Что дальше?

Что дальше?
Есть у меня твердое ощущение, что Запад вот уже минимум полгода очень хочет услышать от белорусской оппозиции что-нибудь, помимо лозунга "Долой!"

Политзаключенных должны выпустить. Это требование даже не дискутируемое. Но дальше что?

С криками "Долой!" идем на выборы в местные советы. Причем, лидеры оппозиционных сил даже не будут баллотироваться, не их уровень. А вот второй эшелон двинет. И если у власти не случится паралич мозга -- кто-то даже пройдет. Что дальше?

У власти, чтобы ублажить Европу, в рукаве есть козырная карта -- мораторий на отмену смертной казни. Больше того, власть высказывает намерение вести диалог. Вон каким цивилизованным и разумным выглядел на конференции ОБСЕ по интернету представитель Оперативно-аналитического центра! О либерализации говорил. Сказал: "Если надо открутить ржавую гайку, самое тяжелое -- с мертвой точки ее сдвинуть. Потом она легче крутится..." Столь "добрые намерения" нельзя не оценить.

И, конечно, редактор Хартии-97 Наталья Радина не могла не расставить точки над "i" (передаю не дословно, а смысл): "Если бы я была в Беларуси, я была бы в тюрьме. Вы -- спецслужба, у вас даже символика, как у КГБ в 2010 году. Когда был принят указ о регулировании интернета, наш сайт не только попал в черные списки, но в этом же году был убит основатель сайта Олег Бебенин, редакция сайта дважды была подвергнута обыскам и конфискации всей техники, журналисты, включая меня, редактора, были арестованы... И вы мне будете говорить про какой-то диалог?!"

Позиции сторон понятны. Гайку закрутить, потом немного отжать -- вот и будет видимость политических реформ. Это с одной стороны. С другой: "Коварные лжецы! Ни одному слову верить нельзя! Долой!"

Все правильно, справедливо, не поспоришь. Но очень спорно, на чьей стороне будут симпатии. Потому что у белорусской власти плохонький, но ответ на вопрос "Что дальше?" есть. А у Натальи Радиной, которая в данном случае высказывает позицию белорусского оппозиционно-структурированного большинства -- нет. 

Будем ждать революцию? Промысла Божьего, который устыдит фарисеев? Или сразу метеорит, чтобы снес эту власть прямо с резиденцией?..

Можно, конечно, подождать. И даже особо не биться головой в стену, как это происходит в последнее время. Достаточно просто констатировать: "Там не с кем и не о чем разговаривать! Только долой!"

Можно выбирать единого кандидата оппозиции. И, наверное, даже нужно выбирать: вдруг война, а мы без каски... Хотя при сохранении нынешних условий я не вижу смысла его участия в выборах. 

Но можно все-таки попытаться выработать свою повестку дня.

Не конфронтацию как самоцель. Не выживание как самоцель. Не "круглый стол" власть-оппозиция как цель полноценую и достаточную даже при условии обсуждения второстепенных проблем, поскольку с чего-то надо начинать. А свою повестку дня, свой ответ на вопрос: "Что дальше?"

За эти годы много написано программ, проектов законов и предложений по изменению действующих, так что ответы, вроде бы есть. Но это все -- мертвому горчичник. Потому что дальше должны быть конкретные предложения по изменению Конституции. И "круглый стол", диалог (как хотите назовите) -- только по обсуждению условий: как, когда, кто...  

Сегодня власть говорит, что хочет диалога. Отлично! Это надо приветствовать, потому что отстаивать сценарии конфронтации -- позиция заведомо проигрышная. Главное -- о чем договариваться. И, конечно, диалог должен быть не о том, как пройдут выборы в местные Советы или на каких условиях будут регистрировать партии, а о главном.

Лукашенко ни на какой серьезный диалог не пойдет?..

Ну, значит, не пойдет. Нам-то в таких условиях даже сподручнее ждать. Потому что это он окажется в проигрышной позиции, это он вынужден будет выступать с позиции конфронтации, с позиции уловок и ухищрений, защиты того, что стране уже костью в горле.

Значит, это он будет вынужден объяснять, почему не хочет, чтобы в Беларуси был справедливый суд; почему он против запрета изымать у людей дома без их добровольного на то согласия, почему он выступает за то, чтобы государство имело право выселять людей из их квартир, даже если хозяин считает, что таким выселением его грабят. Почему государство не берет на себя обязательство сохранить бесплатное образование хотя бы в пропорции 50 на 50. Почему власть против того, чтобы люди сами выбирали себе руководителей областей, городов, районов. Почему он, Лукашенко лично, не согласен, чтобы Комитет госконтроля занимался исключительно контролем за расходованием бюджетных средств, и чтобы в его руководстве обязательно были представители как власти, так и оппозиции. Возглавляя ведомство на ротационной основе и присматривая друг за другом...

Нам есть что предложить в повестку дня. Конкретно, по всем болевым точкам. Есть что предложить и власти, и Европе, и белорусам -- от пенсионеров до бизнесменов -- которые просто не понимают, чего добивается оппозиция, помимо главного поста в стране. А потому считают, что, по большому счету все это противостояние -- схватка за портфели. Избиратели тоже хотят услышать что-то внятное, а не только лозунг "Долой!" По крайней мере, об этом давно говорят социологи.

Ведь проблемы борьбы за власть это не проблемы большинства. Большинство интересует другое: что дальше?