покупается. Появились сотни, если не тысячи лже- и псевдоученых. Особенно их много в педагогике, медицине (в поликлиниках и больницах на кабинетах врачей появились надписи: принимает не просто дипломированный врач, а кандидат и даже доктор медицины, что повышает его имидж, но не качество лечения), в сельском хозяйстве.
 
В СВОЕ время, помню, президент Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени В.И. Ленина (ВАСХНИЛ) академик А.А. Никонов, характеризуя человека науки, на первое место ставил вклад в науку и интеллигентность. Он говорил: «Для научного работника главное – интеллигентность и морально-этические качества, вклад в науку, производство и подготовку научных кадров, культурный кругозор и общественная активность».
Именно этими критериями оценивались идущие в науку специалисты, что позволило сформировать в советское время контингенты научных кадров в научно-исследовательских институтах, вузах и государственных академиях, успешно решавших выдвигаемые жизнью задачи. По развитию науки, как всем известно, Советский Союз занимал одно из первых мест в мире. Показателем этого явились нанотехнологии по освоению ядерной энергии, создание ракетной техники, Единой энергетической системы, первых спутников Земли, прорыв в космос. Сельское хозяйство страны тогда полностью обеспечивало население всем необходимым, гарантируя продовольственную безопасность. В короткий срок была преодолена нанесенная войной разруха в народном хозяйстве, обеспечена промышленная и энергетическая безопасность, создана необходимая мощь вооруженных сил для обороны страны.
В последующие двадцать два года, в так называемой Молодой России (слова Д. Медведева), всё разрушено, созданы кланы олигархов и коррупционеров, продолжающих разрушение родины и ограбление ее народа.
Дух стяжательства, доллар, ривьера, куршавель, западные «ценности» проникли в науку. Слабые душой и интеллектом ученые поддались тлетворному влиянию, широко открыв двери в храм науки для любителей всяких степеней; а нищенское состояние многих деятелей науки способствовало появлению лже- и псевдоученых, купивших диссертации нередко за казенные деньги; ВАК поставила на поток выдачу им аттестатов и дипломов.
Лет пять назад В.В. Путин, выступая в Российской академии наук, призвал ученых бороться с лженаукой, которая проникла даже в большую Академию наук, но никаких шагов не было предпринято по части улучшения подготовки научных кадров, кроме, пожалуй, того, что кое-где появились «комиссии по борьбе».
Я посылал в ВАК четырежды мотивированные заявления о негодных докторских диссертациях по мелиорации и водному хозяйству, переполненных плагиатом, полностью повторяющих ранее защищенные кандидатские диссертации, с таблицами цифр, взятых с потолка (исследования не проводились!), и с анализом их на уровне ученика неполной средней школы. Имеются в виду диссертации, авторами которых были Х., Д., М., Г., все они впоследствии описаны мною в книгах «На стыке эпох» (2009) и «От «Года Великого Перелома» (2010–2011). Одно из писем (о диссертации М.) даже отвез в ВАК и послал в минобрнауку. Никакой реакции ВАК и минобра не последовало, и даже не соизволили ответить заявителю. Глас вопиющего в пустыне! Зеленая улица для лжеученых была открыта. Способствовала этому беспринципность отдельных ученых.
Остановлюсь только на последнем из упомянутых четырех псевдоученых. Г. – уроженец Западной Белоруссии, ставший инженером-мелиоратором в БСХА. Работал начальником мелиорации в области, ничем себя не проявил. Но появилась мохнатая лапа и перетащила его в Москву, назначив начальником ранее мощной, а затем брошенной организации «Главнечерноземводстрой». Получил повышение – переведен на должность директора департамента мелиорации и сельскохозяйственного водоснабжения Минсельхоза РФ, награжден каким-то орденом.
Воспылал желанием стать ученым. Потекли бесконтрольно бюджетные средства не в подведомственные ему научные организации, а в другие ведомства, где нашлись ученые, готовые написать ему сначала кандидатскую, а потом и докторскую диссертацию. Всерьез готовившуюся защиту никто не принимал, поскольку Г. ни одного дня не работал в науке, не владеет методикой научных исследований и не отвечает… требованиям, предъявляемым вступающему в науку.
На защиту докторской диссертации по вопросам мелиоративного почвоведения приняли его в ранее известный Агрофизический институт, где заслушали «автора» и довели диссертацию до научной кондиции, выдрессировали соискателя для доклада на совете и для ответов на подготовленные заранее вопросы. Всё прошло – и не могло не пройти – успешно.
Новоявленный доктор наук Г. не остановился на этом. Возжелал стать академиком РАСХН (бывшая ВАСХНИЛ), подал документы на конкурс при выборах члена-корреспондента. Вряд ли он решился бы на это, но, видимо, кто-то подталкивал и тянул в академию, она нуждалась в более молодых разрушителях российской науки.
Вспоминаю то Годичное собрание академии с выборами.
Перед тайным голосованием я кратко выступил с отрицательной характеристикой кандидата в академию, сказав правду о его диссертациях. Ученые-лесоводы, часть земледелов и мелиораторов проголосовали против. Провели второй тур голосования в угоду троянскому коню, вводимому в науку, – с одной его фамилией в бюллетенях, поскольку выделена-де министром (железнодорожником) Гордеевым для академии дополнительно одна единица члена-корреспондента. Опекавшие соискателя провели во время антракта обработку голосующих, у них была полная уверенность, что безальтернативное голосование позволит протащить его в академию. Но, к их великому сожалению и радости порядочных ученых, закаленных еще при советской власти, претендент не получил нужного числа голосов и не был избран…
 
ВОЗНИКАЕТ вопрос: как удалить быстро и тщательно раковую опухоль в современной науке, метастазы которой в виде новоявленных «ученых» распространились по всем ее направлениям? Ничего нового в части процедуры защиты диссертаций не надо придумывать. Необходимо:
1. Повысить требовательность к ученым советам, ликвидировав малокомпетентные советы, к диссертантам, их руководителям и, прежде всего, к официальным оппонентам. Укомплектовать экспертные советы ВАК достойными, честными, настоящими учеными, а их пока в России больше, чем нуворишей.
2. Очистить науку от случайных для нее лиц с купленными учеными степенями, а порою и вузовскими дипломами. Это можно сделать в два этапа: 1) потребовать от всех лжеученых, защитивших диссертации в последнюю дюжину (после 2000 г., когда особенно возрос поток) сдать «корочки» без каких-либо наказаний; 2) создать по всем отраслям (подотраслям) временные специальные советы из трех (как практикуется на Западе) проверенных честных и нравственных ученых, которым поручить рассмотреть все диссертации в рабочем порядке, а защищенные с нарушением ваковских требований рассмотреть на совете с вызовом бывшего соискателя степени. По результатам этой работы опубликовать позорные списки ученых, выступавших научными руководителями и официальными оппонентами по лжедиссертациям, а в отношении некоторых многократно нарушавших научную этику ученых принять более решительные действия, вплоть до уголовного наказания.
3. Чтобы навсегда (по крайней мере на ближайшие 10–15 лет) избавиться от подлостей в науке, надо неотложно вернуться к старой практике сменяемости директоров институтов и президентов академий через каждые 4–5 лет, пока не обросли они грибным мицелием из подхалимов и приспособленцев, высасывающих соки из науки. Это – первейшая необходимость.
Посмотрите, что творится в сельскохозяйственной науке! Уже четверть века РАСХН возглавляет Г. Романенко, нелегитимный президент и академик (два раза проводилось голосование на общем собрании ученых при выборах в ВАСХНИЛ в соответствии с Уставом ВАСХНИЛ, и оба раза ученое сообщество его отвергло). Бывший председатель колхоза (я не в обиду другим пишу об этом), застрявший в своем «научном» развитии на том же уровне, хотя стал кандидатом и доктором наук в результате защиты пустых и вредных для страны диссертаций, особенно докторской, защищенной в Одессе. (Это один из редких в советское время случаев, поскольку государство строго следило и периодически разгоняло скомпрометировавшую себя ВАК.)
Еще в 2000 г. послал я письмо о плохой работе и безобразиях в академии под руководством этого деятеля и направил председателю правительства В.В. Путину. Заявление мое переслали в министерство науки и технологий, откуда я получил, как и ожидал, пустопорожний ответ от замминистра. Письмо было рассмотрено по поручению правительства миннаукой РФ совместно с минсельхозпродом РФ и РАН. Комиссия установила, что «некоторые замечания правильно отражают существующее положение дел в сельскохозяйственной науке» (по финансированию, необходимости сокращения аппарата РАСХН), но не все (?). Комиссия сделала ряд замечаний в адрес РАСХН; «необходимости улучшения координации НИР между отраслевыми отделениями академии, реформирования и совершенствования научной сети РАСХН, более быстрого продвижения законченных работ на отечественный и зарубежный рынок, введения в хозяйственный оборот хозяйств результатов научно-технической деятельности». Главный вопрос – о бессменном руководстве одних и тех же лиц в течение десятилетий – оставлен без ответа.
Но любопытно, моя жалоба каким-то образом оказалась далеко за пределами кабинетов. Неожиданно получил я доброе письмо от известного ученого N. Он писал: «…Борис Степанович! Вы человек чести, совести, принципиальности и абсолютно правильно озабочены состоянием дел в академии. Но к великому сожалению, если будет напечатана Ваша статья… проку не будет. Вас просто обвинят в злопыхательстве и всех мыслимых и немыслимых грехах...
На чем строится мое убеждение? Мне известны связи этого… с власть предержащими. На охоту он едет с В.С. Черномырдиным, в бане он сидит с Ч. (фамилия неразборчива) и Аксёненко (свояки). Если не будет решения о его смещении сверху, попытки его отстранения от академии бесполезны…
…Вы абсолютно правильно, патриотично поступаете, но будьте осторожны…»
Судя по письму, мои представления о руководстве были поверхностны – грехов значительно больше и они известны правительственным структурам, но даже криминальные факты ими «гасятся». По моему невежеству ничего не знаю о свояках.
Вскоре после письма о беспорядках и беспринципности руководства академии почувствовал отчуждение некоторых руководящих «друзей», которые удобно вписались в сложившуюся обстановку и ее используют в личных интересах. Зло рождает зло.
Написана правда и только правда. В заключение еще один довод.
В соответствии с Уставом ВАСХНИЛ, подготовленным еще под руководством великого русского ученого Н.И. Вавилова, руководить академией и быть директором института можно до 60–65 лет! В угоду нуворишам современности, по их хотению устав периодически корректировался по мере их старения – сначала возраст довели до 65, потом до 70 лет. Но и после семидесяти расставаться с удобным креслом желания нет. В 2007 г. «любимому» президенту нашей академии исполнилось 70 лет. Наконец-то, рассчитывали, уйдет на пенсию, но этого не случилось. На Годичное собрание Академии явились зампредседателя правительства В. Зубков (по рекомендации которого, видимо, Сердюков стал первым в России супер-разрушителем в вооруженных силах) и мэр Москвы лендлорд Ю. Лужков. Явились впервые, чтобы поддержать продление для Романенко президентского срока до 75-летнего возраста! Стала распространяться версия: если бы не он, академию давно бы закрыли! Хотя, как известно, пока не закрыта ни одна государственная академия.
Взглянем на возраст рулевых науки: в 2013 г. Г. Романенко исполнилось 76 лет, Н. Ковалеву исполняется 76 лет, Б. Кизяеву – 75 лет, И. Кружилину – 83 года (ушел из директоров). Картина безрадостная – более четверти века прекращено движение молодежи в науке. Позор постперестроечному времени!
Вопрос на засыпку: если человек в молодые и зрелые годы не занимался научными исследованиями, может ли он в старости быть полезным науке? В сетях псевдоученых прозябает много лет наша сельскохозяйственная наука, поэтому не видно ее результатов, а Россия потеряла продовольственную безопасность и неминуемо идет к всеобщему голоду!
 
Б. МАСЛОВ, академик ВАСХНИЛ (РАСХН)